Нет такого тагильчанина, который бы не знал, где находится площадь Славы. Этот мемориальный комплекс является не только одним из самых посещаемых общественных мест на Вагонке, но уже давно, с начала 1970-х, стал символом Нижнего Тагила. Однако история его появления известна не всем.
Началась она в далёком 1963 году, когда из Свердловского обкома партии в города и веси области пришло постановление, которое гласило:
«В связи с предстоящим юбилеем Победы советского народа в Великой Отечественной войне разработать и реализовать мероприятия по увековечиванию памяти бессмертного подвига советского народа в войне с немецко-фашистскими захватчиками».
Постановление, как это было принято в те годы, сопровождалось пояснительной запиской, где перечислялись рекомендуемые мероприятия. Документы обсудили на совместном заседании горисполкома и городского комитета партии и решили: в честь 20-летия Победы воздвигнуть в каждом районе города мемориал в память тагильчан, павших на полях сражений. К тому же предложения на эту тему поступали от трудовых коллективов и отдельных граждан уже не первый год.
8 мая 1965 года на Вые был торжественно открыт мемориальный комплекс в память горняков Высокогорского рудоуправления, не вернувшихся с войны. В сооружении мемориала принимали участие рабочие и ИТР рудоуправления, строительные организации Ленинского района, ветераны Великой Отечественной, учащиеся школ и профтехучилищ. Но в спешке, стараясь сдать объект к юбилейной дате, строители не обратили внимание на месторасположение монумента, которому на всегда многолюдной и оживлённой улице Фрунзе явно было тесно. Впоследствии организаторам торжественных митингов не раз приходилось даже останавливать движение транспорта в районе памятника: площадь перед ним не могла вместить всех пришедших на мероприятие.
Открытие мемориала на улице Фрунзе (фото неизв. автора, 1965 г. / фрагмент ориг. изображения) (https://tagil-press.ru/wp-content/gallery/foto-vyja-tagil/47-Pamjatnik-gornjakam-byl-torzhestvenno-otkryt-8-maja-1965-g..jpg)
Возложение венков к мемориалу на улице Фрунзе (фото неизв. автора, 1985 г. / фрагмент ориг. изображения) (https://ntgia.ru/media//c24222d1-7989-42f6-97e1-78abfb7a8a4a/uploads/2020/06/Слайд26.jpg)
Возложение венков к мемориалу на улице Фрунзе (фото неизв. автора, 1988 г. / фрагмент ориг. изображения) (https://ntgia.ru/media//c24222d1-7989-42f6-97e1-78abfb7a8a4a/uploads/2020/06/Слайд25.jpg)
На Вагонке учли ошибки горняков и к вопросу подготовки к строительству мемориала подошли более основательно. Долго выбирали проект и в итоге остановились на варианте молодых тагильских скульпторов Виталия Стеканова и Ивана Боголюбова, которые буквально несколько недель назад стали членами Союза художников СССР.
Не менее тщательно отнеслись и к выбору места. Первоначально мемориал хотели расположить на площади перед проходной УВЗ, но там уже стоял памятник танкистам, который никак не вписывался в концепцию проекта. Некоторые предлагали возвести комплекс на площади перед Дворцом культуры УВЗ. Директор завода Иван Окунев обратился за консультациями к архитекторам Анатолию Обухову и Дмитрию Попову, которые критически оценили это предложение: мемориал, Дворец культуры, парк и стадион, сосредоточенные в одном месте, выглядели бестолково. К работе над выбором места были подключены и специалисты проектного бюро УВЗ, и трудовые коллективы района. Рассматривались абсолютно все идеи. Наконец остановились на двух вариантах. Один из них предполагал возведение мемориала на перекрёстке улиц Богдана Хмельницкого (теперь это проспект Дзержинского) и Энтузиастов. Другой вариант — место у пересечения улиц Богдана Хмельницкого и Студенческой (ныне — Ленинградский проспект) — понравился руководителям «Уралвагонзавода» и Дзержинского района ещё больше. Одобрили его и авторы проекта: скульпторы Виталий Стеканов и Иван Боголюбов.
Виталий Иванович Стеканов родился в Казахстане, в селе Михайлово Кустанайской области, 31 января 1927 года. Отец будущего скульптора, Иван Фёдорович, слыл в округе знатным кузнецом, мама, Ангелина Егоровна, занималась хозяйством и воспитанием детей. Семья была традиционно большая, а времена, на которые пришлись детство и отрочество Виталия, — суровые. Осенью 1944-го выпускника средней школы Виталия Стеканова призвали в армию и будущий скульптор попал в Нижний Тагил, в 19-й танковый полк, на курсы механиков-водителей. Здесь он и начал всерьёз подумывать о том, чтобы связать свою дальнейшую жизнь с искусством. А «виной» тому, как вспоминал впоследствии сам Виталий Иванович, стала лекция о богатых художественных и культурных традициях Нижнего Тагила и об уральских самоцветах, которую курсантам прочёл молодой лектор из местного отделения Союза художников России Михаил Павлович Крамской — человек, благодаря усилиям которого в городе был открыт музей изобразительных искусств.
После демобилизации в 1951 году, погостив немного у родителей, Виталий поехал в Нижний Тагил поступать в Уральское художественно-промышленное училище, куда был принят сразу. В 1956 году он с отличием закончил его. После защиты диплома Виталию Ивановичу предложили преподавать в училище. Он согласился и в течение 35 лет щедро передавал свои знания, секреты и особенности работы с материалом своим ученикам.
Работы В. И. Стеканова демонстрируются в городском музее изобразительных искусств. Кроме того, он принимал участие в оформлении здания бывшего горкома ВЛКСМ на проспекте Ленина.
Иван Яковлевич Боголюбов, другой скульптор, создававший мемориальный комплекс на площади Славы, родился 9 ноября 1934 года в городе Лысьве Пермской области. Окончил Уральское училище прикладного искусства, а затем, в 1974 году, — художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного педагогического института. С 1961 по 1976 год Боголюбов преподавал в Уральском училище прикладного искусства.
Иван Яковлевич известен в городе прежде всего как художник-монументалист, установивший на территории города и пригорода несколько объектов. Каждый тагильчанин прекрасно знает его работы: памятник красногвардейцам в посёлке Горбуново (1978) и, конечно, светомузыкальный фонтан «Каменный цветок» (1980). Известен Боголюбов и своей общественной деятельностью, а также тем, что с 1989 по 1992 год возглавлял Нижнетагильское отделение Союза художников.
Но вернёмся к строительству мемориального комплекса на Вагонке, которое началось в 1966 году.
Выбранное место было непростым. Когда-то здесь находился полигон, где обкатывали новые танки, собранные на заводе имени Коминтерна. Потом тут разместились плац и бараки лагеря пленных немцев, которые работали на стройках Дзержинского района. После ликвидации лагеря место застроили брусковыми домами строителей треста № 88, возводивших жилые дома вдоль улицы Хмельницкого. Кроме того, находившийся в низине участок от улицы Энтузиастов до Студенческой после дождей или весеннего таяния снега надолго оказывался под водой. Разборка ветхих «брусков», выравнивание грунта и устройство дренажной системы задержали стройку почти на год. Дальнейшие же работы велись без существенного отставания от графика.
Работа над памятником рабочему и танкисту (фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения) (http://virtual.artmnt.ru/uploads/monumentums/000/039/1523995083.jpg)
Установка центрального обелиска (фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения) (https://tagil-press.ru/wp-content/gallery/tagil-nasha-vagonka/73-Stroitelstvo-ploshhadi-Slavy-1967-g..jpg)
Мемориал состоял из трёх частей: центрального обелиска в форме штыка высотой 30 метров, горизонтальной стелы с датой 1941–1945 и фамилиями работников УВЗ, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, и памятника рабочему и танкисту, который символизировал неразрывную связь фронта и тыла.
Мало кто знает, что многометровые фигуры рабочего и танкиста были выполнены с применением необычной и редкой технологии. На бетон, из которого сделаны фигуры, сверху была наложена пластами окалина — смесь оксидов, образующихся при накаливании металлов на воздухе.
В описании памятника для печати говорилось: «Этот приём подчёркивает неоценимый вклад металлургов Урала в дело Победы и символизирует мужественность сильных людей, сделанных словно из металла, несгибаемых и стойких».
В работах по возведению мемориального комплекса и благоустройству территории принимали участие практически все предприятия и организации Вагонки. Первоначально место стройки фигурировало под названием площадь Победы. Но позднее было решено дать ей другое название — площадь Боевой и Трудовой Славы. Связано это было с тем, что руководство «Уралвагонзавода» и Дзержинского района запланировало реконструкцию площади и собиралось установить на аллеях, ведущих к мемориалу, несколько горизонтальных стел, где должна была быть размещена информация о трудовых подвигах заводчан в годы войны.
Торжественное открытие мемориала состоялось 9 мая 1968 года. Утром был зажжён факел в Свердловске от Вечного огня на площади Павших Борцов, в тот же день он был доставлен в Нижний Тагил фронтовиками С. А. Журавлёвым, И. В. Хотченковым и А. А. Чепуговым. Зажигал Вечный огонь на площади Славы полный кавалер Ордена Славы Василий Васильевич Холкин. Аплодисментами встретили собравшиеся на площади открытие памятника «Рабочий и танкист» и стелы «1941–1945».
Фото неизв. автора из архива А. Хлопотова / фрагмент ориг. изображения (https://tagil-press.ru/wp-content/gallery/tagil-nasha-vagonka/Otkrytie-memoriala-ploshhadi-Slavy..jpg)
Фото Ю. Хренова / фрагмент ориг. изображения (https://tagil-press.ru/wp-content/gallery/tagil-nasha-vagonka/Veterany-Velikoj-Otechestvennoj-Vojny-zazhigajut-Vechnyj-ogon-na-Ploshhadi-Slavy-9-maja-1970-goda.jpg)
Фото Ю. Хренова / фрагмент ориг. изображения (http://virtual.artmnt.ru/uploads/monumentums/000/039/1523995089.jpg)
Фото Ю. Хренова / фрагмент ориг. изображения (https://tagil-press.ru/wp-content/gallery/tagil-nasha-vagonka/74-Ploshhad-Slavy.-1967god..jpg)
Открытие мемориала стало событием не только в Нижнем Тагиле, но и во всей области. Через несколько недель по представлению Свердловского обкома партии Дмитрий Попов, один из архитекторов, принимавших участие в работе над проектом, был назначен главным архитектором Свердловской области, а Анатолий Обухов был удостоен звания заслуженного архитектора РСФСР.
Комплекс впоследствии был дополнен по проекту архитектора Владимира Солтыса. В 1970 году на площади были перезахоронены останки шести солдат, умерших от ран в госпитале № 2553, который размещался в здании школы № 9.
К 40-летию Победы, в 1985 году, вдоль аллеи, ведущей к площади, установили шесть бетонных пилонов со скульптурными рельефами — портретами людей, связанных с историей УВЗ: Евгения Патона, Юрия Максарёва, Шалвы Окуджава и других, знаки орденов и портрет Дзержинского. Тематические барельефы были выполненными тагильскими скульпторами Василием Ушаковым, Людмилой Ушаковой, Михаилом Крамским.
К сожалению, в 90-е годы скульптурное убранство этих стел Славы было в значительной степени утрачено.
Фото: Николай Антонов, из архива газеты «Тагильский рабочий» / фрагмент ориг. изображения (http://historyntagil.ru/culture/images/028.jpg)
Фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения (http://virtual.artmnt.ru/uploads/monumentums/000/039/1523995121.jpg)
Фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения (http://virtual.artmnt.ru/uploads/monumentums/000/039/1523995140.jpg)
В 2015 году, к 70-летнему юбилею Победы, на площади Славы была произведена реконструкция: восстановлено скульптурное убранство, изменены и дополнены шесть пилонов с рельефами, вымощена тротуарной плиткой и озеленена аллея, выполнена реставрация мемориала.
Фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения (http://virtual.artmnt.ru/uploads/monumentums/000/039/1519730262.jpg)
Фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения (http://virtual.artmnt.ru/uploads/monumentums/000/039/1519730253.jpg)
Фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения (http://virtual.artmnt.ru/uploads/monumentums/000/039/1519730235.jpg)
(с) 2022. Сергей Волков и Дмитрий Кужильный эксклюзивно для АН «Между строк»