ФСО переходит с компьютеров на печатные машинки

Пока Эдвард Сноуден живет в транзитной зоне аэропорта«Шереметьево» подобно герою Тома Хэнкса из кинофильма «Терминал», вызваннаяшпиономанией национальная паранойя приводит к анекдотическим инициативам.Российские спецслужбы теперь боятся пользоваться компьютерами для созданиясвоей документации и официально закупают печатные машинки и оборудование для ихэксплуатации. В частности Федеральная служба охраны разместила госзаказ на приобретение20 печатных устройств на сумму 486,5 тысяч рублей.
Конечно, печатные машинки из соображений безопасности до сихпор использовались и в других ведомствах, таких как Министерство обороны и МЧС.Руководство ФСО твердо уверено в правильности своего решения. С их точки зрениялюбой вид электронной связи гораздо более уязвим, нежели традиционные формысекретных документов, а для сохранения каких-либо тайн среди способов защитыпредпочтителен самый примитивный – рука человека с ручкой или печатная машинка.
В целом инициатива по защите информации от шпионовпотенциального противника или собственных предателей может показаться верной изакономерной, особенно после града новостей о прослушивании телефонныхразговоров премьера Медведева и уже упомянутом Эдварде Сноудене с его сливом.Однако стоит задуматься о том, что, несмотря на несовершенство технологий,обеспечивающих информационную безопасность, электронная документация все же имеетмножество преимуществ перед бумажной: она не может сгореть при пожаре, срок еехранения не ограничен сроком «жизни» бумаги, возможность создания бесконечногоколичества копий позволяет практически исключить возможность безвозвратнойпотери информации, системы электронного кодирования в сотни раз сложнее исовершеннее тех, что может использовать традиционная печатная машинка. Крометого, даже если учитывать относительную уязвимость электронных систем к взлому,для доступа к данным на защищенном электронном носителе требуется высокийуровень технической подготовки, тогда как бумажный документ уязвим даже дляфотографа-дилетанта.