Имя этого тагильского скульптора известно не только в нашем городе, но и за его пределами: в Сочи, Калининграде, Екатеринбурге, Перми, Уфе, а также в Чехии и Германии. Произведения монументалиста настолько органично вписались в образ Нижнего Тагила, что многие уже не могут представить «жемчужину Урала» без памятника Петру и Февронии на Шихане, без скульптур «Стрекоза» и «Муравей» в парке имени Бондина, без монумента «Городской ангел. Скепсис» возле Нижнетагильского музея изобразительных искусств, без флюгера на шпиле Лисьегорской башни. Сегодня наш рассказ пойдёт о скульпторе Александре Иванове и его работах.

(https://artmnt.richm.ru/wp-content/uploads/2021/12/1307372ivanov.jpg)
Александр Иванович Иванов родился 13 мая 1959 года в Нижнем Тагиле. С раннего детства любил рисовать, увлекался лепкой, учился в художественной школе, и решение продолжать обучение в Уральском училище прикладного искусства было для него естественным. В 1976-м он поступил на отделение работы с камнем. Учиться Александру Иванову довелось у известных тагильских скульпторов Виталия Стеканова и Василия Ушакова, которые прививали будущему мастеру навыки работы с разными материалами: глиной, деревом, камнем, металлом.
Закончив в 1983 году училище, Александр устроился на место художника в отдел главного архитектора «Уралвагонзавода». В 1985–1987 годах работал бутафором в Нижнетагильском драматическом театре, затем художником-дизайнером Лаборатории производственной эстетики НТМК, параллельно учась на худграфе Нижнетагильского государственного педагогического института. В 1994-м Иванов уезжает на юг и четыре года работает художником паркового дизайна и ландшафтной скульптуры, украшая парки и скверы Сочи, Красной Поляны, Хосты и Адлера.
Через шесть лет Александр возвращается в родной город, где продолжает творить. В 2006 году он становится членом Союза художников России, а три года спустя на улице Уральской появляется первая работа скульптора — «Ангел Скепсис».

(https://turizmnt.ru/upload/iblock/c1a/0_69c18_5603f336_xxxl.jpg)
С этой скульптурой связано два любопытных факта, о которых мало кто знает. Несмотря на свой застёгнутый, строгий и в чём-то таинственный вид, «Ангел Скепсис» появился на улице Уральской по-хулигански: в один прекрасный день автор просто установил его перед зданием Нижнетагильского музея изобразительных искусств, не предупредив никого, чем вызвал у руководства музея недоумение и растерянность. Об ангеле тут же рассказали городские средства массовой информации, и через несколько дней загадочный гражданин с собакой стал самым популярным памятником города.
Другой малоизвестный факт связан с железным тапком, лежащим у ног собаки. Проходя мимо своего творения, Александр Иванович часто замечал, что к подножию фигуры многие прохожие бросают деньги: по городу тогда ходила молва, что для удачи в делах, поездках и даже любви «Городскому ангелу» необходимо «дать взятку». Монетки и купюры становились добычей пьяниц и бродяг, но собирать их в траве и снегу было трудно, к тому же монеты могли укатиться на проезжую часть, где какое-никакое, а движение автотранспорта есть. Тогда-то скульптор и приварил к основанию фигуры железный тапок, в котором монеты спокойно могли лежать до востребования.
В 2010 году в Нижнем Тагиле появилось сразу несколько работ Александра Иванова: «Собака» у дома № 79 на улице Карла Маркса, «Бегущий студент» в сквере у здания Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна, «Стрекоза» и «Муравей» в парке имени Бондина, а также два памятника, которые в короткие сроки получили признание горожан.
7 мая 2010 года на улице Победы был открыт памятник тагильчанам — Героям Советского Союза и полным кавалерам Ордена Славы. Композиция, представляющая собой своеобразный факел (лавровая ветвь на высоком постаменте из красного гранита), была установлена напротив школы № 42/75. На мраморной доске были выбиты имена 27 Героев Советского Союза и 8 полных кавалеров Ордена Славы — тагильчан, удостоенных этих званий в годы Великой Отечественной войны. По задумке автора, верхняя часть памятника должна была подсвечиваться изнутри красным светом (некий вариант Вечного огня), что придавало бы монументу больше торжественности.

(https://photo.foto-planeta.com/view/3/9/1/5/nizhniy-tagil-391599.jpg)
Второй памятник появился летом того же года на Краснокаменском Шихане. Он был установлен в честь святых Петра и Февронии Муромских, покровителей семьи и брака, и сразу превратился в место паломничества влюблённых и молодожёнов Нижнего Тагила и даже других городов. Так, достоверно известно, что возложить цветы к монументу приезжали молодые пары из Алапаевска, Кушвы, Невьянска, Екатеринбурга и даже из далёкого Угледара. В течение года памятник стал настоящей достопримечательностью города и был включён в туристические справочники.

(http://historyntagil.ru/culture/images/016.jpg)
В своём творчестве Александр Иванов часто обращается к истории родного края. Например, в 2015 году недалеко от берега Нижнетагильского пруда прямо в воде была установлена скульптурная композиция «Манси на реке Чусовой», созданная по мотивам старинных легенд вогулов (манси), населявших когда-то Средний Урал.

(http://virtual.artmnt.ru/uploads/monumentums/000/031/1523882949.jpg)
В том же году мастер изготовил для реконструированной башни на Лисьей горе флюгер в виде ангела с трубой. Мало кто знает, что такой флюгер реально был на шпиле башни. История его появления весьма любопытна. В годы первого российского экономического кризиса Демидовы, чтобы сократить расходы, распродали часть непрофильных зданий и сооружений, в том числе и Лисьегорскую башню. Спустя 6 лет Елим и Анатолий Демидовы приехали на Нижнетагильский завод и увидели, что башня используется в качестве пожарной каланчи. Это весьма расстроило заводчиков, ведь изначально башня строилась как часовня в память об их прабабке Елизавете Строгановой-Демидовой, скоропостижно скончавшейся в 1818 году.
Для того чтобы сохранить память о Елизавете Александровне, Елим и Анатолий велели изготовить на заводе флюгер в виде Архангела Михаила, хранителя ключей от Рая, и договорились с волостной управой об установке флюгера на шпиль башни. Там он и находился до середины 20-х годов XX века, пока кто-то не признал в нём «символ религиозного культа, чуждый пролетарскому сознанию». Флюгер сняли и отправили на переплавку. И вот в 2015-м Архангел Михаил вернулся на шпиль одного из главных символов нашего города.

Ангел-флюгер на шпиле Лисьегорской башни (фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения) (http://virtual.artmnt.ru/uploads/monumentums/000/136/1614343732.jpg)

Александр Иванов со своими ангелами (фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения) (http://virtual.artmnt.ru/uploads/monumentums/000/136/1614343711.jpg)
В 2016 году к скульптору обратились ветераны ОМОНа с просьбой о создании памятника бойцам отряда, погибшим на боевом посту. Александр Иванов предложил несколько вариантов, руководство городского управления внутренних дел внесло ряд своих пожеланий, и так родился образ погибающего бойца в тот момент, когда его сражает пуля. В результате этого сотрудничества на площади перед зданием ГУВД на Островского, 7 появился новый памятник.

(http://virtual.artmnt.ru/uploads/monumentums/000/066/1523952730.jpg)
С 1998 года Иванов принимает участие в различных художественных выставках. За его плечами участие в 15 городских, 7 областных, 8 региональных и 3 международных выставках. Работы мастера можно увидеть в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, Екатеринбургском музее камнерезного и ювелирного искусства, в художественных галереях Свердловской области.
Принимал Александр Иванович участие и в оформлении парка «Народный». Две скульптуры — «Волк Хоза-Лей» и «Таймень-батюшка», созданные им по мотивам мансийских народных сказок, — украшают территорию парка с 2018 года.

Скульптура «Таймень-батюшка» (фото Д. Кужильного / с разрешения автора) (http://virtual.artmnt.ru/uploads/monumentums/000/122/1655474548.jpg)

Скульптура «Волк Хоза-Лей» (фото неизв. автора / фрагмент ориг. изображения) (http://virtual.artmnt.ru/uploads/monumentums/000/118/1648468672.jpg)
В 2019 году Александр Иванович выступил в роли одного из создателей этнопарка «Ермаково городище» у подножия горы Медведь-Камень. На территории этнопарка установлено около 40 деревянных и металлических скульптур, отображающих жизнь коренного населения нашего края. Этнопарк стал одним из самых интересных туристических объектов неподалёку от Нижнего Тагила, появившихся в течение последних 20 лет. Ворота этнопарка венчает памятный знак «Ермак», создать который Александр Иванов задумал несколько лет назад, заинтересовавшись историей покорения Сибири.

(https://tagilka.ru/upload/resize_cache/iblock/3b1/950_10000_1/3b1b48dbad70731503d18c972df7eef9.jpg)
При подготовке текста использовались материалы искусствоведа Нижнетагильского музея изобразительных искусств Александры Шемякиной.