«У вас практически курортный город». В Нижний Тагил приехала известная краснодарская арт-группировка ЗИП (ВИДЕО, ФОТО)

Известная краснодарская арт-группировка ЗИП приехала в Нижний Тагил, чтобы начать работу над своим проектом в рамках Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Напомним, в масштабном проекте«Миростроение» 16 художников будут создавать произведения искусства в тандеме с простыми тагильчанами.

Четыре участника группировки – Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, Василий и Степан Субботины – объединились в 2009 году и уже вскоре организовали независимый фестиваль уличного искусства «МОЖЕТ», который стал международным, и создали Краснодарский институт современного искусства. Они ещё и музыканты. В Нижнем Тагиле трое участников ЗИП дали концерт в галерее «Кубива» и поговорили с журналистом АН «Между строк» о планах на наш «курортный» город. Во время интервью они дополняли друг друга, отвечая вместе, поэтому авторство ответов не уточняем.

 

Про Тагил и искусство в повседневности

Нам очень комфортно в вашем городе. Тагил показался очень уютным, приятным, родным. Это практически курортный город: классная архитектура, атмосфера, в центре много людей. Только мы приехали на вокзал, как с нами познакомился продавец часов Макс. Люди в Тагиле очень добрые, открытые, коммуникабельные. Создаётся впечатление, что Тагил очень творческий город.

Сама прогулка по Нижнему Тагилу превратилась для нас в художественную деятельность. Мы поднялись на гору Шихан, там встретили джинна с мечом и в маске, который показал фокусы. Мы катались на лодках, а завод делал выбросы в атмосферу, создавая жёлтые облака. Мы гуляли с друзьями из группировки ЖКП, они рассказывали историю города, мы погружались в контекст. Вообще, с ребятами из ЖКП у нас много общего: они понимают город так же, как и мы.

Почему мы гуляем по Тагилу в футболках с надписью «Охрана»? Если объяснять коротко, перевёрнуто это читается, как «анархо». А вообще у нас давняя тема про охрану. Краснодар – лидер по торговым центрам. Людям негде работать, кроме как в торговле. Женщины идут в продавщицы, мужчины – в охранники. Так родилась наша антиутопия о том, что капитализм поглотит всё и будет только две профессии. Ну и охранник – это интересный лирический образ. Он наблюдает за всем со стороны, может не пустить тебя на завод вне зависимости от твоего статуса. Потом, эти футболки стоят 170 рублей, они качественные и после стирки не растягиваются.

О проекте на биеннале

Вова Селезнёв, куратор проекта (проект «Миростроение» реализуется в рамках Уральской индустриальной биеннале современного искусства, которая пройдёт с 14 сентября по 12 ноября. – Прим. ред.), познакомил нас с замечательным тагильскимкузнецом Станиславом Хариным, с которым нам предстоит работать в соавторстве на музее-заводе. Мы сейчас в процессе обработки мыслей. Мы вдохновились его инструментами, которые он сам создаёт. Ещё нам понравился брак. Мы решили, что будем придумывать тому, что не используется, новую функцию, новую жизнь.

Нам интересно работать с мастером, с человеком из другой профессии. Ремесленник скован материалом, но у него есть узкое знание, которое можно интересно интерпретировать. Мы уверены, что все люди – художники, поэтому этот проект для нас – попытка избавиться от стереотипов, навязанных обществом.

В общем, в августе мы сюда возвращаемся и начинаем воплощать.

«Всё самое интересное происходит в Москве, а так не должно быть»

Мы не любим слово «провинциальный». Когда мы говорим о провинциальности, мы подчёркиваем централизованность: всё самое интересное происходит в Москве, а так не должно быть. Разницы между столицей и небольшим городом нет никакой. Как в Тагиле люди не понимают современное искусство, так и в Берлине его не понимают. Если бы в России искусство поддерживалось на государственном уровне, больше людей разбиралось бы в нём, в городах появлялись бы русские энди уорхолы, музеи международного уровня.

Мы живём, по российским понятиям, в провинциальном Краснодаре, мы любим свой город, его климат, людей, и нам дорого то, что здесь создано. Мы решили остаться, создать комфортную среду. Если бы нам было некомфортно, мы, наверное, уехали бы.

Искусство никому ничего не должно

Искусство не обязательно должно всем нравиться, но искусство – это всегда коммуникация, оно не может быть само в себе. Ты смотришь на картину, и она пытается с тобой общаться. А современное искусство выходит за рамки традиции, идёт дальше, пытается создать диалог с помощью других стратегий, тактик.

Мы замечаем, что в последнее время процент людей, которым интересно современное искусство, растёт. Это широкая публика, начиная от школьников и студентов, до людей, которым за 60. Например, у нас в городе есть коллекционер, который собирает современное искусство. Есть ещё ряд зрелых людей, которые в теме того, что происходит в мире, они включены в контекст и восхищаются не только живописью участников местного Союза художников.

Когда ты находишься внутри городских процессов, трудно оценить, что у тебя получается, а что нет. Тут важна профессиональная критика. А диванная критика, когда люди, которые ничего не делают, пытаются давать оценку тем, кто делает, неинтересна. Если ты можешь, как мы, – рисуй на здоровье! Почему ты об этом размышляешь, а не делаешь? Всё это мы слышали сто раз, это не обидно, это скучно, это вообще никак. А вот если рождается интересная мысль, если человек отрефлексировал, значит, искусство сработало.

Может, «МОЖЕТ» появится и в Нижнем Тагиле

Мы сидели в мастерской и думали, что бы такое сделать. У нас не было в городе фестиваля, и мы решили: почему бы не попробовать. Мы не искали никакой поддержки, потому что куча времени ушла бы на бесполезное общение с чиновниками. Зачем нам администрация, если город принадлежит людям?

Нельзя сказать, что «МОЖЕТ» – это наш фестиваль. Мы просто предложили идеи, к ним подключились другие художники. Мы использовали разные публичные пространства: улицу, двор, квартиру. Каждый день в разных районах города проходили какие-то выставки. Каждый художник курировал свой район, приглашал своих знакомых, людей из тусовки. Но приходили люди, которых мы вообще не знали, простые прохожие увлекались каким-то действием и присоединялись к нему.

В итоге у нас получился международный фестиваль с нулевым бюджетом, который мы проводим уже в пятый раз. В нём принимали участие художники из разных городов России, из Японии, Аргентины, Германии, Молдовы.

Этот фестиваль про то, что художники могут вместе собраться и сделать крутое мероприятие, которое создаст новые пространства для творчества и работы. Такой фестиваль можно сделать в любом городе. Например, нас пригласили организовать фестиваль уличной культуры во Владикавказе и Махачкале. В Тагиле это тоже можно сделать.

Текст: Екатерина Баранова

Фото, видео: соцсети

Агентство новостей «Между строк»