Сегодня, 30 сентября, Нижнетагильский музей изобразительных искусств отмечает своё 72-летие. Однако праздник по случаю дня рождения учреждения его сотрудники организовывать не спешат. В связи с ремонтом кровли в здании временно закрыты залы «Русского искусства VIII – начала XX века» и «Тагильской Мадонны», а также экспозиция выставки «Истории музейной коллекции… Сквозняк из прошлого».
«Нынче не юбилей, и поэтому мы не празднуем день рождения музея. Кроме того, у нас идёт ремонт кровли, он делается за счёт частных, бюджетных и музейных средств. Поэтому сейчас здесь дыра в небо, все картины убраны. Сделаем позже экспозицию “В ночи искусств”, будем вспоминать о том, что день рождения музея прошёл в рабочих, ремонтных буднях», – рассказала директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств Марина Агеева.
Музей может стать инвестором для Тагила – эту мысль, по словам заместителя директора Елены Ильиной, должны принять все власть имущие. Только в этом случае работники смогли бы подарить городу множество уникальных проектов, а туристов, приезжающих в Нижний Тагил, стало бы в разы больше, уверена искусствовед.
«Мы мечтаем о большом новом здании, чистом, отремонтированном, оборудованном всей необходимой техникой, как мультимедийной, так и музейной. Но пока – тишина, – отметила Елена Ильина. – Мы также мечтаем о создании специального музея детских художественных открытий, музея тагильских художников. Мы мечтаем, чтобы у нас был отдел западноевропейского искусства и отдел искусств XX века, чтобы было несколько проектных зон. Мечтаем о том, чтобы расширились наши фондохранилища, появился музей современного искусства и хотя бы маленький зал камнерезного и ювелирного искусства. Это всё у нас уже существует в проектах. Единственная ещё не оформленная мечта – это отдельный зал музыки, с органом, другими музыкальными инструментами, музыкальными произведениями, чтобы был звучащий музей. Дайте нам точку опоры, и через год город просто не узнает музей».
Впервые картинная галерея распахнула свои двери для посетителей в годы Великой Отечественной войны. Она расположилась в бывших зданиях купца Аксёнова. Для жителей промышленного города, переживавшего тяжелейшие времена в своей истории, музей изобразительных искусств стал «местной Третьяковской галерей» – так они его тогда называли.
«У входа в музей стояла огромная очередь. Само здание было в плохом состоянии. В маленьких комнатах с печным отоплением, со скрипящей деревянной лестницей на второй этаж разместились первые 73 произведения, составившие основу будущего музея. В то время заготовка дров была важнейшей обязанностью молодых сотрудников, а премия могла быть выдана валенками. К середине 1950-х годов здание обветшало настолько, что в нём стало невозможно находиться. Известен случай, когда один из работников провалился с крыши музея прямо в экспозиционный зал, но, к счастью, остался жив. Тогда началось строительство на старом фундаменте нового здания. Проект молодого свердловского архитектора Андрея Михайловича Ликина позволил не только расширить площадь музея, но и создать специализированное музейное пространство. Реконструкция длилась 8 лет», – рассказывают сотрудники музея.
За годы число экспонатов в музее выросло с 73-х до 10000. А у учреждения появились филиал «Искусство уральских художников» (Уральская, 4), библиотека (Уральская, 5), а также просторный сквер с деревьями и скульптурами.
Музей хранит уникальные произведения эпохи Возрождения, в том числе знаменитую «Тагильскую Мадонну», приписываемую Рафаэлю Санти, а также коллекцию произведений ученика К. С. Петрова-Водкина Павла Голубятникова. С 2006 года в музее открыт виртуальный филиал Государственного Русского музея. Музей неоднократно становился обладателем гранта фонда Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» и реализовал уникальные проекты, среди которых «Солдаты – Soldiers – Soldaten. Посвящается солдатам Второй мировой» и «Исконный свет Салафиила».
Агентство новостей «Между строк»