Ещё в детстве к нему пришло понимание, что без образования, без профессии в будущей взрослой жизни не обойтись. В школе учителя заметили у него интерес к рисованию и черчению, которому способствовали внимательность, аккуратность и усидчивость. Возможно, он станет выдающимся художником? Или конструктором?
Но Павел Барышев выбрал другое — он решил проектировать и строить дома. Пешком и на перекладных 17-летний юноша добрался до Свердловска, где с первой же попытки поступил в Свердловский архитектурный техникум. Учился только на отлично, стал увлекаться спортом, много внимания уделял самообразованию, читал. Одним из первых на курсе сдал нормы ГТО, а вскоре, попав в секцию ОСОАВИАХИМ, «заболел» небом. Несколько прыжков с парашютом, два учебных вылета на самолёте — и он уже твёрдо решил: когда призовут на службу в армию, он будет добиваться направления в авиацию. Окончив техникум с отличием, Барышев недолго поработал в архитектурно-планировочном бюро Архангельска, куда поехал по распределению, а в 1937-м был вынужден вернуться домой, где его ждала повестка из военкомата. На призывной комиссии Павел сразу попросился в авиацию. Военный комиссар не возражал и подписал направление в лётную школу в Старой Руссе, что под Ленинградом. С этого момента начался военный период в жизни Павла Алексеевича, продлившийся долгие десять лет.
По окончании лётной школы Барышева направили на полугодичные курсы ШМАС (школа младших авиаспециалистов), а затем в боевую лётную часть в должности стрелка-радиста.
Война началась для Павла Барышева с финской кампании. Затем были полёты по обеспечению присоединения Западной Украины, Западной Белоруссии, Молдавии, Прибалтийских республик. Всего за этот период он совершил 49 боевых вылетов. Первые благодарности от командования, первая медаль, первое повышение в звании и демобилизация. Но втянуться в мирную жизнь молодой лётчик так и не успел — началась война с фашистской Германией.
Не дождавшись повестки, 24 июня Барышев пришёл в военкомат сам и с ходу потребовал направить его в лётную часть. В военкомате только руками развели: «Какая авиация?! Почти все аэродромы уничтожены, авиаполки рассеяны». Его направили в Черкасское пехотное училище: молодой старшина, да ещё с боевым опытом, безусловно, мог быть полезен в других войсках.
Месяц Павел писал рапорты и письма, требуя перевода в авиацию: и начальнику училища, и в штаб округа, и даже в газету «Красная Звезда». Наконец на просьбы настырного тагильчанина обратили внимание и по распоряжению Главного управления военно-воздушных сил РККА его направили в запасной 34-й БАП (бомбардировочный авиаполк), который дислоцировался в Ташкенте. Там Барышеву пришлось переучиваться: полк был укомплектован самолётами СБ — скоростными фронтовыми бомбардировщиками Туполева, которые сильно отличались от тех самолётов, на которых Павлу доводилось воевать. Едва он закончил знакомиться с матчастью, полк по приказу Государственного комитета обороны начал перебазироваться в Переяславль-Залесский. А первый боевой вылет состоялся уже 18 ноября 1941-го.
О тех первых, самых тяжёлых месяцах войны Павел Алексеевич вспоминал скупо, с большой неохотой. С декабря 1941-го по февраль 1942 года 34-й бомбардировочный авиаполк пять раз перебрасывали с места на место. В январе 1942 года полк перелетел в Ленинград, откуда бомбардировщики несколько раз летали в район деревень Погостье, Виняголово, Костово на выручку 80-й стрелковой дивизии и 6-й бригаде морской пехоты, пытавшихся прорвать блокаду. Эффекта от работы бомбардировщиков СБ по лесистой местности почти не было. Командование фронтом нервничало, грозило расформированием полка. Однако через месяц 34-й Ташкентский в полном составе вывели в резерв в Липецкую область для переобучения на новые самолёты Пе-2.
Первый боевой вылет на новом самолёте Павел Барышев совершил в январе 1943-го. Его экипаж вылетает для нанесения бомбовых ударов по железнодорожным узлам и уничтожения резервов врага под Курском и Орлом. Уже во время пятого боевого вылета приходит первая воздушная победа: Барышев сбивает FW-190 — скоростной высотный истребитель-перехватчик из знаменитой эскадрильи Grünherz («Зелёное сердце» — 54-я истребительная эскадра люфтваффе, составленная из опытных и заслуженных воздушных асов Германии, большинство пилотов «Зелёного сердца» летали на самолётах «Фокке-Вульф-190»), только-только переброшенной в район Курска из-под Ленинграда. За образцовое выполнение боевых задач под Курском, Орлом, Красной Слободой и Путивлем старшина Павел Алексеевич Барышев был награждён двумя медалями «За отвагу», орденами Отечественной войны I степени и Славы III степени.
Потом было тяжёлое ранение, возвращение в полк, ставший уже родным, и новые боевые вылеты.
Павел Алексеевич принимал участие в Гомельско-Речицкой и Калинковичско-Мозырьской операциях, наносил удары по укреплениям врага во время форсирования нашими войсками Днепра, бомбил мосты через Березину, чтобы не дать выйти из Бобруйского котла войскам 9-й армии вермахта, освобождал Варшаву, Познань, Лодзь. 3 марта 1945 года в ходе боёв за город Штаргард Павел Алексеевич отразил атаки сразу пяти истребителей противника, чем спас экипаж самолёта и обеспечил выполнение боевой задачи. За этот бой старшина П. А. Барышев был награждён Орденом Красного Знамени.
Закончил войну Павел Барышев в небе Германии в мае 1945-го, отгоняя от Берлина недобитые остатки 9-й дивизии генерала Венка.
В Нижний Тагил Барышев вернулся в 1948 году. Фронтовик, орденоносец — такого с радостью взяли бы и на руководящую должность. Но Павел Алексеевич, захватив с собой диплом, не раздумывая, направился в управление главного архитектора города, которое в то время возглавлял Василий Иванович Бут, бывший военный строитель, возводивший оборонительные сооружения на подступах к Ленинграду. Барышева тут же приняли и вскоре дали первое задание — разработку ограды вокруг сквера Рабочей молодёжи, который примыкал к зданию Горсовета. Проект Павла Алексеевича понравился главному архитектору. Кирпичные тумбы с цветочными вазонами, литые ажурные решётки ограждения воспринимались тагильчанами как знак окончательного поворота к мирной жизни, которая, без сомнения, казалась тогда светлой и радостной. И хотя первая мирная работа Барышева не дожила до наших дней, она сохранилась на некоторых фотографиях.
Видя творческий подход Павла Алексеевича к работе, Бут включил его в группу, которая занималась детальной планировкой старой Выи. На улицах Тагильский Криуль и Фрунзе готовилась развернуться большая стройка, для которой необходимо было разработать проезжие части, спланировать подведение сетей и коммуникаций. И к этой работе Барышев отнёсся очень вдумчиво, внимательно, учитывая при проектировании каждую мелочь. Большое внимание он уделял привязке типовых проектов к непростой местности Старой Выи, работал вечерами дома. А в 1953 году, когда встал вопрос о возведении Драмтеатра, другую кандидатуру на должность директора строительства даже не стали искать: все были уверены — Барышев справится. И он справился! Изначально здание театра планировали открыть к началу ХХ съезда КПСС, но под руководством Павла Алексеевича объект был сдан на год раньше.
Строительство Нижнетагильского театра драмы (фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения.) (http://historyntagil.ru/cards/old_tagil/1950_o01.jpg)
Строительство Нижнетагильского театра драмы (фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения.) (http://historyntagil.ru/cards/old_tagil/1950_o03.jpg)
20 августа 1955 года Нижнетагильский драмтеатр был торжественно открыт, а пригласительный билет № 1 был вручён директору строительства — Павлу Алексеевичу Барышеву, который вскоре получил повышение: его назначили главным инженером архитектурно-планировочной мастерской № 2, в штате которой числилось более 30 человек. По мере выполнения проектных заданий штат мастерской быстро рос. Проектировать приходилось не только для Тагила, но и для Невьянска, Качканара, Кушвы, Нижней Салды, населённых пунктов Пригородного района. Но с особой теплотой Павел Алексеевич вспоминал именно строительство Драмтеатра.
Если посмотреть на карту Нижнего Тагила с отметками объектов, которые разрабатывал Павел Барышев и его проектировщики, получится список не на одну страницу. Привязка домов на проспекте Ленина, улицах Фрунзе, Липовый тракт, Черных, целый микрорайон Пихтовые горы в Дзержинском районе, Драмтеатр, площадь Молодёжи, кинотеатр «Современник», цирк. Сотни жилых домов и десятки объектов соцкультбыта, многие из которых до сих пор являются визитными карточками нашего города.
Строительство цирка (фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения) (http://historyntagil.ru/cards/old_tagil/1970_028.jpg)
Строительство кинотеатра «Современник» (фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения) (http://historyntagil.ru/cards/old_tagil/1970-75_036.jpg)
Мало кто знал, что настоящей страстью Павла Алексеевича практически всю жизнь была рыбная ловля. Никогда и нигде он не отказывал себе в удовольствии провести несколько свободных часов с удочкой на берегу речки летом или над лункой на льду пруда зимой. Те, кто знал об этом его хобби, утверждали, что Барышев всегда уходил с уловом. Кроме того, он сам конструировал крючки и блёсны, придумывал новые снасти.
А ещё собирал материалы об однополчанах, фотографии самолётов, на которых ему приходилось воевать, помогал в поиске пропавших без вести и... рисовал. Чаще свою «пешку» — пикирующий бомбардировщик Пе-2, на котором он освобождал родную страну и половину Европы от фашизма.
(с) 2024. Сергей Волков и Дмитрий Кужильный для АН «Между строк»
Источники:
1. ЦАМО. Ф. 33, оп. 690306, ед. хр. 3033.
2. ЦАМО. Ф. 33, оп. 686044, ед. хр. 579.
3. ЦАМО. Ф. 33, оп. 690155, ед. хр. 1208.
4. НТГИА Ф.70, оп. 9. д. 42. л. 24.
5. Л. Дубровин. Пикировщики. Изд. «Воениздат», 1986.
6. Перечни вхождения соединений и частей РККА в состав действующей армии в 1939–1945 гг., ограниченное издание. ГШ ВС СССР.
7. 34-й Ташкентский БАП. История полка, списочный состав, погибшие экипажи, информация об однополчанах (частное издание).
8. Р. Свахина. Попадание в цель (очерк), 1997.