Группировка ЖКП закрывает в Нижнем Тагиле культовую галерею «Кубива». Как художники-хулиганы изменили интерфейс рабочего города, и зачем им это надо

Культовая галерея «Кубива» прекращает своё существование в Нижнем Тагиле и готовится к переезду в Екатеринбург. Именно благодаря «Кубиве» о творческой группировке молодых тагильских художников «Жизнь как перфоманс» (ЖКП) заговорили не только в Нижнем Тагиле, но и далеко за его пределами. Для самих художников закрытие галереи – это лишь новая веха в развитии. Сейчас ребят приглашают выставляться в Европу, у них появилась уверенность в собственных силах, они стали мудрее – будучи внесистемными экспериментаторами, успешно реализуют проекты с вполне системными чиновниками. И ещё они научились давать интервью. 

«Тагил – наша скульптура»   

Чтобы творить, ни на кого не оглядываясь, костяк ЖКП – Ксения Кошурникова, Алексей Бубб, Анна и Виталий Черепановы – в 2014 году создали галерею современного искусства «Кубива» в съёмном гараже на Гальянке. Сначала это была мастерская, в которую приходили потусоваться друзья и друзья друзей. Но довольно скоро дикое для неподготовленного человека пространство вошло в список негласных достопримечательностей города. Для приезжих художников и гостей города, интересующихся современным искусством, «Кубива» стала обязательным must visit. На фоне брутальных арт-объектов с удовольствием делали селфи и некоторые чиновники тагильской мэрии.

Но художники решили закрыть галерею. Отказаться от намоленного места было непросто, но друзья больше не готовы оплачивать аренду. В конце лета пространство культовой «Кубивы» будет перевезено в Екатеринбург, на одну из площадок Уральской индустриальной биеннале современного искусства, а позже все предметы будут проданы на аукционе.  

«Немного грустно от этого, но когда галерея месяцами стоит без дела, а ты в другом городе работаешь, нет смысла её держать. Весь город для нас “Кубива” теперь. Тагил – наша скульптура. Носов лепит что-то своё, а мы лепим свой Тагил. Город развивается, и очень хочется влиться в эту волну, внести свой вклад», – признаются Анна и Виталий Черепановы. 

Любовь и первые эксперименты 

Они познакомились, когда учились на худграфе. Подружились, стали собираться вместе, обсуждать искусство. В какой-то момент поняли, что нужно искать вдохновение в родном городе, лепить свою творческую среду. Слепили и личное счастье. Сегодня ЖКП – это две пары: Ксения и Алексей и супруги Анна и Виталий Черепановы. Все их родственники стали частью «Кубивы», там проходили семейные посиделки, на которых старшие поколения выступали в качестве моделей и вместе со своими детьми создавали произведения искусства.

Первая совместная акция друзей-художников в 2013-м называлась «Не возьмёшь». Тогда они повесили на руины, оставшиеся от особняков на улице Уральской, свои картины.     

И с тех пор их было не остановить. Каждый перфоманс – символика, каждый вынуждает задуматься. Затем были акции «Работа», «Дело» – инсталляции-надписи появлялись в разных точках города, призывая горожан заняться делом.  

И слегка политизированная акция «Чистая политика». Лица известных чиновников художники крепили к бутылкам моющих средств в торговых центрах. 

Брались они и за крупные проекты: разрисовывали трансформаторные будки, фасады зданий. Такое искусство не заметить было сложно. О ЖКП заговорили. 

«А, видели, знаем…» 

Уже через два года после появления о ЖКП знали далеко за пределами региона. Многие московские кураторы экспозиций современного искусства хотели видеть их у себя в галереях, ребят приглашали на международные фестивали, их произведения демонстрировались в Европе, Америке, Германии. Преподаватели УрФУ даже отправляют в Тагил будущих художников и искусствоведов писать дипломные работы про феномен ЖКП.

«Заслуга ЖКП главным образом в том, что они хотят что-то делать для этого города, – говорит искусствовед, замдиректора по научной работе Нижнетагильского музея изобразительных искусств Елена Ильина. – Учитывают ли они запросы населения, другой вопрос. Но, к примеру, с помощью инсталляции “Работа” они постарались изменить сознание горожан и показать: вы работаете, и мы работаем. Мы такие же труженики. Росписи фасадов очень понравились бабушкам, как ни странно. Ясно, что ЖКП меняют таким образом интерфейс рабочего города. Они в истории города – однозначно. Как, впрочем, и многие другие».  

В этом году уже во второй раз тагильская четвёрка будет включена в программу Уральской биеннале современного искусства. Причём в основной программе принимают участие только семь уральских художников. Для биеннале тагильчане готовят 200-страничный альбом о тагильском стрит-арте. Помимо фотографий и анонимных интервью с граффитистами, читателям представят огромную карту стрит-арта. О такой книге ребята мечтали несколько лет.

В столице Урала и Нижнем Тагиле отношение к творческой группировке сильно отличается. На малой родине их творчество нравится далеко не всем, а вот в Екатеринбурге, во многом благодаря образовательным программам Государственного центра современного искусства, их понимают. Главная проблема Нижнего Тагила, считают в ЖКП, заключается в том, что здесь людям не хватает искусствоведов и критиков, которые научили бы правильно воспринимать сигналы современного искусства.

И ребята самостоятельно стараются решить эту проблему. Так, на прошлогодней выставке «Город ЖКП» в Нижнетагильском музее изобразительных искусств они попытались наладить диалог с публикой. Лучшие работы группировки за несколько лет, сосредоточенные в трёх залах, на многих зрителей произвели сильное впечатление. Причём неважно, что иногда негативное, отмечают художники, главное – для посетителей выставки творчество ЖКП стало узнаваемым. Позже, увидев на улице плакат на стене от ЖКП, они точно скажут: «А, видели, знаем…»   

Этой весной Тагил ждал новый проект ЖКП – создание самой большой картины в рамках «Ночи музеев». На организацию перфоманса жертвовали деньги простые тагильчане, бизнесмены выделяли материалы. Такой отклик стал неожиданностью для художников, и они полны решимости реализовать ещё одну грандиозную идею – создать большую бетонную скульптуру в строящемся парке «Народный» на берегу реки Тагил. Идеи и эскизы покажут начальнику управления культуры Светлане Юрчишиной и надеются убедить её сделать яркий подарок тагильчанам ко Дню города.   

«Мейнстрим – всегда плохо»

Искусством ребята пока не зарабатывают. Все работают в разных местах на фрилансе, этого  хватает, чтобы оплачивать счета и покупать материалы для творчества. У них вообще к деньгам особое отношение.

«Коммерческий успех нас не интересует, коммерческий успех – это смерть, – уверенно заявляет Виталий. – Когда искусство начинает приносить стабильный заработок, оно перестаёт быть искусством. Философия в этом случае идёт от заработка. Мейнстрим – это всегда плохо. А физическая работа полезна художнику, она вдохновляет, даёт силу, мысль».

Сами дураки 

«А почему то, чем вы занимаетесь, нужно считать искусством?» Эта фраза, кажется, задела ребят, хоть и слышат они её нередко. Спокойно парируют: художник никому ничего не должен объяснять. Современное искусство просто нужно захотеть понять. Ничего не стоит сказать: «Да моя пятилетняя дочь рисует лучше, чем ваши хвалёные художники!» А вот желание попробовать разобраться в чём-то непонятном достойно уважения. 

«Мы транслируем то, что происходит в мире, и всё это считывается людьми, если они готовы это считывать. Современное искусство как иностранный язык: нужно владеть языком, чтобы понимать смысл. Ведь традиционное искусство тоже может быть непонятно, если ты не знаешь контекста, в котором создавалось произведение. Кому-то, например, неинтересно смотреть Эль Греко, Рубенса…» – говорят в ЖКП. 

Привитый ещё в школе стереотип о том, что искусство воспитывает и возвышает, многим взрослым мешает воспринимать что-то новое, совсем не похожее на пейзажи Шишкина, отмечают в ЖКП. Поэтому в адрес группировки можно услышать довольно резкие высказывания: их искусство непонятное,  хулиганское, отталкивающее. Сами художники ЖКП стоят на своём: искусство не должно быть прекрасным, оно должно заставлять мыслить.

«В России есть такой принцип – сам дурак. Если я не понимаю того, что ты мне предлагаешь, дурак ты. А у них, в Европе, если я не понимаю, дурак я. Современное искусство революционно, оно резко меняет мир, поэтому часто его не принимают. Участники ЖКП должны искать диалог со зрителем, не быть теми художниками, которые надевают на себя терновый венец. Ведь удобно быть непонятым», – считает искусствовед Елена Ильина. 

Некоторые уверены, что ЖКП – совершенно «улетевшие» ребята, без тормозов. Но за эпатажем скрывается чётко выраженная философия. Они рассуждают о смерти и жизни, мужском и женском, о дуализме мира. А ещё они откровенно и с иронией говорят о самих себе. 

«Нам важно показать, что Тагил славится не только подносами и графикой, а что у нас развивается современное искусство: за последние пару лет здесь появились три новых арт-пространства. Это как раз то, о чём мы мечтали! – говорят художники ЖКП. – Мы делаем проекты в других городах, но всегда возвращаемся, потому что нам интересно работать в Тагиле. Это наше место силы, и пока мы не готовы перерезать эту пуповину». 

Автор: Екатерина Баранова

Фото: соцсети, паблик «Руда»

Агентство новостей «Между строк»