«Они уже не вернутся в Россию». Почему семью Миши Гулина, на лечение которого собирал весь Нижний Тагил, обвиняют в расточительстве денег благотворителей в Майами

В соцсетях разгорелся скандал вокруг группы сбора денег на лечение маленького тагильчанина Миши Гулина. Внимательные благотворители заметили, что в чеках, выставленных в качестве отчёта о потраченных средствах, фигурируют дорогие продукты и алкоголь. Люди, жертвующие свои деньги на лечение чужого ребёнка, возмутились, почему семья живёт на широкую ногу, призывая остальных экономить. После жалобы меценатов была заблокирована группа сбора средств для мальчика в крупнейшей российской соцсети «ВКонтакте», а родители Миши ищут оправдания. О том, как один из самых массовых благотворительных сборов в истории Нижнего Тагила обернулся скандалом, – в материале АН «Между строк».

Миша, ходи

О том, что семья Гулиных собирает деньги на операцию полуторагодовалому сыну, писали многие городские СМИ. У мальчика врождённый порок левой ножки, из-за которого в будущем ребёнок стал бы инвалидом. Российские врачи, по словам родителей мальчика Юрия и Юлии, делать операцию отказывались: якобы в клиниках Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Кургана и Ярославля ногу предлагали просто ампутировать. В итоге мама малыша нашла во Флориде врача, который, познакомившись с отправленными снимками и документами, согласился сделать операцию стоимостью 326 тысяч долларов. Семейство решило открыть в интернете сбор на 20 миллионов 812 тысяч рублей. А когда стало понятно, что своими силами собрать баснословную сумму не получится, Гулины обратились за информационной поддержкой к местным СМИ.

В начале марта, спустя несколько месяцев после появления первых публикаций в газетах и на новостных порталах, телекомпания «Телекон», «Экорадио» и информагентство «Все новости» объявили о благотворительном марафоне «Миша, ходи». За две недели в Тагиле развернулась масштабная информационная кампания: реклама на билбордах, ролики на радио и ТВ призывали горожан скинуться на операцию полуторагодовалому малышу. К сбору подключились депутаты Нижнетагильской городской думы. За месяц жители Нижнего Тагила и других городов России собрали 10 миллионов 125 тысяч рублей. Этой суммы оказалось достаточно на оплату первого этапа операции, и в апреле семья улетела в Америку к радости тысяч людей, переживающих за будущее маленького мальчика Миши.

Дальнейшее поведение тагильской домохозяйки и инженера ЕВРАЗ НТМК стало вызывать вопросы. Так, Юрий Гулин уволился с завода и вместо того, чтобы зарабатывать деньги на лечение маленького сына, поехал вместе с женой и ребёнком в солнечную Флориду. По слухам, семья продала в Нижнем Тагиле квартиру. В апреле Гулины поселились в Майами в меблированных апартаментах за две тысячи долларов в месяц. 

За тем, как живёт семья Гулиных, продолжал следить руководитель фонда «Живи, малыш» Егор Бычков. Для благотворительного марафона его организация предоставила короткий телефонный номер для отправки смс-сообщений с пожертвованиями. «Живи, малыш»  единственный благотворительный фонд в Нижнем Тагиле, у которого есть такая возможность.

По словам сотрудников фонда, от родителей Миши Гулина они не услышали элементарного «спасибо». А отчёт об использовании собранных с помощью смс-сообщений денег им предоставили с опозданием на два месяца и только после активных напоминаний. О «странном» отношении Гулиных к тем, кто спасает их ребёнка, говорят и другие благотворители.

Сомнительные расходы

На прошлой неделе группу сбора денег на операцию Мише заблокировала служба поддержки «ВКонтакте». Причина – невыполнение правил соцсети, по которым создатели подобных пабликов должны отчитываться за каждую собранную копейку. Сами Гулины и сопереживающие им люди обвинили во всём волонтёра Александру, которая пожаловалась в службу поддержки на сомнительную деятельность тагильской семьи. Девушка живёт в Европе, но о родине не забывает и следит за подобными пабликами в соцсетях.

Александра на стене группы задала родителям Миши элементарный вопрос: почему в опубликованных чеках значатся пиво, красная рыба и дорогие конфеты? Гулины ответили, что эти продукты на 327 долларов (почти 20 тысяч рублей) были куплены на празднование дня рождения сына и что в их действиях нет ничего предосудительного. После недолгой перепалки девушку отправили в бан.

«Я готова помогать тем, кто реально нуждается, но в моей голове не укладывается, как отец больного ребёнка бросает работу и живёт, ни в чём себе не отказывая, за счёт пожертвований. Можно собирать на лечение, на проезд и на жильё, но не на еду же! И тем более не на алкоголь. Раньше болезнь в семье была поводом искать вторую, третью работу, сейчас же вся семья увольняется и открывает сбор. Единственное, что можно сказать в оправдание Гулиных: добрые благотворители регулярно подстёгивают их словами "нам не нужны отчёты, главное, чтобы малыш был здоров…" Но они взрослые люди, им говорилось о том, что есть правила»,  рассказывает Александра.

По информации АН «Между строк», группу Гулиных во «ВКонтакте», скорее всего, уже не разблокируют. Жалоба Александры при этом сыграла не главную роль, а стала лишь поводом для проверки сообщества. В соцсети регулярно появляются десятки мошеннических групп для сбора денег несуществующим или даже уже покойным детям, поэтому правила обязывают все такие сообщества быть максимально открытыми для жертвователей. Группа Гулиных и реакция семьи на требования соцсети и благотворителей о предоставлении отчётов категорически противоречит позиции «ВКонтакте».

«Помните, благодарность  это не только тёплые слова в адрес тех, кто помогает приблизиться к важной цели, но и ответственность перед теми, кто оказывает помощь. Не жалейте времени на диалог с подписчиками, не затягивайте публикацию отчётов, проявляйте уважение к тем, кто задаёт вопросы»,  говорится в правилах ведения благотворительных сообществ во «ВКонтакте».

Именно внимательные подписчики и подняли тему странных трат Гулиных. При этом семья реагировала на критику неадекватно, отказываясь объяснять свои траты и удаляя неудобные комментарии в сообществе.

«Я уже давно слежу за этой историей, однажды решил почитать чеки и увидел там много интересного, о чём и написал у них на стене. Можно питаться более скромно и откладывать денежки на лечение сына, разве нет? После этого на меня посыпались десятки упрёков от участников группы, потом меня забанили в группе и на страничке папы, а потом вообще группа была закрыта. Сам я переводил небольшие суммы для Миши, потому что очень жалко ребёнка, он ведь ни в чём не виноват. Видимо, это был первый и последний раз, когда я помогал незнакомым людям: как-то сильно доверие пошатнулось»,  говорит благотворитель Максим.

Сейчас группа сбора денег на лечение Миши заблокирована, поэтому проверить старые отчёты о расходовании денег не удастся. При этом сразу после блокировки сообщества во «ВКонтакте» Юрий Гулин начал публиковать данные о собранных средствах у себя на странице. Деньги продолжают поступать на счета Гулиных, сразу несколько благотворительных фондов ведут для них сбор средств. Только за четверг, 17 августа, на счёт семьи в Сбербанке поступило более 100 тысяч рублей. Какие суммы поступали Гулиным до блокировки группы во «ВКонтакте», можно только догадываться.

«Людям, видимо, так понравилось жить за чужой счёт, что они искренне удивляются, когда им говорят, что можно ни копейки не брать себе с пожертвований. Лечат ребёнка и живут в другой стране исключительно за счёт пожертвований, но на вопросы о сомнительных тратах отвечают: “А ты по карманам пробежался”. Хотя отчитываться за каждую копейку – их святая обязанность»,  написал на своей странице Егор Бычков.

Юлия Гулина отказалась отвечать на вопросы АН «Между строк» о тратах в США, причинах увольнения главы семьи, якобы проданной недвижимости, предоставив нам только короткий комментарий.

«Хочу сказать одно: все документы мы предоставим и попробуем разблокировать группу. Вторую открывать не будем, будем бороться до конца. Фонды ведут сбор, они все запросы по нам отправляли в клинику, и договор заключили с ними, а не с нами. Я что, сборы веду сотый раз? Каждый может ошибиться и неправильно всё публиковать, не всю информацию. А тут все и обрадовались»,  заявила в свою защиту мама Миши. 

Американская мечта

У недовольных благотворителей также вызывает вопросы и то, как тагильская семья решила на новом месте квартирный вопрос. Дело в том, что при клинике Святой Марии, в которой проходит лечение Миша, существуют социальные гостевые дома Quantum House. В них размещают семьи, чьи дети проходят лечение в округе Палм-Бич. По словам Гулиных, получить социальное жильё им не удалось.

«Задолго до приезда в институт мы подали запрос на проживание в Квантум Хаус, в чём нам было отказано из-за длительного лечения сына. На нашу просьбу подобрать жильё на время нахождения в США, сотрудницей клиники была предложена единственная квартира за 2500 долларов (квартира без мебели и элементарных бытовых условий) или в гостинице за 150 долларов в сутки (4500 в месяц). Аргументируя тем, что март месяц сезон для большого потока туристов. Мы начали подыскивать квартиру и рассмотрели не один десяток вариантов. Но все нам отказывали, т.к. собственники жилья не охотно сдают в аренду своё имущество иностранцам. Все просят оплату сразу за весь срок аренды 12 мес помещения плюс депозит в размере месячной оплаты, в случае порчи имущества»,  написал на своей странице во «ВКонтакте» Юрий Гулин (орф. и пункт. сохранены. – Прим. ред.).  

Также Юрий пишет, что он нашёл в Майами русскоговорящего риэлтора, который отыскал американца, согласившегося сдать жильё за две тысячи долларов без оплаты электричества. Дом находится в Майами, в 90 км от клиники в Палм-Битч. Из-за этого семья арендовала машину за 900 долларов в месяц, а на дорогу до лечебного учреждения у Гулиных ежедневно уходит по два часа.

Тагильчанин Николай, несколько лет назад перебравшийся в Майами, рассказал, что аренда машины в среднем обходится в 500-650 долларов в месяц, поэтому Гулины могли бы сэкономить. По его словам, Майами – это довольно дорогой для жизни город, но найти жильё подешевле также можно, если постараться. В North Village Miami, где живут сейчас Гулины, можно снять дом не дороже 1300 долларов, к тому же без депозитов, говорит бывший тагильчанин.

Фотографии 96-метровых апартаментов Гулиных можно найти на американских сайтах о недвижимости.  

Критики Гулиных считают, что они сняли дорогую стометровую квартиру в Майами ради комфорта, не думая об экономии. При этом жертвователи считают, что регулярный поток денег избавил семью от необходимости найти жильё дешевле или получить место в гостинице при больнице. Мы связались с сотрудницей, которая, по утверждению Юрия Гулина, не смогла найти для них место в больничном городке. Международный координатор пациентов в Институте Пэйли Бернадетта Соя объяснила, что в основном общается с пациентами из Европы, но переговоры с русской семьёй Гулиных вела тоже она. По словам Бернадетты, тагильчане немного переврали события.

«До их приезда мы переписывались, я нашла им хорошую квартиру, полностью меблированную, никаких дополнительных расходов – всего две тысячи долларов в месяц и рядом с клиникой. Но они ничего не отвечали. Я начала волноваться, выслала по электронной почте документы – никакой реакции. Когда они уже приехали, я спросила, что произошло, ведь владелец ждал их заселения. Они сказали мне: “То, что вы нашли, слишком дорого”. Прошла неделя, и мама снова обратилась ко мне, попросила найти им комнату в Quantum House, потому что они слишком долго добираются до клиники. Но в это время в Quantum House уже не было свободного жилья»,  рассказала Бернадетта Соя.

Отметим, что ежемесячная оплата в доме Quantum House составляет всего 1240 долларов (притом со всеми расходами). Это почти в два раза дешевле, чем жильё, которое сейчас снимают Гулины, к тому же избавило бы их от необходимости платить за аренду авто и покупать бензин. В месяц семья могла бы экономить более 120 тысяч рублей, которые им перечисляют со всей России.

Если бы у них было желание перебраться поближе к клинике, в больничном городке решили бы их проблему, уверяет координатор пациентов Института Пэйли.

«Я слышал, что они стиралку купили, когда вся страна стирает в прачечных. Смысл её покупать, если они временно тут. А ещё говорят, что электричество и интернет Гулины тоже на себя оформили. Так поступают только в том случае, если приехали сюда надолго. Они уже не вернутся в Россию, судя по их действиям»,  считает живущий в Майами тагильчанин Николай. 

Бернадетта Соя также говорит, что Гулины ведут себя подозрительно.

«Ситуацию, которую вы описываете, я видела много раз с нашими польскими пациентами. Мне не нравится, когда люди лгут. Фонды и жертвователи имеют право спрашивать родителей о ежемесячных поступлениях! Неправильно лгать людям, которые вас поддерживают»,  считает она.

Мнения тагильчан, в разное время помогавших семье Гулиных, разделились. Одни считают, что у родителей Миши никогда не было корыстных мыслей, просто они, оказавшись в непривычной для себя среде, запутались. Многих жертвователей не интересует, экономит ли семья, для них главное, чтобы Миша научился ходить.

Главными критиками семьи являются те, кто не первый раз помогает больным, именно они предъявляют Гулиным обоснованные, по их мнению, претензии. Такие люди считают неприемлемым, что Гулины живут в США не считая денег, которые могли бы пойти на помощь другим больным детям. При этом отсутствие отчётов о сумме собранных средств после отъезда семьи на лечение не позволяло жертвователям понять, сколько средств ещё необходимо Мише. Многие задаются вопросом, куда делись деньги от якобы проданной квартиры: потратили ли их Гулины на лечение или положили на банковский счёт.

Сейчас у Миши Гулина установлен аппарат для выправления стопы. Впереди его ждёт вторая операция.

Агентство новостей «Между строк»

Фото: ИА «Все новости», страница Ю. Гулина во «ВКонтакте», Facebook