Он ведёт Instagram, читает Telegram-каналы о технологии блокчейн и мечтает воспитать четверых детей. 30-летний Гаджи Абдулов — самый молодой депутат Нижнетагильской гордумы седьмого созыва. Осенью прошлого года ему доверили пост председателя думской комиссии по молодёжной политике, физкультуре, спорту и туризму. А совсем недавно Гаджи Абдулов стал новым директором дочерней компании «Уралвагонзавода» ООО «УБТ-Сервис». Почему депутат не пошёл работать в полицию, где сейчас служит его отец полковник Ибрагим Абдулкадыров, чем плоха жизнь в больших городах и почему тагильчане должны заявлять о своих проблемах, читайте в материале АН «Между строк».
— Гаджи, у многих сразу возникает вопрос: почему у вас с отцом однокоренные, но всё-таки разные фамилии?
— Фамилия Абдулкадыровы произошла из-за объединения двух родов больше ста лет назад. Решил после школы оставить фамилию предков, одного из прадедов — она и короче, и легче воспринимается.
«Мою кандидатуру поддержал и коллектив, и руководство УВЗ»
— Зачем вы вообще пошли в политику?
— «Уралвагонзавод», где я начал работать ещё в 2011 году менеджером по продажам, — предприятие государственное, социально ориентированное. Оно активно участвует в жизни города, района, людей. Сам я в своём коллективе тоже был всегда таким активным — за то, чтобы какие-то мероприятия провести, собраться. Вот мне и предложили стать депутатом.
— То есть инициатива принадлежала коллективу предприятия?
— Да, сказали, было бы неплохо, если бы я поучаствовал в выборах. Видимо, искали молодых людей с новым взглядом на решение проблем в городе, тех, кто общается с людьми. Мою кандидатуру поддержал и коллектив, и руководство. Я согласился, потому что это и расширение кругозора, и личностный рост.
— Вы, наверное, в тот момент ещё не представляли, чем занимаются депутаты гордумы?
— Я знал, что депутаты должны помогать людям, а после пришло чёткое понимание, что предстоит к тому же и серьёзная работа с бюджетом города. Я присутствую на разных спортивных, молодёжных мероприятиях, поддерживаю ребят, чтобы придать более серьёзный статус тому или иному событию, чтобы нести пропаганду спорта и здорового образа жизни.
Работая в статусе депутата, я понял, что проблемы есть у всех жителей. Понял также, что решение проблем зависит и от самих горожан, от их активной позиции по тому или иному вопросу. В основном это, конечно же, вопросы ЖКХ.
«Если тебе не нравится двор, но ты молчишь, — он таким и останется»
— Если, допустим, тебе не нравится твой двор или даже подъезд и ты с этим живёшь, молчишь, — он таким и останется. А если ты хоть что-то делаешь — написал письмо в приёмную главы города, сходил на приём к депутату — ситуация реально меняется. К решению твоей проблемы подключаются депутаты, администрация, другие муниципальные органы.
Во время предвыборной кампании наша команда обошла все дворы Вагонки. В одних дворах на Зари не было ни дорог, ни детских площадок, ничего, но зато было очень много людей, недовольных властью, управляющими компаниями, всем. Пришли в соседний двор. Там дорога заасфальтированная, беседка, детская площадка, лавочки, зелень цветёт, всё красиво. И жителей на встречу с депутатами пришло мало. Мы будто в другой мир попали. А дело в том, что они самоорганизованы — у них есть главный по дому, организовано ТСЖ, все деньги жильцов распределяются самими жильцами так, как они считают нужным.
Я сам живу на Папанина, в простом панельном доме. У нас есть главный по дому, он организовал ТСЖ и решает все вопросы. У нас всегда в подъезде и во дворе чисто, снег зимой дворники убирают с шести утра. Во всём порядок, сделано межевание. Мы жителям на встречах объясняем: выберите себе главного по дому, платите ему 10–15 тысяч рублей в месяц вместо УК, и пусть он занимается проблемами дома. Если ему удастся собрать домов пять, то он может и 30–40 тысяч рублей зарабатывать в месяц, это нормальные деньги. Рассказываем жителям всё это, они соглашаются, а потом начинают между собой выяснять отношения, что собраться и договориться не могут. Кто-то, конечно, ко всему этому скептически относится. Говорит, что никакого от нас толку нет, и уходит — на этом всё и заканчивается. Но многие принимают информацию и стараются что-то делать.
— Что просили у вас тагильчане во время предвыборной кампании?
— Многие просили детские городки. Но здесь ситуация такая. В своё время «Уралвагонзавод» выделил деньги как раз на детские городки у нас в районе, сделали порядка 12 штук. Когда городки поставили, попросили управляющие компании взять их на баланс. Всё равно раз в году нужно что-то подкрасить, доски подправить, гвозди чтобы не торчали, дети не травмировались. В итоге ни жители, ни управляющие компании городки на баланс так и не взяли, а из этих 12 городков целы остались два или три. Остальные в течение двух–трёх месяцев просто разбомбили.
— А были какие-то нелепые просьбы?
— К нам, бывает, приходят люди, они безобидны, с доброжелательным настроем, но у них какие-то космические идеи. Приходит как-то к нам один мужчина лет 60, даёт лист бумаги, на котором ручкой нарисован какой-то чертёж, и говорит: «Вы же на УВЗ работаете, у вас производство. Вот это буржуйки, их надо сделать миллиард. Мало ли случится война… Отдадим эти буржуйки жителям Азии, странам бывшего СССР». Смотрю, все серьёзные такие сидят и не смеются, а я думаю: что происходит вообще — миллиард печей сделать?! Во время предвыборной кампании я с депутатом Андреем Анатольевичем Галаховым ходил на встречи с избирателями, мы проводили совместные приёмы, он объяснял мне основные принципы деятельности, готовил к депутатской работе.
— Андрей Анатольевич Галахов был вашим наставником?
— Как говорил сам Андрей Анатольевич, наставничество — важный момент в воспитании молодёжи в процессе смены поколений. Мы шли по одному округу, но случилась трагедия, его с нами не стало. Андрей Анатольевич реально людям помогал, при этом многие вопросы решал сразу по телефону, без всяких запросов. Вот этот мужчина, который миллиард печей попросил сделать, постоянно что-то изобретал, так сказать, и просил Галахова сделать. И самое интересное, что Андрей Анатольевич шёл ему навстречу, своими силами изготавливал какую-либо нужную деталь. Мировой мужик, он так к людям относился.
— Как у вас сложились отношения с коллегами-депутатами?
— Я в общем-то со всеми уже познакомился. Все приняли меня хорошо. О ком-то не сразу хорошего мнения был, но потом, пообщавшись, понял, что в принципе все мои коллеги — люди положительные, адекватные. И я думаю, это очень хорошо, что есть и новички, и депутаты прошлого созыва, они более опытные. Председатель думы Алексей Пырин очень много подсказывает нам. Иногда думаешь, что на изучение какого-то вопроса нужно потратить месяц или два, а Алексей Анатольевич в течение 10–15 минут всё аккуратно объяснит или позовёт кого-то из специалистов, чтобы они объяснили. Он и сам по себе такой очень дипломатичный, сдержанный, всегда выслушает всех, подскажет.
Пока наш созыв не рассматривал вопросы, согласование которых может принести вред нашему городу или району. Острых ситуаций не было, но, помню, был момент, когда мнения разделились 50 на 50. Это нормально, мы должны всячески отстаивать интересы нашего района.
«В Тагиле много чем можно заниматься, необязательно уезжать»
— Почему именно вам доверили пост председателя комиссии по молодёжной политике, физкультуре и спорту?
— Я самый молодой депутат, спортом занимался, понимаю, что может быть нужно молодёжи. Меня спросили, не против ли я возглавить комиссию, и я сказал, что нет. Предпринимательство мне ещё близко. Но вот если бы мне предложили стать председателем комиссии по ЖКХ или бюджету (смеётся), то я бы точно отказался.
— В последнее время очень активно обсуждается проблема миграции молодёжи из Нижнего Тагила. Как думаете, почему они уезжают?
— Я думаю, это проблема не Нижнего Тагила, а всех небольших городов. Это просто глобализация — процесс, который происходит независимо от кого-либо. Сейчас очень развит интернет, социальные сети. Люди видят, что есть другая жизнь, и, как рыба ищет, где глубоко, также ищут, где им будет лучше жить, комфортнее. Чем больше город, тем больше возможностей. Но, если честно, пока у меня нет какого-то конкретного ответа на этот вопрос.
— То есть на эту ситуацию никак нельзя повлиять?
— Ну почему? То, что было сделано в нашем городе за последние пять лет, — это большой рывок. Драмтеатр сделали, цирк, набережную. Много теперь есть мест, где можно провести время. До того, как я стал председателем комиссии, не предполагал, сколько у нас в городе спортивных и культурных учреждений, где могут заниматься дети, развиваться. Это и авиамоделирование, и робототехника, и скалолазание, и швейное дело. Даже роспись подносов есть. В Тагиле много чем можно заниматься, необязательно уезжать. Может, просто это пока не сильно популяризировано у нас в городе…
А вам самому когда-нибудь хотелось уехать из Тагила?
— В последние пять–шесть лет я часто бывал в Москве в командировках. Когда в последний раз туда съездил, сделал вывод для себя, что там можно жить только в одном случае — если ты работаешь над своей мечтой, которую не можешь осуществить в рамках своего небольшого города. Таким образом, город делится на два типа людей, ко второму типу относятся люди, которые стараются осуществить мечту кого-то другого, как рабы.
Многие мои знакомые поехали в Москву на картинки, а столкнулись с бытом, когда неизвестно где живёшь и по два–три часа стоишь в пробке, чтобы доехать до работы или до дома. Да, может быть, один день в неделю ты можешь посвятить себе и сходить куда-то, но второй день — нет. Тебе нужно сходить взять продукты на неделю, подготовить одежду, выспаться, дома прибраться. Некогда заниматься спортом или видеться с друзьями. У нас же в городе можно сходить на работу, а после неё — на тренировку, в кино, встретиться с ребятами, да всё что угодно сделать, у тебя есть время с 7 до 10 вечера. В больших городах, если ты не какой-то крутой и хорошо заряженный чувак, такой возможности нет.
«Сына назвал Ибрагимом, в честь дедушки»
— Вы самый молодой депутат в гордуме Нижнего Тагила и уже женаты.
— Её зовут Кристина, и в этом году ей будет 24 года. Мы женаты уже три года, и я благодарен судьбе и Всевышнему, что мне попался тот человек, который разделяет мои взгляды и ценности, например уважение к старшим. Она воспитывалась тоже в хорошей семье, у неё оба родителя работают на НТМК. Поэтому нам было несложно притереться друг к другу.
— А чем она занимается?
— Она обучилась программированию в институте на ВМЗ (сейчас его там нет). Потом недолго работала в одной из компаний IT-специалистом. Сейчас она сидит в декрете и смотрит за ребёнком. Но, честно говоря, сидеть ей некогда, да и регулярного сна у неё нет уже почти полтора года: пока ребёнок на груди, приходится два–три раза ночью вставать, чтобы его покормить. Круглосуточный будильник. Он в любом случае в семь утра встаёт, говорит однозначно: «Вы меня заказывали? Заказывали. Вот он я — веселите, кормите меня». Это счастливая и сложная участь женщин, матерей — воспитывать детей, а мы, как мужчины-воины, должны добывать еду и пропитание. Я вообще настроен на четверых детей. У хороших людей должно быть много детей.
Сыну 28 мая исполнился год и четыре месяца. А зовут его Ибрагим, в честь дедушки (Ибрагима Абдулкадырова, начальника МУ МВД «Нижнетагильское». — Прим. ред.). Я не стал придумывать разные имена, как это делают сейчас многие. У меня есть достойный родственник, человек, в честь которого я могу назвать своего сына.
«Спорт приветствуется однозначно»
— Вы говорили, что в городе есть множество мест, куда можно отдать ребёнка. Куда бы вы хотели отдать своего сына, когда придёт время, чем он будет заниматься?
— Было бы неплохо, если бы он занимался в детском бассейне, они есть почти во всех районах города. Чтобы ребёнок уже привыкал к воде и закалялся, крепкий иммунитет был. Может, будет что-то, связанное с гимнастикой, чтобы тело было гибким и развитым. Ну и в силовой вид спорта какой-нибудь отдам, чтобы мог постоять за себя, всё-таки мы живём в мире не совсем добром. Спорт приветствуется однозначно.
— Вы сами какими видами спорта занимались?
— Почти 10 лет занимался кикбоксингом, около двух лет греко-римской борьбой. Походил на бокс. Также всегда стараюсь параллельно плаванием заниматься, бегать.
— Читала, что недавно золотой значок ГТО получили…
— До 25 лет я активно занимался спортом, раза три в неделю. В 26–27 уже реже, появились отговорки, которые мы себе часто придумываем, — семья, работа. Я поймал себя на мысли, что расслабляться в общем-то не надо, тем более у меня родственники все активно занимаются спортом. В прошлом году решил сдать нормативы и не уложился в золото, бег дался тяжело. Я всегда за школу бегал и потом в студенчестве, а тут не смог. Это стало для меня вызовом, пришлось готовиться. Мы с товарищем созванивались, бегали по набережной, на «Аисте», в Черноисточинске. Я привёл себя в норму и норматив сдал. ГТО вообще хорошая идея, конечно. Если каждый год сдавать нормативы, будешь держать себя в хорошей форме. Необязательно при этом добиваться каких-то сверхнереальных результатов, бегать марафоны по 100 км. Если ты занимаешься спортом, ты не болеешь, ты хорошо себя чувствуешь, ты энергичен, силён. У тебя здравый ум, энергии больше.
«Знаешь, сынок, в полицию я тебе идти не советую»
— Все ваши родственники активно занимаются спортом. А какие ещё традиции есть в вашей семье?
— Мы обязательно раз в неделю всей семьёй собираемся. Со всеми родственниками стараемся поддерживать связь. Но, я думаю, это у всех так.
— Ваша мама руководит управлением промышленной политики и развития предпринимательства в мэрии, а отец — тагильской полицией. Вы советовались с ними перед тем, как участвовать в выборах депутатов гордумы?
— Конечно, советовался, они отнеслись к этому положительно. Я и перед выбором профессии советовался. Мне отец сказал однозначно: «Знаешь, сынок, в полицию я тебе идти не советую, потому что надо это любить и жить этим. Ты видишь, что дома меня почти не бывает, ночью я уезжаю, работа очень напряжённая. Поэтому, если у тебя нет особого рвения идти в полицию, лучше выбери что-то более спокойное». Я прислушался к совету и выбрал менеджмент. Мне ещё со школы нравилось что-то организовывать.
— Как депутату, вам иногда нужно задавать чиновникам, в том числе вашей маме Людмиле Абдулкадыровой, не самые приятные вопросы. Как это отражается на ваших отношениях?
— Никак не отражается. Работа есть работа, а личностные взаимоотношения — это личностные взаимоотношения. Если возникает вопрос, то в любом случае его задаю. И если на месте ответчика оказалась моя мама, ничего страшного, она хороший специалист. Понимаешь, если администрация где-то что-то не усмотрела… Мы для того и нужны, чтобы подсказывать им, обращать внимание на все эти моменты.
Завёл страницу в Instagram, подписан на популярные Telegram-каналы
— Гаджи, я знаю, вы зарегистрированы в Instagram. Ещё в каких-то соцсетях есть странички?
— Во время студенчества я был зарегистрирован во всех соцсетях, находил там друзей из других городов. Затем появились смартфоны, WhatsApp, Viber и необходимость в соцсетях отпала. Но я решил вести Instagram, освещать там свою деятельность. Раз люди меня выбрали, они имеют право видеть, чем я занимаюсь. У меня есть своя помощница, она помогает мне заполнять Instagram, также ведёт со мной приёмы граждан, пишет запросы.
— А сами вы откуда новости узнаёте?
— Разные статьи в интернете читаю — про криптовалюту, интернет вещей и технологию блокчейн. Перешёл на Telegram-каналы. Это «10 долларов Баффетта», «Генератор Хитростей», ForkLog. Ну и бизнес-книги люблю читать. Последней прочитал «От хорошего к великому» Джима Коллинза, мне жена её подарила.
— Какую музыку предпочитаете?
— Вообще разную: что-то из классики, из попсы, из клубной музыки. Недавно себе приложение скачал на телефон, там есть весёленькие песни — «Тает лёд», например. Есть вот «Московская ночь» Данко, «Импульсы» Елены Темниковой, «Один взгляд назад» Константина Никольского. Вообще слушаю музыку под настроение. У меня есть товарищ, который слушает русский и зарубежный рок, знает всех певцов, их историю. И как-то он меня подзаманивает сейчас, мне начинает нравиться рок.
— Как обычно проводите своё свободное время, по клубам ходите?
— Раньше ходил, не спорю. Сейчас, когда уже женился и ребёнок есть, приоритеты другие. Если я до этого ездил отдыхать всегда в молодёжные места, то в последний раз мы уже жили в семейном отеле в Турции. Он до того семейным был, что были только спокойные вечерние программы, концерты и россияне отдыхали спокойно, размеренно, было приятно посмотреть.
— Какие вы ставите перед собой задачи-максимум на ближайшие пять лет?
— Меня совсем недавно назначили директором «УБТ-Сервиса», и я сейчас с головой ушёл в работу. Хочу увеличить финансовые показатели предприятия, улучшить рабочие условия сотрудников. Они и сейчас неплохие, но есть над чем работать. Что касается политической карьеры, с радостью стану депутатом Заксобрания, если жители города или района доверят мне такую ответственность. Ну и двоих детей за пять лет можно будет родить, с женой согласовано.