Сотрудники «Уралвагонзавода» сидят в вынужденных отпусках, несмотря на наличие заказов. Спасти корпорацию могут только первые лица правительства

Корпорация «Уралвагонзавод» подала третью по счёту жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на металлургические компании, рассказал АН «Между строк» директор по закупкам предприятия Андрей Сентябов. Машиностроительный гигант утверждает, что поставщики металла необоснованно повышают цены на свою продукцию, чем подрывают не только гражданские секторы отрасли, но и выполнение гособоронзаказа.

«Мы уже неоднократно подавали заявления в ФАС из-за необоснованного роста цены на металлопрокат, как на гражданский, так и для выполнения гособоронзаказа. Нет никаких причин для роста цены. Мы понимаем, что нет ни роста цен на сырьё, тарифов, ещё чего-то, что бы могло быть обусловлено ростом себестоимости»,  говорит Сентябов.

В корпорации говорят, что с марта по июнь челябинские партнёры предприятия (ММК Виктора Рашникова) повысили стоимость металлопроката на 70%. Чуть лучше ситуация со стоимостью бронелистов: к марту рост – 22 %, на сегодняшний день – ещё 15%. Повышение цен обусловлено ростом котировок на Лондонской бирже, но машиностроители считают контрпродуктивной привязку цен на металл к мировым значениям.    

«Мы живём в Российской Федерации, платим зарплату людям в рублях, сырьевая база – в рублях, а ориентируемся на биржевые цены. Мы считаем это несправедливым, но не можем договориться с металлургами»,  объясняет Андрей Сентябов.

«Уралвагонзавод» не может поднять свои отпускные цены параллельно с металлургами, из-за чего вынужден либо «замораживать» производство, либо работать в минус. Цены на рынке грузового вагоностроения формируются спросом заказчиков – железнодорожные компании работают на грани рентабельности и не готовы к повышению цен. Такая же ситуация в гособоронзаказе: цены на военную технику утверждены контрактами и не могут увеличиваться из-за роста себестоимости производства. Наметившееся оживление на рынке вагонов открыло перед корпорацией перспективы, но компания снова отправила сотрудников в вынужденные отпуска.

«Три месяца мы уже не можем заключать контракты в связи с тем, что у нас ежемесячный рост цен. С марта пошёл настолько интенсивный рост, который нам не позволяет контрактоваться с потребителями вагонов. Мы даже не понимаем, на что нам рассчитывать, ежемесячно идёт повышение цены на 20 процентов. Как в этих условиях можно контрактоваться в производстве вагонов, мы не понимаем»,  отмечает директор по закупкам УВЗ.

После введения запрета на продление срока службы вагонов в России ежемесячно списывается в среднем 10 тысяч грузовых вагонов, а в эксплуатацию пока вводится не более 2-2,5 тысяч. С января по апрель 2016 года «Уралвагонзавод» увеличил выпуск подвижного состава в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но после очередного роста цен на металл вагоносборка вновь попала в стагнацию.

По словам Андрея Сентябова, защитить российское машиностроение может только руководство страны. Металлургические компании продают невостребованную в России дорогую продукцию за границу, пользуясь при этом господдержкой, например, через временную отмену экспортной надбавки.

ФАС – не единственный рычаг, через который машиностроители пытаются найти решение проблемы. Сейчас в Минпромторге России регулярно проходят совещания на данную тему, корпорация обратилась за поддержкой к вице-премьеру Дмитрию Рогозину и полпреду в УрФО Игорю Холманских. Представители отрасли надеются, что ситуацию удастся переломить уже в июле.

«Раз у нас такие низкие квоты на экспорт, то их надо поднять. Чтобы у них не ощущалась иллюзия того, что они сегодня всеми своими действиями убивают российское машиностроение»,  резюмирует Сентябов.

В начале июня «Уралвагонзавод» отправил в вынужденный отпуск 3 тысячи сотрудников, которые будут получать во время простоя 2/3 заработной платы. По словам представителей корпорации, это единственный способ сохранения производственного потенциала в условиях неритмичной работы.

Агентство новостей «Между строк»