Чего хотят туристы? Международная архитектурно-планировочная компания проводит мозговые штурмы с жителями посёлков, вошедших в туркластер «Гора Белая»

Чего хотят туристы? Международная архитектурно-планировочная компания проводит мозговые штурмы с жителями посёлков, вошедших в туркластер «Гора Белая»

В Ельцин Центре в Екатеринбурге прошёл мозговой штурм в рамках подготовки мастер-плана природного парка «Река Чусовая», который входит в границы создаваемого туристического кластера «Гора Белая». Участники выявляли ключевые ресурсы территории и потенциал её развития, идеи точек притяжения туристов. На одной площадке собрались архитекторы, урбанисты, проектировщики, руководители проектов в сфере туризма. Они попытались найти ответ на главные вопросы: как активизировать весь потенциал территории, учесть все её особенности, запросы жителей и потенциальных посетителей и в итоге создать востребованные объекты и комфортно-организованное пространство.

Такая же встреча, уже с местными жителями, предпринимателями, руководителями действующих туристических объектов проходит сегодня в Усть-Утке, а вчера состоялась в Висиме.

Инициаторами открытых сессий по подготовке мастер-плана выступают управляющая компания кластера «Гора Белая», представители международного архитектурно-планировочного бюро MLA+ и компании «Промокод», которая специализируется на исследовании территорий и их комплексном развитии.

Мастер- план – это современный инструмент развития территорий, стратегия пространственного развития, которая, в отличие от генеральных планов и стратегий социально-экономического развития, включает в себя ответы на более широкий спектр вопросов: от градостроительных и вопросов экологии до экономических моделей развития территории. Мастер-план, в том числе, содержит планирование размещения коммерческих объектов, стратегию организации процессов и инфраструктуры таким образом, чтобы обеспечить ценность территории для жителей, туристов и бизнеса.

Прежде всего разработчики мастер-плана говорят о том, что в деревнях, сёлах и посёлках нужно развивать событийный туризм. Современные туристы не хотят ехать куда-то просто за красивыми природными пейзажами, они хотят эмоций, жаждут новых знаний и умений. Поэтому специалисты MLA+ предлагают создавать на территории туркластера арт-резиденции, проводить встречи представителей разных профессий, мастер-классы, концерты, фестивали. Так, в Усть-Утке можно создать аналог форума молодёжи «Таврида», в Черноисточинске – свою «Ночь музыки», в Харёнках – свой фестиваль стрит-арта Stenograffia. На всей территории можно проводить акцию «Ночь музеев», Уральскую индустриальную биеннале современного искусства, которая в прошлый раз впервые проводилась в Нижнем Тагиле. Одной из первых событийных фишек туркластера может стать гастрономический фестиваль, который обещают провести уже этой осенью.

Проектировщики настаивают на том, что культурная и развлекательная программы должны проходить в ежедневном формате. Это могут быть как крупные мероприятия, так и локальные мастер-классы, лекции, кинопоказы в местных клубах, события, организованные самими жителями. Все анонсы предлагается публиковать на едином портале «Гора Белая. Афиша».  

Для местных жителей предлагается проводить обучающие семинары, на которых будет рассказываться о том, как можно заработать на туристических сервисах, например, сдавая комнату в своём доме или продавая фермерские продукты.

Большое внимание архитекторы уделяют внешнему виду деревень. Для всех событийных мероприятий должна быть создана единая инфраструктура: сцена, фудкорты, торговые палатки – всё должно быть выполнено в одном стиле. Также нужно привести в порядок и дома местных жителей, чтобы вид старинных изб, построенных 100 – 150 лет, не портили покосившиеся заборы и неухоженность, а также чтобы новые строения гармонично вписывались в ландшафт.  

Участники дискуссии согласились, что нужно думать о сохранении уникального архитектурного облика уральской древни, но сошлись в одном – у сельчан просто нет денег на обновление фасадов и участков возле своих домов. Проектировщики MLA+ привели в пример Кенозерский национальный парк Архангельской области, где властям удалось договориться с местными жителями. Кроме того, управляющая компания кластера готова на совместную работу в этом направлении – поддерживать порядок на территориях, косить траву несколько раз за сезон вдоль дорог и по линии гостевых маршрутов.

«Это история не про принуждение, не о том, что нужно всем покрасить крышу в один цвет или срочно поменять старый забор на новый. Это скорее рекомендательная история – когда вы будете красить крышу или менять забор, пожалуйста, не делайте их ярко-синими, красными, а воспользуйтесь типичными для этой территории цветами. Важен диалог. Мы не говорим, что это просто, но если этого не делать, то уникальный потенциал, который есть у деревень, будет потерян», – заявил представитель «Промокод» Вячеслав Иванов.

Присутствующий на мозговом штурме заместитель министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, главный архитектор региона Владимир Вениаминов порекомендовал сформировать требования к облику населённых пунктов на законодательном уровне.

«Краска – это не самый главный вопрос. К сожалению, схема «от одного гражданина к другому» у нас не работает, потому что кто хочет, тот делает, кто не хочет – не будет делать этого никогда. У нас есть уникальные дома, с точки зрения эстетики, которые соседствуют с очень странными постройками. Это парадокс жизни. Нужно подготовить грамотные качественные градостроительные регламенты на те зоны, которые будут улучшаться в рамках создания кластера», – отметил Владимир Вениаминов.

Один из главных спикеров стратегической сессии урбанист, эксперт в сфере маркетинга территорий Роман Золин согласился с тем, что при проектировании такого серьёзного проекта нельзя не учитывать русский менталитет и инертность нашего народа. Причём речь идёт не только о жителях деревень и сёл, но и о потенциальных туристах.

«Всё реально, позитивные примеры есть. Вопрос не в том, что видят архитекторы или правительство, очень важно, как это будет работать с точки зрения вовлечения местных жителей. Построить-то мы можем много чего, а кто туда придёт работать, отдыхать – это другой вопрос. Нам нужно думать шире, чем локация. Нужно думать, как люди добираются до объектов, как уезжают, что они делают до того, как приехали, во время и после. Прежде, чем что-то делать нужно подумать, какой у всей этой территории будет маркетинг, какое позиционирование, зачем туда ехать людям. Может быть всё очень красиво, но людям нужно объяснения “зачем”. Наша задача – задать ценность», – считает Золин.


Роман Золин

Вместе с приглашённым экспертом гости встречи работали в группах, отвечая на самые разные вопросы по территории и искали идеи. Первое, на что обратили внимание собравшиеся –отсутствие гостиниц, отелей и общепита.

«Последнее кафе встречается в Висиме», – справедливо заметил один из участников мозгового штурма.

Действительно, на данный момент на всей территории создаваемого туркластера существует чуть больше 100 мест размещения туристов. Часть из них располагается в районе горнолыжного комплекса, в турбазах, часть – комнаты, которые сдают местные жители. Сегодня туристу найти ночлег не так просто. В управляющей компании туркластера проблему понимают и говорят о необходимости создать до 100 мест размещения в каждом населённом пункте. Это могут быть гостевые дома, кэмпинг, глэмпинг, эко-отели, оздоровительные комплексы.

Также участники встречи предложили для развития туризма активно использовать местные мифы и легенды.

«То, что сейчас команда туркластера задумалась о более глубинной истории, нежели просто спроектировать пространство, это очень хорошая штука. В нашей стране при создании подобных проектов не всегда уделяется внимание потреблению получившегося продукта. Но если это не спроектировать, то получится мёртвый проект. Есть туристические кластеры, которые очень красиво выглядят, но там ничего не происходит. Там нет экономики, той задумки, ради которой это всё делалось», - заключил урбанист Роман Золин.

СПРАВКА

Туристско-рекреационный кластер «Гора Белая» - амбиционный проект правительства Свердловской области. До 2028 года на территории кластера планируется создать сеть туристических маршрутов, построить 25 новых трасс на горнолыжном комплексе и 200 объектов индустрии туристического сервиса и развлечений. Через 10 лет «Гора Белая» должна превратиться в один из ведущих туристических кластеров в стране, который создаст новые рабочие места и оживит сельские территории. Государственные инвестиции в создание кластера составят 15 млрд рублей, частные инвестиции могут достичь 30 млрд рублей.