Систему среднего образования в Нижнем Тагиле продолжает лихорадить. Едва ли не каждую неделю в СМИ и городских пабликах появляются сообщения о конфликтах, правонарушениях и даже преступлениях в муниципальных школах.
Например, накануне стало известно, что в Дзержинский районный суд Нижнего Тагила поступил иск о защите чести и достоинства, поданный мамой 13-летней девочки, подвергавшейся травле со стороны одноклассника. Конфликт между детьми продолжался не один год, а школа, по словам родителей пострадавшей, решить его не старалась . В феврале 2023 года мама девочки подала иск в суд, требуя 50 тысяч рублей компенсации за моральный вред для себя и для своей дочери.
В управлении образования Нижнего Тагила на претензии родителей ответили, что с подростком-агрессором и его мамой неоднократно проводили профилактические беседы. Маме было рекомендовано обратиться для консультации к профильным специалистам. Кроме того, с этого учебного года ребята учатся в разных классах, друг с другом не общаются, конфликтов между ними нет.
«Буллинг возникает от того, что люди не могут конструктивно решать конфликтные ситуации. В такую ситуацию войти легко, а выйти достаточно сложно, особенно для детей и подростков. В каждой ситуации нужно разбираться индивидуально, надо понимать почему так получилось. Либо в классе, куда пришёл новенький человек, его не принимают, либо по каким-то причинам его не принимают и отвергают одноклассники потому что он имеет какую-то другую систему моральных и нравственных ценностей, либо же её не имеет. Либо же человек сам себя противопоставляет всему коллективу или воспитан таким образом, что не умеет адаптироваться, не умеет находить общий язык. Зачастую это связано с разным воспитанием ребят», — пояснил АН «Между строк» главный специалист отдела воспитательной работы НТГСПИ Дмитрий Шморгунов.
Дмитрий говорит, что есть дети, которых родители гиперопекают, которым не дают принимать самостоятельные решения. И когда они, не имея опыта общения с другими ребятами, попадают в коллектив, они становятся объектом негатива.
«Если речь о конфликте между каким-то конкретным мальчиком и конкретной девочкой, то для меня это вообще не буллинг, для меня это конфликт двух человек. Буллинг всё-таки носит некий массовый характер, когда какая-то часть коллектива сплотилась и оказывает негативное воздействие на какого-то одного или на двух человек, пытаясь сделать их изгоями и выставить в глазах общественности в негативном свете», — поясняет Дмитрий Шморгунов.
По мнению Дмитрия, педагог должен являться авторитетом для детей и он должен проводить определённую политику в классе. Если педагог не видит ситуации и не управляет процессами в классе, то в таком случае дети начинают сами решать кто прав, кто виноват по каким-то простым принципам. Педагог должен управлять процессами и на всё это реагировать. Однако ответственен не только классный руководитель, но также психолог и родители детей, поэтому с буллингом должна проводиться комплексная работа.
«Существует служба медиации в школе. Это когда психолог пытается разрешить определенный конфликт. Медиации должны проводиться. Они бывают групповые и индивидуальные и должны снижать риск травли в коллективе», — говорит Дмитрий Шморгунов.
Специалист считает, что если педагогами, психологами и родителями верно будет организовано взаимодействие в коллективе, реализуется система профилактики, то количество случаев буллинга сильно уменьшится.
Однако, он уточняет, что педагоги и психологи очень загруженные люди. Возникает такая система, что учитель должен работать на 1,5 или 2 ставки и иметь много дополнительных обязательств. И зачастую учителя просто не успевают следить за всем и не видят какие-то негативные моменты. Если учитель ходит с детьми в поход или занимается другой внеурочной деятельности, то есть видит детей с другой стороны, не только на уроке, разговаривает с ними, тогда педагогу легче понимать в чём причина внутренних конфликтов. Большая загруженность минимизирует такую возможность управления классом.
«Что касается возможности бороться с этим — должна быть проведена определённая работа, должно быть понимание от чего это идёт. Если совсем никак не решается вопрос, то есть всё так и остаётся, в лично моём понимании ребёнка надо убрать из такого класса, перевести, найти другой класс, либо другую школу. Просто чтобы на него не было такого негативного воздействия. Другое дело, если это уже входит в систему, и в какой бы класс ребёнок не пришёл он нигде ни с кем не может найти общий язык и получается, что мама его постоянно переводит, тогда уже проблема в ребёнке», — отмечает Дмитрий Шморгунов.