«Нижний Тагил такой послушный, надо выбрать, чем его кормить, чтобы он не отравился…»

«Иногда хочется уехать…»

Сегодня Заслуженная артистка России Лариса Чехута отмечает свой 65-й День рождения. Более 20 лет назад она приехала в Нижний Тагил вместе с мужем Владимиром Вейде (художественный руководитель Муниципального молодёжного театра, прим. ред.) и осталась здесь. Ведущая актриса ММТ, преподаватель на факультете сценических искусств (НТГСПИ), мама двоих сыновей рассказала о своем моноспектакле, к премьере которого готовилась три года.

- Лариса Митрофановна, юбилей заставляет задуматься о многих вещах, невольно заглянуть в прошлое. Много лет назад, когда вы с Владимиром Вейде приехали в Нижний Тагил, не было мысли задерживаться здесь надолго, а получилось, что остались навсегда. Честно, не жалеете сейчас?
- Иногда хочется уехать всё-таки! (смеётся). Даже не знаю, как оценивать эти годы, а мы ведь уже 27 лет здесь. Много… (задумывается). Наверное, нельзя подходить к вопросу: жалею – не жалею. Даже если что-то складывалось не так, как хотелось, нас утешала мысль о том, чего мы смогли добиться. Может быть, можно было попытаться вернуться в мой родной и любимый город, не знаю… Родители Владимира Давыдовича жили тут. Ну, что можно предпринять, когда здесь люди, которые нуждаются в нас? Такой вопрос, бытовой.

- А ваш родной город Санкт-Петербург?
- Я родилась в другом месте, но большую часть времени провела там, да. Папа у меня был военным, поэтому вынуждены были переезжать.

- 1993 год, вы с мужем открываете Молодёжный театр в помещении, не совсем подходящем для этого дела. Страха, что ничего не выйдет, не было тогда?
- Помещение как раз хорошее, у нас акустика замечательная в зале! Вот то, что нас так долго капитально не ремонтируют, конечно, отвратительное дело! Всё-таки лицо любого градоначальника – это его отношение к очагам культуры. Конечно, что-то сделали, но ведь всё остальное так и стоит. Совершенно обшарпанный фасад, просто в ужас приходишь, когда видишь! Тем не менее, это театр! Кто бы ни приезжал: критики, Союз театральных деятелей - все ощущают творческую атмосферу. Обидно, что мы существуем так 22 года, уже пора бы задуматься…. А вопрос был о страхе (смеётся)? Тогда вообще об этом не думали. Хотелось говорить о своём и по-своему! Стояла серьёзная задача, к тому же годы были такие, совсем не для рассвета культуры. Но выжили! Я знаю, нас в городе любят зрители!  

 

- У нас в городе есть сообщества, любительские театры, арт-группы, профессиональные актёры, которые ищут новые способы общения со зрителем, новые формы. Вы как к этому относитесь?
- Я готова воспринимать многие вещи, там, где это оправдано, где это интересно как художественный замысел, а не ради того, чтобы что-то перевернуть. Есть симпатичные моменты, но, ежели форма существует как форма, пусть даже с неплохими находками, мне лично этого мало. У Петра Фоменко спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня». Там тема вроде бы такая: жизнь-жизнь, пришла война… Там есть студенческие этюды, речевые упражнения, получилась до такой степени щемящая история, смешная и щемящая… Вот находки!  Можно, конечно, оценить технику виртуозного, если она есть – это здорово! Одним словом, пусть ищут! Поиск - это хорошо, это замечательно!

- Функции современного театра, на ваш взгляд?
- Главное, не идти на поводу у зрителя! Это точно не функция театра. Тем более сегодня, когда каждый может сидеть дома, смотреть, что хочет, развиваться (или не развиваться) самостоятельно. Театр всё-таки должен заставлять людей немножечко подумать, откликнуться. Серьёзный театр нужен в любом городе. Нижний Тагил почему-то такой послушный, он ест, ест и ест! Надо уже выбрать, чем его кормить, чтобы он не отравился! Тагил ведь до революции был интересным городом, нормальным культурным центром! Чудовищно много разрушено, горько… Я помню, Табаков однажды сказал, что надо на периферии все театры позакрывать. Брякнул, а фразу подхватили и понесли. А потому что удобно: не волноваться, не заботиться, не помогать. Отношения выстраиваются через симпатии. У меня уже термин выработался «творческая дискриминация», не хорошо это, это отнимает силы…

- Предстоящая премьера «Три лика России» - это, я так понимаю, моноспектакль по творчеству Анны Ахматовой, Марии Цветаевой и Зинаиды Гиппиус. Долго шли к этому?
- У Владимира Давыдовича был этот материал, он работал с тремя выпускницами. Через полгода я подумала, почему бы и мне не сделать, к тому же я люблю это! Стала работать над текстами. Начала, правда, не с того - с Гиппиус, а это «вредный» автор, за неё трудно хвататься. Пробовала, думала, колупалась, добавляла, переставляла. Время шло, не уложилась в первое лето своего замысла. Потом начались занятия в академии, я как-то потеряла стержень. Подумала: «А зачем мне это надо?». А потом до меня дошло, что это будут три монолога. Надо было только построить так, чтобы стихами можно было прочертить линии жизни. Два с половиной года ушло на подготовку. Иногда мне кажется, что Зинаида Гиппиус выглядит у меня ярче, чем Анна Ахматова и Марина Цветаева, а так не надо. За время работы я раскопала такие вещи, это здорово! Чем больше ты знаешь, тем богаче становишься.

- То есть по форме это будет монолог?
- Три монолога без антракта. Думаю, это можно высидеть (смеётся). Три года это всё вынашивала, чуть не отказалась… Теперь вот несколько дней осталось до премьеры. Ещё есть время кое-что подковать, а 27 ноября уже посмотрим… 

«Когда мы были молоды, мы успевали всё! Между репетициями надо было прибежать домой и побелить потолок…»

- Давайте немножко отойдём от театра. Скажите, женщина-актриса и женщина-мать – совместимые вещи? Насколько тяжело заниматься детьми, играть на сцене, а в перерывах резать салат на кухне? У вас ведь два взрослых сына…
- Мне казалось, что в этом отношении в нашей семье всё было довольно благополучно. Так мне казалось, казалось и казалось… Но в последние годы дети, которые уже выросли, стали высказывать свои соображения на этот счёт. Говорят, что им было меня мало и не хватало внимания. Хотя каждая свободная минутка отдавалась им. Не знаю, отчего возникают такие мысли. Мне это даже кажется несправедливым! Когда мы были молоды, мы успевали всё! Между утренней и вечерней репетициями надо было прибежать домой, побелить потолок, но в это время голова-то работала, она не отключалась. Бывает, делаешь что-то на кухне, потом бум – застыл. В голове что-то вспыхнуло, понятно, что не бытовое! Мы старались на гастроли мальчишек таскать, думали, что им будет интересно, ну это должно быть интересно – другой город… Думали, что это на пользу.

- А женой режиссёра быть тяжело?
- Тяжело, не тяжело… (задумывается), не могу сказать, что тяжело. Тяжело, когда человек работает, а ты сидишь… Пока интересно, это не тяжело, а когда нет, то, наверное, тяжело…

- Театр – это диагноз, он занимает всё время. Или есть место для каких-то увлечений?
- С факультетом сценических искусств уже нет! Раньше я не могла жить, чтобы не читать, а сейчас на чтение у меня, увы, времени нет. Хотя я читаю профессиональную литературу, которую может быть и не читала бы прежде, думаю, это тоже хорошо. Интересно читать толковые книжки, оставляющие след, это отдушинка! Времени мало… Может, возраст изменил ритм жизни, с годами я стала ничего не успевать. Потом вспомните меня через много лет (смеётся). А если серьёзно, мне интересно всё, что даёт что-то новое. Тут прочитала, что стрельцам свойственно повышенное стремление к знаниям.

Коллектив агентства новостей «Между строк» поздравляет Ларису Митрофановну с юбилеем, желает здоровья и творческих успехов.

Беседовала Оксана Исупова