Как Нижний Тагил боролся с крупнейшим за последние 30 лет половодьем. Хроника событий. ФОТО. ВИДЕО

Угроза затопления в Нижнем Тагиле, по словам местных чиновников, сохраняется. Несмотря на вчерашний спад уровня воды, подъём ещё возможен из-за таяния снега в пригородной местности и других факторов. Более того, уже наблюдается незначительный подъём, сообщают в администрации города. Но степень опасности с момента первой эвакуации 17 апреля снизилась, а областные власти заявили о планах по возмещению ущерба пострадавшим. Наиболее заметно стихия проявила себя в садовых участках и сельских территориях в черте Нижнего Тагила: Монзино, Антоновском, Евстюнихе и прочих. О том, как развивались события с 17 по 22 апреля, – в материале АН «Между строк».

17 апреля «большая вода» пришла в посёлки Евстюниха, Песчаный и Монзино. В первом был затоплен коллективный сад, но эвакуировать пострадавших не пришлось, поскольку владельцы участков были заранее предупреждены о грядущей чрезвычайной ситуации. Об этом заявил замглавы Нижнего Тагила Константин Захаров, добавив, что уровень воды продолжает расти.

Но 18 апреля, когда паводок распространился на весь посёлок, спасателей всё-таки пришлось задействовать, без их помощи не все смогли бы выбраться. Тогда же стало известно, что вода подбирается к городским магистралям. Мэрия собрала срочное совещание, после которого призвала жителей города принять меры по сохранности имущества в опасных зонах, где находились жилые дома и предприятия. Чрезвычайная обстановка также складывалась в посёлках Висимо-Уткинске и Черноисточинске, где уровень воды в пруду поднялся более чем на 40 сантиметров.

По одной из версий, причиной бурного развития стихии стал прорыв плотины на Верхнем Прудке в районе Черноисточинска: служащие вовремя не открыли шлюзы плотины Ушковской Канавы, из-за чего Верхний Прудок переполнился, и вода пошла в реку Чёрная. Но тагильские чиновники отрицали человеческий фактор.

К этому моменту уже были подтоплены 280 участков и 90 домов в садоводческом товариществе «Шахтёр», 30 участков и 10 домов в к/с «Энергетик», 4 участка и 4 дома в к/с «Надежда». Пострадал также сад «Автомбилист-2». Паводок добрался до посёлков Антоновского и Студёного.

Спикер нижнетагильской думы Александр Маслов рассказал, как он и его соседи эвакуировали семьи и имущество из затопленных домов Антоновского. Он также счёл, что в сложившейся ситуации виновата не «просто стихия».

«Я уверен, что это человеческий фактор тех, кто обслуживает гидротехнические сооружения в Черноисточинске. Вода наступила волной и ушла. Такого не может быть при паводке», – сказал депутат.

В Студёном же был перекрыт единственный мост, связывающий посёлок с трассой. Сооружение, напомним, ещё в 2015 году было признано администрацией аварийным. Тогда местные жители укрепили его своими силами, но во время паводка рисковать напрасно не стали и обмотали предупредительной лентой.

Здесь, по словам чиновников, одной из причин усугубления ситуации стала проходящая вдоль посёлка узколейка, которая давно пришла в негодность и подпустила воду из русла реки к жилым домам.

19 апреля было объявлено о необходимости сброса воды на плотине Нижнетагильского пруда. Это увеличивало вероятность затопления одной из главных магистралей Нижнего Тагила – улицы Серова, которая уже частично скрывалась под водой. Кроме того, именно на этом участке пролегает мост, построенный на замену ремонтируемому мосту на Фрунзе и связывающий Выю с центром города. В случае подъёма уровня воды, новый мост мог быть затоплен. Таким образом, к имеющимся проблемам прибавлялась угроза транспортного коллапса.

Так или иначе, мэрия объявила о перекрытии улицы Серова от Красноармейской до Островского. На другом берегу реки была перекрыта улица Ветеринарная, а также дорога возле гаражного комплекса «Волга-1». Были затоплены гаражный комплекс «Урал» в микрорайоне Букатино и здания на улице Папанина.

20 апреля в очередной раз был созван штаб по ликвидации последствий стихии, где худшим вариантом развития ситуации назвали возможный прорыв плотин. Константин Захаров заверил, что такая вероятность исключена, поскольку плотины работают даже не на полную мощность и в нормальном режиме. Также Захаров в очередной раз опроверг информацию о повреждении плотин в районе Черноисточинска. По словам чиновника, чрезвычайную ситуацию вызвала природа, поэтому ликвидировать материальный вред придётся самим жителям. Областное же правительство пообещало возместить ущерб пострадавшим от паводка.

Между тем сброс воды с плотин продолжался. К ночи уровень воды в Тагиле, начиная с участка возле музея-заповедника «Горнозаводской Урал», заметно поднялся. Городские службы, сетевики и управляющие компании были предупреждены, что при необходимости придётся отключить дома в зоне возможного подтопления от электричества и горячего водоснабжения.

Но 21 апреля ситуация стабилизировалась. Уровень воды в Нижнетагильском пруду снизился на 13 сантиметров, в целом половодье пошло на спад. 330 садовых участков оставались подтопленными. В ликвидации последствий стихии МЧС задействовало 672 человека, 223 единицы техники. Улица Серова в этот день была открыта.

22 апреля чиновники всё ещё не могут дать конкретный ответ на вопрос о сроках окончания паводка. По словам Константина Захарова, ситуация находится под контролем, но до тех пор, пока угроза сохраняется, а часть жилых территорий оккупировано водой, говорить о прекращении затопления как минимум преждевременно. Кроме того, начальник отдела администрации по защите населения Андрей Жбанов сообщил, что наблюдается небольшой прирост воды. Но и Жбанов говорит, что ситуация под контролем.

Говоря о причинах затопления, Захаров настаивает на уже озвученной версии – «виновата природа». Градус паники в СМИ, по его словам, не соответствует серьёзности ситуации. Вероятно, считает чиновник, журналисты слишком буквально восприняли заявления рабочего штаба по ликвидации последствий затопления.

«На совещаниях мы обязаны были обсуждать ситуацию с точки зрения наихудшего варианта развития событий, но это не означало, что худшее и должно было произойти. Просто мы работали, исходя из этого условия», – говорит Константин Захаров.

По мнению Захарова, есть у произошедшего и плюсы. Последний раз паводок такого уровня возникал в Нижнем Тагиле почти 30 лет назад. Нынешняя обстановка, говорит чиновник, послужила в какой-то мере проверкой навыков по ликвидации последствий «водных» чрезвычайных ситуаций.

Агентство новостей «Между строк»

Фото: "Тагильский рабочий", Весьтагил.рф, Центр защиты населения, vk.com, архив АН "Между строк"