Главная улица Красного Камня как часть великого проекта «Оплот большевизма», которому не суждено было состояться

Аватар пользователя Дмитрий Кужильный
Главная улица Красного Камня как часть великого проекта «Оплот большевизма», которому не суждено было состояться

Улица Победы не может похвастаться ни своей двухсотлетней историей, ни знаменитыми тагильчанами, которые когда-то здесь жили, ни достопримечательностями, занесёнными во все исторические справочники. Впервые она появилась на планах застройки города более 80 лет назад, а ещё десять лет спустя улица начала принимать свой нынешний облик, столь привычный нынешним жителям Красного Камня. 

Улица Победы в 1954 г. (фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения)
(https://wp.tagil-press.ru//wp-content/gallery/vyja-k-kamen//imgonline-com-ua-PhotoPositive-ouo5CBXrt6Yr-3.jpg)

История центральной улицы Красного Камня началась в начале 1930-х годов, когда одновременно с началом строительства Нижнетагильского металлургического завода было решено построить жилой район для строителей и будущих рабочих предприятия, так называемый «соцгород». Тогда, по инициативе Григория Константиновича Орджоникидзе, при Наркомтяжстрое, была создана «планировочная мастерская», которую возглавил известный российский и советский архитектор Моисей Яковлевич Гинзбург. Первостепенной задачей нового подразделения наркомата стала разработка проектов «соцгородков» для металлургических предприятий, которые строились на Урале и в Сибири. Нижний Тагил, с его строящимися заводами-гигантами НТМЗ и УВЗ, стоял в этом перечне на первом месте.

Уже через три месяца после создания мастерская приступила к работе над проектом застройки жилого массива НТМЗ в Краснокаменском районе. Разработка проекта проходила в сжатые сроки и уже в 1934 году группа Гинзбурга представила тагильчанам проект соцгорода, который решили возвести в районе Красного Камня. Столичные архитекторы дали проекту громкое название в духе того времени — «Оплот большевизма», которое понравилось строителям Ново-Тагильского завода.

Макет соцгорода «Оплот большевизма» (фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения)
(http://historyntagil.ru/cards/old_tagil/proekt_018.jpg)

При разработке проекта специалисты архитектурно-проектной мастерской НКГС СССР учли ряд факторов, которые позволили увеличить расчётное количество жителей «соцгорода» с 18 до 24 тысяч человек. Кроме оригинальных архитектурных форм, проект предполагал возведение жилых домов высотой до 14 этажей и размещение общественных, социальных и культурных учреждений в отдельных, двух или трёхэтажных зданиях. 

Один из эскизов к проекту соцгорода «Оплот большевизма» (фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения)
(http://historyntagil.ru/cards/old_tagil/proekt_020.jpg)

Согласно проеку район имел три главных улицы, которые выходили на центральную площадь с памятником Героям Гражданской войны. Входы и въезды в район оформлялись монументальными скульптурными группами, тематически связанными с памятником на площади. Одной из этих главных улиц была нынешняя улица Победы. Наряду с проектом мастерской Наркомтяжстроя к рассмотрению был допущен ещё один проект, созданный московским архитектурным бюро «Горстройпроект». В июне 1934-го оба проекта были выставлены в Клубе металлургов для всенародного обсуждения в ходе которого проект группы Гинзбурга получил безоговорочную поддержку у тагильчан. Но в кругах специалистов — строителей и экономистов, ему предрекали фиаско. Основными препятствиями в реализации проекта называли его дороговизну и отсутствие в городе высотной строительной техники. Эти замечания были совершенно справедливы: в Нижнем Тагиле, в ту пору, почти не было своих предприятий, выпускающих стройматериалы, парк строительной техники был ограничен, а сама техника сильно изношена. Тем не менее, проект начали реализовывать, заложив на первом этапе строительства два жилых дома и здание детского комбината — яслей и детсада. Однако, уже скоро стало понятно, что реализовать проект будет сложно. Отсутствие высотной строительной техники сразу наложило ограничение на этажность возводимых зданий, а привозные стройматериалы стремительно опустошали счета стройки. И, в 1939 году, реализацию проекта группы Гинзбурга приостановили, а план застройки района подвергли пересмотру. 

Руководители строящегося НТМЗ были вынуждены вернуться к рассмотрению проекта архитектурного бюро «Горстройпроект». Он оказался более соответствующим тагильским реалиям, как с технической, так и с экономической точки зрения. Но сразу приступить к его реализации тогда не смогли: в Нижнем Тагиле не хватало строительной техники, а местные заводы, выпускающие стройматериалы, не могли обеспечить нужное количество щебня, кирпича, бетона, пиломатериала. Заводы начали реконструировать, но этот процесс шёл медленно, с трудом преодолевая ведомственные препоны. Поэтому основные работы по возведению жилых домов на Красном Камне начались только после войны, в 1946-м. Было решено достроить начатые здания, которые архитекторы «Горстройпроекта» должны были включить в свои разработки — два жилых дома на окраине района (ныне дома № 8 и № 20 по ул. Жуковского) и здание детского комбината (ул. Победы, 41). Жилые дома заселили в 1940-м, а назначение детского комбината не раз менялось. В годы войны его было решено отдать в ведение горздравотдела. В наши дни в нём расположен противотуберкулезный диспансер № 3.

В проекте архбюро «Горстройпроект» нынешняя улица Победы была определена, как центральная улица района. Она начиналась в месте слияния трёх улиц: МОПРа, Восточной и Грибоедова. Внешний вид улицы формировали дома двух огромных кварталов, которые должны были занять всё место улицы Восточной до улицы Емельяна Пугачёва (ныне Пархоменко) по правой, нечётной, стороне, и от улицы МОПРа (проспект Мира) до улицы Емельяна Пугачёва по чётной стороне. Этот участок планировали застроить на первом этапе строительства в течение 1947 — 1958 годов. Проезжую часть улицы предполагалось разделить газонами, пешеходные зоны оформить в виде аллей. Но вскоре от газонов, разделяющих проезжую часть, отказались, так как в генеральный план развития города вновь были внесены изменения, согласно которым по центральной улице Красного Камня должен быть пущен трамвай. Трамвай пустили в 1955 году. Хотя это вполне могло случиться и раньше, но не случилось по причине изношенности парка подвижного состава трамвайного хозяйства. И только после того, как в 1954 — 1955 годах в город пришли сорок новых вагонов, было открыто движение трамваев до самого конца улицы Победы.

Улица Победы (фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения)
(https://wp.tagil-press.ru//wp-content/gallery/vyja-k-kamen//jMIRzcK_KjU-kopija.jpg)

Любопытно, что нумерация домов на улице Победы начинается с номеров 12 и 29. Объясняется это тем, что на каком-то этапе развития города улицу Победы планировалось соединить с улицей Октябрьской революции, поглотив при этом улицу Грибоедова, но от этих планов отказались. Что касается застройки улицы, то по своей пестроте и разнообразию она может соперничать с проспектом Вагоностроителей. Но в отличие от главной улицы Вагонки, главная улица Красного Камня может похвастать большим количеством домов, построенных по индивидуальным проектам. Это, прежде всего, дома № 29 и № 39 ленинградских архитекторов Жданова, Тиме и Свирского. 

Дома №№ 39 и 29 по ул. Победы (фото: П. Желваков / фрагмент ориг. изображения)
(https://wp.tagil-press.ru//wp-content/gallery/vyja-k-kamen//19-Krasnyj-Kamen.-Skver-na-ulice-Pobedy.-Foto-P.-Zhelvakov.-Ijul-1964-god..jpg)

При разработке индивидуальных проектов архитекторы постарались сделать так, чтобы их дома гармонировали с типовыми проектами, которые они были вынуждены использовать. Дело в том, что в конце эпохи «сталианса» архитекторов обязывали включать в проекты «типовуху» и задача ленинградских проектировщиков состояла в том, чтобы типовые здания не испортили общий вид улицы. Например, между домами № 29 и № 39 здание школы (ныне № 75/42) было построено по типовому проекту «серии 272».

Средняя школа № 75/42 (ул. Победы, д. 35) (фото: Л. Александер/ фрагмент ориг. изображения)
(https://sun9-51.userapi.com/impg/lBJ3lOVjSy2bIW38KOfwEDPB1FC9turuE8zrhw/M_uHtmuRwV8.jpg)

То же самое можно сказать и о квартале, расположенном напротив, на чётной стороне улицы.

Сразу за бывшей улицей Пугачёва, упразднённой в 1967-м ввиду слияния с улицей Пархоменко, в 1960-х — 1970-х годах начинается бум советского каркасно-панельного строительства. «Хрущёвки» здесь встречаются самых разных серий, и, с точки зрения архитектуры, являют собой картину унылого разнообразия. 

Улица Победы, дд. №№ 47 и 45 (фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения)
(https://wp.tagil-press.ru//wp-content/gallery/vyja-k-kamen//Vid-tramvajnogo-kolca-po-ul.-Pobedy.-1964-g.-NTGIA.-Kollekcija-fotodokumentov.Op.1N1.D.2836zh.jpg)

Сейчас уже трудно представить, что до начала 1970-х годов улица Победы, как и большая часть Красного Камня, была типичным «спальником», покой которого охраняли две реки — Тагил и Вязовка, отделяющие этот район от центра города. Здесь не было плотного автомобильного трафика, весной улица благоухала ароматами цветущих яблонь и сирени, летом вдоль улицы пестрели цветами газоны и цветники. 

Положение стало меняться в 1975-м, когда был выстроен мост через речку Вязовку и по улице Пархоменко пошли караваны грузовых машин. А в конце 1970-х началось строительство моста через реку Тагил, который соединил улицы Победы и Космонавтов в 1980 году. Тагильские партийные функционеры, следуя веяниям того времени, посвятили пуск моста Олимпийским играм в Москве и объявили о том, что мост официально будет назван «Олимпийским». А в 1981-м по новому мосту было открыто и трамвайное движение.

Как уже говорилось выше, никаких особых достопримечательностей на улице Победы нет, если не считать кинотеатра «Красногвардеец», открытого здесь 14 марта 1959 года и сохранившего свой облик до наших дней, несмотря на все ветры перемен. «Красногвардеец» был славен тем, что во все времена шагал в ногу с техническим прогрессом. 

Кинотеатр «Красногвардеец» (фото неизв. автора, 1965 г. / фрагмент ориг. изображения)
(https://wp.tagil-press.ru//wp-content/gallery/vyja-k-kamen//92a.jpg)

Одним из первых «Красногвардеец» внедрил широкоформатный показ фильмов, а затем и стереоскопический, первым в городе освоил многоканальный звук dolby digital. В наше время кинотеатр продолжает работать. Здесь не только демонстрируют фильмы, но также проводятся фестивали, кинолектории и детские праздники.

На улице Победы было всё: ресторан, кафе, большой мебельный магазин, специализированные книжный, овощной, молочный магазины, гастроном и промтоварный магазин, аптека. В 1972 году здесь появилась первая на Красном Камне девятиэтажка. 

Первая 9-этажка и книжный магазин (фото неизв. автора, 1970-е гг. / фрагмент ориг. изображения)
(https://wp.tagil-press.ru//wp-content/gallery/vyja-k-kamen//K-Kamen.-Ulica-Pobedy-43.-Pervyj-devjatijetazhnyj-dom-goroda.-1972-g.-kopija.jpg)

А 7 мая 2010 года на улице Победы, напротив школы № 75/42, появился памятник тагильчанам Героям Советского Союза и кавалерам ордена Славы. Автором его стал известный тагильский скульптор Александр Иванов. Поиски средств на новый памятник пришлись на 2008-2009 годы, когда из-за кризиса денег в городском бюджете не хватало. Тогда мэрия обратилась к предприятиям города и тагильчанам с просьбой пожертвовать на памятник, кто сколько может. И, в канун празднования 65-й годовщины Победы, памятник был открыт.

Памятник тагильчанам Героям Советского Союза и кавалерам Ордена Славы 
(фото Сергея Завьялова, 2010 г. / с разрешения автора)
(https://fototerra.ru/photo/Russia/Nizhnij-Tagil/large-156130.jpg)

Городские легенды гласят, что по задумке автора проекта, верхняя часть монумента должна была подсвечиваться в тёмное время суток, что, безусловно, усиливало бы восприятие памятника. Но, как это часто случается в наше время, экономия взяла верх и никакой подсветки у памятника не замечено.

 

 

© 2023. Дмитрий Кужильный для АН «Между строк»

По материалам альманаха «Тагильский краевед» №№ 1 – 16 и портала tagil-press.ru.