Как не стать жертвой мошенников? Инструкция для пожилых и доверчивых людей

С начала года полицейскими Нижнего Тагила зарегистрировано 19 фактов мошенничества. Сколько случаев не попало во внимание правоохранителей, остаётся только догадываться, так как не все пострадавшие обращаются в полицию. Несмотря на то что полицейские регулярно предупреждают тагильчан об опасности через средства массовой информации, люди продолжают попадаться на одни и те же крючки и отдавать крупные суммы преступникам. Как рассказали журналисту АН «Между строк» в пресс-службе Нижнетагильского гарнизона полиции, мошенники используют стандартные сценарии выманивания денег, и часто их жертвами становятся пенсионеры.

         

Способ: ваш родственник в беде, срочно нужны деньги!

Злоумышленники обычно звонят на стационарный телефон, представляясь сотрудниками правоохранительных органов, сообщают потерпевшему, что его близкий родственник стал виновником ДТП, кого-то убил или покалечил. Для помощи нужны деньги, сообщают ошарашенному человеку. Способы передачи вознаграждения бывают разными: перевод на банковский счёт, на номер сотового телефона или через посредника.
Так, в июле 2014 года 86-летняя пенсионерка отдала лжеполицейскому, который пришёл на встречу в форме, 100 000 рублей, чтобы спасти из беды сына. Вечером сын вернулся с работы, и выяснилось, что пожилая женщина стала жертвой мошенников.
А в декабре прошлого года полицейские задержали 19-летнего мошенника, сознавшегося в девяти преступлениях. Схема работы была проста: молодой человек звонил на стационарный телефон пенсионерам и представлялся родственником, у которого проблемы с законом. Затем сам приезжал за деньгами, прикидываясь другом потерпевшего и обещая «порешать вопросы». Вычислить его удалось благодаря видеосистеме «Безопасный город». Парень попал в объективы камер, когда повёз очередную жертву в банк, где она собиралась снять деньги с вклада.
За три месяца этого года подобных случаев произошло уже 13, сообщает пресс-служба ММУ МВД «Нижнетагильское», в минувшем году мошенникам удалось обмануть 44 семьи.

Чтобы не стать жертвой преступников, полицейские рекомендуют не поддаваться панике и первым делом попробовать связаться с тем, о чьей беде вам сообщили. Чаще всего уже на этом этапе становится ясно, что с родственником всё в порядке, а близких пытаются просто «развести на деньги». Не стоит пренебрегать обращением в полицию. Даже если мошенникам не удалось вас обмануть, следует сообщить об активности преступников.

         

Способ: продажа лекарств или чудо-приборов для здоровья

Преступники звонят пенсионерам и представляются сотрудниками медицинских учреждений из Москвы, Санкт-Петербурга или Екатеринбурга. Войдя в доверие, злоумышленники пугают пожилых людей прогнозами о проблемах со здоровьем, а затем предлагают приобрести у них лекарства или медицинские аппараты на выгодных условиях, например, обещая бесплатную доставку. Семь тагильчан в прошлом году поверили таким телефонным докторам и перевели деньги на банковские счета, ещё троё попались на эту «удочку» в 2015 году.  

Нельзя доверять незнакомцам, чьи документы вы не можете проверить. Если злоумышленник представился сотрудником медицинского центра или клиники, следует проверить его слова, позвонив по официальным телефонам организации и уточнив, уполномочен ли этот человек продавать товары и услуги. Ни в коем случае не следует переводить деньги на какие-то счета, не имея договора, так как полиция не сможет привлечь к ответственности того, кому вы добровольно отдали денежные средства.

         

Способ: «Ваша карта заблокирована»

На сотовый телефон приходит СМС о блокировке банковской карты. Перезвонив по указанному номеру телефона, жертва попадает на человека, который представляется специалистом службы поддержки. Убедительно разъясняя причину блокировки карты, злоумышленник предлагает перевести остатки денег на «резервный» счёт. В январе 53-летняя тагильчанка, консультируемая по телефону мошенниками, дошла до банкомата Сбербанка и, следуя указаниям, перевела преступникам 104 тысячи рублей.
Вторым вариантом обмана по СМС является сообщение о выигрыше автомобиля. Жертве предлагается лишь оплатить налог или комиссию для получения приза. В прошлом году 41 человек в Нижнем Тагиле поверил в такие СМС и отдал мошенникам деньги, в 2015 обратились в полицию трое пострадавших.

Если пришло СМС из банка, то звонить нужно по официальным телефонам организации (указан на обратной стороне карточки, в договоре, на сайте), а не по номеру, указанному в сообщении. Именно невнимательность и паника играют на руку преступникам, когда человек, не разобравшись, звонит по указанному ими номеру. И, конечно, ни в коем случае нельзя разглашать пин-код, номер счёта или карты, сумму и другие персональные данные незнакомцам. А в истории про чудесные выигрыши, дорогие призы и несметные богатства, которые «сыплются с неба», верить не следует, особенно если вы не принимали участия ни в каких розыгрышах.

         

Способ: продажа автомобиля через интернет

В последнее время стали популярны обманы, связанные с продажей автомобилей или других товаров по Интернету. Обычно преступники размещают в Сети объявление о продаже с заманчивыми условиями. Потенциальному покупателю могут даже отправить на электронную почту копии подложных документов. Затем желающему приобрести авто на выгодных условиях предлагают внести залог, после чего мошенники перестают выходить на связь. Осенью житель Нижнего Тагила добровольно перевёл на банковские реквизиты злоумышленника предоплату за автомобиль. В процессе торга аванс вырос в 5 раз и составил 50 000 рублей, но даже это не смутило покупателя. В таких случаях работу полиции осложняет то, что преступник и потерпевший общались только через Интернет, не заключили договор, покупатель добровольно перевёл крупную сумму денег, но никаких подтверждающих документов не имеет.

В первую очередь специалисты советуют быть реалистами и скептически относиться к объявлениям с невероятно выгодными условиями. Необходимо понимать, через Интернет мошенники могут предоставить любые поддельные документы, но без заключения договора вы не сможете доказать, что действительно перевели деньги за автомобиль. Из-за того, что интернет-преступники могут находиться в любой точке мира и шифровать свою геолокацию, а у потерпевших, как правило, на руках нет документов и других существенных доказательств обмана, довести подобное дело до суда практически невозможно.

         

Способ: гадание, снятие порчи, заговора

Знахарки, гадалки и ясновидящие не часто ходят по домам, а в основном промышляют на улицах. Жертвами таких мошенников становятся и молодые люди. Так, в июне прошлого года 25-летняя тагильчанка встретила в центре города «потомственную колдунью», которая напугала её тем, что кто-то из близких скоро умрёт. Чтобы избежать беды, требовалось провести несложный обряд, для которого нужны самые ценные вещи жертвы – украшения и деньги. Огорошенная страшными новостями девушка отдала псевдоколдунье всё, что та требовала, а после обряда обнаружила пропажу дорогих вещей.
Гораздо более изощрённую схему для обмана придумала другая мошенница. Она откликнулась на объявление о продаже пылесоса и таким образом попала в дом к пенсионерке. Там незнакомка предсказала 74-летней бабушке, что её близких ждут страшные болезни, но пообещала помочь, так как имеет дар ясновидения. Перед пожилой женщиной мошенница разыграла настоящий спектакль с банкой святой воды, разбрасыванием купюр по кровати и закручиванием свёртка с деньгами из наволочки. Выполнив указания «колдуньи», бабушка сходила на следующий день в церковь, и только после этого обнаружила, что в свёртке спрятаны не деньги, а смятая газета. 

         

Способ: обмен денег

Преступники быстро реагируют на изменения настроений общества. Классический способ обмана - «обмен старых денег на новые» - пришёлся очень кстати на волне валютной истерии конца 2014 года. Чаще всего запудрить мозги удаётся пожилым людям. В декабре жертвой двух обманщиц стала 84-летняя бабушка. Представившись работницами социальной службы, преступницы предложили обменять рублёвые сбережения пенсионерки на валюту по выгодному курсу. Затем мошенницы проделали стандартный трюк – попросили стакан воды и быстро распрощались с хозяйкой, которая затем не нашла своих сбережений.

«Помните, что ни социальные работники, ни работники пенсионного фонда, ни сотрудники полиции не решают никакие денежные вопросы», - говорят в пресс-службе ММУ МВД «Нижнетагильское». Обмен денег должен производиться только в отделениях банков.

         

Способ: работники социальных или государственных служб

Вызвать доверие пенсионеров легко – достаточно прикинуться работниками социальной службы, сферы ЖКХ или любой другой конторы с известным названием. Бабушки охотно впускают в дом незнакомцев, не проверяя документы. На днях 75-летняя пенсионерка обратилась в полицию после визита незваных гостей из администрации. Мужчина и женщина к тому же заручились поддержкой старшей по дому, поэтому не вызвали подозрений. Они предложили пожилой женщине воспользоваться новыми льготами, якобы принятыми год назад для «детей войны». Чтобы иметь возможность пользоваться мерами соцподдержки, от пенсионерки требовалось внести залог в размере 10 500 рублей, который позже обещали вернуть. Такой суммы у бабушки не оказалось, поэтому она отдала незнакомцам всего 3000. Теперь полиция ищет мошенников, со слов потерпевшей составлены их фотороботы.

Два месяца назад пенсионерка впустила в свою квартиру мужчину, который представился работником газовой службы. Под предлогом проверки газового оборудования незнакомец проник на кухню, а после осмотра плиты заявил, что её нужно немедленно заменить. Услугу мужчина оценил в 6000 рублей, и бабушка согласилась. Злоумышленнику, действовавшему вместе с напарником, удалось узнать, где пожилая женщина хранит деньги, а затем незаметно похитить их. Полицейским пострадавшая сообщила, что у неё пропало 90 тысяч рублей.

«Если вам представляются социальными работниками, представителями коммунальных служб, сотрудниками полиции, обязательно спрашивайте удостоверения, звоните в эти организации и уточняйте информацию, - напоминает начальник пресс-службы ММУ МВД «Нижнетагильское» Элина Балуца. - Социальные работники, работники пенсионного фонда, полицейские не уполномочены брать деньги у граждан. Обо всех дополнительных выплатах пенсионерам и другим категориям граждан сообщается через средства массовой информации».

Универсальные советы о том, как не стать жертвой обмана всегда похожи: быть внимательным, не паниковать, подвергать сомнению всё, что вам говорит человек, которого вы впервые видите (или слышите). В этом году лидером по количеству преступлений по статье «мошенничество» стал Дзержинский район.

«Процент раскрываемости таких преступлений очень невысок, - признаются в полиции Нижнего Тагила. - Потому что телефонные мошенники - это зачастую звонки из мест лишения свободы, сим-карты, оформленные на подставных лиц. Поэтому, чтобы не стать жертвой мошенников, главный совет всем: не впадать в панику и сразу не отдавать деньги! Наводящие вопросы - это стопроцентное спасение от мошенников. Пришёл к вам человек в форме, представился сотрудником полиции, первое, что вы должны спросить – удостоверение, а также сказать, что сейчас позвоните в полицию. Если это не спугнёт, то смело звоните 02. 
Если пришёл или позвонил вам незнакомец и рассказывает, что ваш родственник попал в беду, первое, что вы должны сделать - связаться с родственником, если это невозможно, задавайте  наводящие вопросы: как зовут родственника, как он выглядит, откуда они знакомы? 
В большинстве случаев после наводящих вопросов мошенников как ветром сдувает. 
Кто бы к вам ни пришёл или ни позвонил - не спешите расставаться со своими деньгами!»

Автор: Вера Остроумова
Иллюстрации: Татьяна Нюшикова