Одним из главных факторов загрязнения Черноисточинского пруда, откуда поставляется питьевая вода для Нижнего Тагила, являются жилые постройки на берегу, заявил замглавы города Константин Захаров. До тех пор пока этот фактор устранён не будет, любые действия по очистке пруда, по словам чиновника, окажутся напрасными.
«Я не могу передать вам те эпитеты, которыми охарактеризовали ситуацию эксперты из научно-исследовательского института по водному хозяйству, когда я показал им планы Черноисточинского пруда, – сказал Захаров. – То, что там вдоль берега расположены жилые дома со своей системой канализации или без неё, – это ненормально. Да, есть и другие факторы, и над ними тоже надо работать в едином проекте. И что касается жилых домов на берегу, мы должны разобраться с этой проблемой прямо сейчас. Иначе даже после полной очистки пруда этот фактор даст о себе знать через семь-десять лет».
Подтверждают это мнение и экологи-активисты. Кроме того, постройки в санитарно-охранной зоне Черноисточинского пруда могут лишить Нижний Тагил возможности попасть в федеральную программу «Чистая вода», на деньги которой планируется привести к нормальному качеству питьевые источники в городе.
«Чтобы включиться в "Чистую воду", необходимо соответствовать ряду условий, если они соблюдаться, как в случае с домами на берегу Черноисточинского пруда, не будут, никаких субсидий Тагил не дождётся», – сказал председатель правления общественной организации «Экоправо» Андрей Волегов.
Зоны санитарной охраны водозаборного участка на Черноистоисточинском пруду Роспотребнадзор утвердил 1 сентября. Нарушающие эти границы строения подлежат сносу, но, по словам Константина Захарова, возможны и другие варианты. Принятие конкретного решения, подчеркнул чиновник, лежит на администрации Горноуральского городского округа, куда входят посёлки возле пруда. Глава ГГО Николай Кулиш категорически отказался от идеи сноса.
«Посёлку 290 лет, там люди веками жили, поколениями, как и куда мы будем их выселять? – сказал Кулиш агентству новостей "Между строк". – Нет, это исключено. Проводить там канализацию тоже нереально – там частный сектор. Надо было раньше думать, когда определялись водозаборные границы. Уверен, есть альтернатива. Я считаю, во всём этом должна разобраться независимая экспертная группа, и по результатам уже будет подготовлен проект».
Константин Захаров на заседании гордумы заявил, что первые этапы по подготовке проекта будут готовы в октябре этого года.
Напомним, 18 августа Роспотребнадзор признал непригодной для питья воду, которая поступает в жилые дома из Черноисточинского пруда (на ГГМ и Вагонку), её можно использовать только «на хозяйственные нужды». Рядовые граждане жаловались на подозрительный цвет и гнилостный запах воды. Общественники упаковали 11908 подписей горожан за спасение города от экологической катастрофы и отправили их российскому премьер-министру Дмитрию Медведеву. На время решения проблемы чиновники посоветовали тагильчанам либо запасаться водой в артезианских скважинах, либо покупать бутилированную.
Активисты Нижнего Тагила попросили главу ГУ МЧС России по Свердловской области ввести чрезвычайное положение на территории города. 24 августа природоохранная прокуратура Нижнего Тагила завела административное дело в отношении ООО «Водоканал-НТ» из-за предоставления жителям города некачественной холодной воды. 26 августа мэрия объявила о нормализации биологической обстановки в Черноисточинском пруду и подготовила документ, по которому с жителей квартир, куда поступала некачественная вода, плата за неё взиматься не будет. На следующий день берег завалило мёртвой рыбой. По этому факту начала проверку прокуратура. 7 сентября экологи и общественники Нижнего Тагила начали второй этап сбора подписей за спасение города от экологической катастрофы. Черноисточинский пруд стал объектом фотосессии «Тухлая жизнь».
8 сентября в городе прошёл митинг за включение Нижнего Тагила в федеральную программу «Чистая вода». Мероприятие собрало всего около сорока участников. Ещё меньше людей собралось на уборку Черноисточинского пруда 10 сентября.
Агентство новостей «Между строк»