«Обидно, вроде думаешь, что занимаешься полезным делом, а по факту вот как получается». Журналист АН «Между строк» провёл рейд по улицам Нижнего Тагила вместе с народными дружинниками

Неофициальной датой рождения добровольной народной дружины (ДНД) в современной истории Нижнего Тагила можно считать декабрь 2013 года, когда активные сотрудники «Уралвагонзавода» провели первый рейд по охране общественного порядка на улицах Вагонки. Сегодня в Дзержинском районе действуют две ДНД: на НПК «Уралвагонзавод» и «УБТ-Уралвагонзавод». В начале апреля 2017 года дружина УБТ-УВЗ получила статус юридического лица и стала второй организацией в Нижнем Тагиле, имеющей право наравне с полицией участвовать в патрулировании. Первопроходцем в этом плане стала местная общественная организация «Народная дружина Ленинского района Нижнего Тагила», 90% членов которой являются представителями казачьего хутора «Георгиевский». Регистрацию в Минюсте ДНД получила в конце января 2016-го, но к патрулированию улиц в центре Нижнего Тагила дружинники приступили только в сентябре. Для чего люди надевают красные повязки и какую роль играют дружинники в обеспечении порядка на городских улицах – в материале АН «Между строк».

Возрождение народной добровольной дружины началось в июле 2014 года, когда вступил в силу Федеральный закон № 44 «Об участии граждан в охране общественного порядка». Стоит отметить, что права народных дружинников мало отличаются от прав рядовых граждан. Так, патрулирование и охрану общественного порядка дружинники могут осуществлять только с представителями полиции, а применять физическую силу – в исключительных случаях. Несмотря на одинаковый статус и поставленные задачи, источники финансирования районных дружин, а также их качественный и количественный состав сильно отличаются друг от друга. По словам руководителя МОО «ДНД УБТ-Уралвагонзавод», генерального директора по безопасности предприятия и депутата гордумы Андрея Исаева, в костяк дружины входят около 150 сотрудников УБТ-УВЗ, УБТ-Сервис, «Уралкриомаш» и УБТ-Экология.

«Так сложилось, что мы дежурим по вторникам, а УВЗ – по пятницам. Обычно с 18 до 22 часов, – поясняет Исаев. – За коллег говорить не буду, а вот у нас за раз выходит примерно по 15 человек, которые закрепляются за тремя-пятью постами. Мы же не имеем права ходить самостоятельно без сотрудников полиции, вот и формируем наряды в зависимости от количества патрулей. Что касается вознаграждений, то здесь мы применяем гибкий подход: одним – небольшая денежная премия, другим – дополнительные дни к отпуску. Раз теперь мы юридическое лицо, то на следующий год будем бороться за субсидии от города».

Дружина Ленинского района полностью финансируется из городского бюджета. На оплату услуг дружинников из казны в течение года будет потрачено 500 тысяч рублей. Пятая часть этой суммы, по словам замначальника отдела по взаимодействию с административными органами мэрии Евгения Данилова, идёт на «материальное стимулирование» дружинников, оставшаяся сумма – на организационные расходы и обслуживание штабов. Как рассказал АН «Между строк» замкомандира ДНД потомственный казак из хутора «Георгиевский» Олег Жегалов, за четырёхчасовую смену дружинники получают 200 рублей.

«Сейчас у нас в дружине числится 18 бойцов, выходим каждый день по четыре человека на два поста. Один патруль с нарядом ППС дежурит на улице Циолковского, второй – на набережной. Месяц назад нам наконец-то выдали новую форму, фонарики, блокноты и ручки. У каждого есть удостоверение. Заказали нагрудные значки дружинников. Красные повязки казакам носить не положено, а они основная часть нашей дружины. Остальные 10% – это бывшие сотрудники правоохранительных органов», – заявляет подъесаул.  

В самой полиции считают, что сотрудничество с дружиной полезно для них только в одном случае: когда в протоколе об административном правонарушении требуется подпись свидетеля.

«Да, безусловно, они нам помогают, выступают при необходимости в качестве свидетелей, – озвучивает своё мнение замком роты ППС Анатолий Тихоньков. – В суде иногда требуются показания свидетелей, вот тогда их помощь неоценима».

После инструктажа возле ОП № 16 дружинники Роман Васильчук и Владислав Родимов отправляются в участковый пункт полиции на улице Пархоменко, где присоединяются к наряду ППС в составе лейтенанта Владимира Тиунова и сержанта Максима Брехова.

Маршрут проходит по улице Циолковского от Первомайской до проспекта Мира, далее по Учительской и Вязовской. Почему для совместного патрулирования был выбран именно этот район, ни полицейские, ни сами дружинники объяснить не смогли.

Роман Васильчук служит в дружине с самого основания, говорит, что как казак видит в этом свой долг.

«Работаю установщиком пожарных и охранных сигнализаций, подрабатываю фотографом, – говорит молодой человек. – Родные хорошо относятся к такой инициативе, ведь я казак и охранять Родину – мой долг. Мы же контролируем не только граждан, но и самих полицейских. Был случай, когда мне пришлось сделать замечание сотруднику, который, образно говоря, ленился выполнять свою работу».

Напарник Романа майор милиции в отставке Владислав Родимов пошёл в дружину от скуки. После ухода из МВД офицер не потерял тягу к справедливости и записался в добровольцы.

«Ну не лежать же на диване целыми днями, а тут хоть мой опыт, возможно, пригодится», – размышляет Родимов.

Как и в ленинской ДНД, дежурство дружинников УБТ начинается с развода и инструктажа, который проходит в лекционном зале отдела полиции № 17. Сегодня в наряд заступает 13 человек. Тут и менеджеры, и ИТР, и рядовые сотрудники «дочек» УВЗ. Дружинники распределяются по постам, расписываются за инструктаж и получают повязки.

Далее все рассредоточиваются по участкам. Одним из таких мест сбора является здание вневедомственной охраны на улице Тимирязева.

Возле дома № 65 по Ленинградскому проспекту внимание наряда ППС привлекает молодой человек.

«О, наш клиент!» – восклицает один из дружинников.

Мужчина не отрицает, что выпил после работы, но чувствует себя хорошо и направляется домой. Полицейских эта история не убедила, поэтому все вместе возвращаемся в здание отдела вневедомственной охраны.

На составление протокола об административном правонарушении уходит около часа. Ещё столько же приходится ждать патрульную «буханку», которая должна доставить задержанного в ОП. После оформления документов полицейский просит одного из дружинников расписаться в качестве свидетеля.

«Сам же видишь, какой тут контингент попадается, ничего они в суде оспаривать не будут», – объясняет дружинник.

Возвращаясь после дежурства в отдел полиции, опять встречаем нашего «героя», идущего неуверенной походкой со стороны ОП № 17.

«Обидно, вроде думаешь, что занимаешься полезным делом, а по факту вот как получается», – произносит один из дружинников.

Агентство новостей «Между строк»