«Важно сохранить лицо города». В Нижнем Тагиле началась работа по защите культурных памятников

В Нижнем Тагиле появилось семь новых охранных зон объектов культурного наследия регионального значения. О том, зачем нужны охранные зоны и как они помогут сохранить тагильскую архитектуру, журналист Екатерина Баранова поговорила с начальником отдела по объектам культурного наследия (ОКН) и землепользованию Нижнетагильского музея-заповедника Еленой Штафетовой.

На сегодняшний день в Нижнем Тагиле сохранилось 114 объектов культурного наследия, это памятники архитектуры, истории. Для сравнения: в Екатеринбурге 1800 таких зданий, а в Санкт-Петербурге только включённых в список охраны ЮНЕСКО насчитывается около 2000.

«Статья об установлении охранных зон была всегда, просто с 2017 года вступили в силу поправки в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия, памятников истории культуры". Они ужесточают использование земельных участков рядом с памятником. Изменения были ответом на прокатившуюся по стране волну разрушения памятников, поясняет Елена Штафетова. Стало понятно, что если государство сейчас этим не займётся, то нечего будет сохранять. Это актуально для многих городов, в том числе для Нижнего Тагила. Туристы приезжают к нам полюбоваться архитектурой XIX века, уникальным ландшафтом, которыми могут похвастаться далеко не все города. Поэтому важно сохранить лицо города и для себя, и с точки зрения развития туризма, и для сохранения культурно-исторического пространства города».

Работу по включению архитектурных памятников в охранные зоны ведут специалисты Свердловского управления госохраны объектов культурного наследия. На сегодняшний день охранные зоны установлены для 17 тагильских зданий, а также сторожевой башни на Лисьей горе и комплекса Нижнетагильского металлургического завода с входящими в его состав объектами культурного наследия регионального значения: «Цех доменный», «Цеха прокатные», «Энергоцех», «Цех кузнечный», «Цех мартеновский», «Корпус штанговый», «Контора заводская», «Здание конюшен, пожарной части и заводского театра», «Цех механический» и «Конюшенный двор». С полным списком можно познакомиться на сайте управления.

В мае этот список пополнили дом торговца Колодкина на улице Карла Маркса, 18, двухэтажный дом семьи Крыловых на Первомайской, 15, в котором сейчас располагается Нижнетагильская епархия, а также здание первого женского училища имени Н. К. Крупской на Тагильской, 1. Школа была построена по распоряжению вдовы Павла Демидова Авроры Карловны, которую возмутил низкий уровень образования детей заводских служащих. После Октябрьской революции, в 1920 году, ей было присвоено имя Н. К. Крупской, в годы Великой Отечественной войны в здании был развёрнут госпиталь № 5967. Сейчас восстановлением старой школы XIX века занимается выкупивший её тагильский бизнесмен, который планирует открыть в здании частное учебное заведение.

Дом торговца Колодкина
Дом семьи Крыловых

Первое женское училище имени Н. К. Крупской

Меньше повезло домам заводских служащих Демидова на улице Кирова, 19 и 21, построенным в первой половине XIX века. Дом № 19, где сейчас находится офис компании «Тагилэнерго», требует ремонта. А вот от 21-го, так называемого Треуховского дома, сохранились только руины.

Дома заводских служащих Демидова на  улице Кирова

Как пояснила специалист музея-заповедника Елена Штафетова, охранные зоны регламентируют, какие работы разрешается вести рядом со зданием без риска его разрушения. Например, возле зданий, включённых в такие зоны, нельзя строить капитальные объекты выше определённой точки, чтобы не нарушать видовой обзор памятника. Разрешается благоустраивать земельные участки и проводить работы по сохранению памятников.

«Пока бизнес воспринимает охранные зоны как ограничение деятельности. Но это не так. Да, по закону нельзя менять особенности объектов. Например, деревянные окна с определённой расстекловкой должны остаться деревянными с такой же расстекловкой, нужно сохранить декор на фасаде и так далее. Но нужно понимать, что старое здание может стать изюминкой любого бизнеса — будь то магазин, гостиница, ресторан. Когда придёт это понимание, думаю, многое сдвинется с места», — считает Елена Штафетова.

По её словам, сохранение памятников — это большая работа, в которую могут включаться даже простые горожане. Любой желающий может написать письмо в Управление государственной охраны памятников Свердловской области, приложить фотографии разрушающегося здания. Специалисты обязательно примут ваше заявление, а дальше будет приниматься решение об установлении охранных зон вокруг него.