«Он жил в каких-то иных мирах». В Нижнем Тагиле издали книгу о самом необычном местном художнике

В Нижнетагильском музее изобразительных искусств прошла презентация книги «Алексей Константинов. Постоянство поиска. 1927–1998». Над ней на протяжении двух лет работали искусствоведы из Нижнего Тагила, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга. Книга была издана тиражом 250 экземпляров на средства екатеринбургского мецената Сергея Лазарева.

Имя художника Алексея Константинова практически неизвестно широкой публике, хотя его панно на фасаде дома № 40 по проспекту Ленина знает каждый тагильчанин. Константинов родился в Алтайской деревне, прошёл Великую Отечественную войну, с отличием окончил Московский художественный институт им. В. И. Сурикова. В 1964 году он переехал в Нижний Тагил, где всю жизнь работал в мастерских Художественного фонда. Алексей Константинов проводил выставки живописных работ только в собственной мастерской — художник не получил признания при жизни.

В 1998 году, после смерти талантливого монументалиста и живописца, сохранением его наследия занялись сотрудники Нижнетагильского музея изобразительных искусств. По словам директора музея Марины Агеевой, музейщики спасли живописные полотна из затопленной мастерской художника и с разрешения его вдовы Лидии Павловны забрали в музей на временное хранение и реставрацию. Уже в 1999 году в музее искусств состоялась первая персональная выставка работ Константинова. Через год — в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.

В 2009 году по просьбе сына художника Дениса Константинова большая часть работ была передана Фонду поддержки и развития искусства «Коллекция», одним из учредителей которого является тагильский художник Николай Грачиков. На презентации книги Грачиков зачитал слова благодарности Дениса Константинова, который живёт в Японии и занимается наукой:

«Хочу искренне поблагодарить весь авторский коллектив за завершение большой и важной работы по подготовке к изданию полного каталога работ моего отца. Мне кажется, это огромный шаг вперёд к заслуженному признанию его творческого наследия. Как многие знают, творческий путь моего отца не был ознаменован широким признанием, персональными выставками и изданиями. Впрочем, он, как мне кажется, никогда это не ставил своей целью. Его главной целью было оставаться верным своим идеям и принципам, как художника, так и личности. В этом, по крайней мере для меня, и выражается его главное наследие. Я думаю, что это издание и весь связанный с его появлением труд станет настоящим памятником моему отцу».

На презентацию издания в Нижний Тагил из Москвы приехала искусствовед Елена Ильина, принимавшая участие в масштабном исследовании. В октябре тагильчанка возглавила отдел исследований творчества скульптора Анны Голубкиной в Государственной Третьяковской галерее.

 «Эта книга не только сборник статей разных авторов из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Тагила. Она действительно показывает разный взгляд на творчество Алексея Семёновича. Нам было важно рассказать о нём всё, как о художнике и как о человеке. Поэтому статьи получились очень разные. Мы рады, что он нашёл признание, пусть и спустя много лет после смерти. Он, может быть, один из самых необычных художников Тагила».

В книгу «Алексей Константинов. Постоянство поиска. 1927–1998» вошли воспоминания его коллег-художников, вдовы живописца Лидии Павловны, которая говорила о нём: «Он был человеком, но жил в каких-то иных мирах». Также в неё включена последняя статья тагильского скульптора Людмилы Ушаковой, которая ушла из жизни 20 января 2018 года.

Сотрудники музея искусств постарались выделить четыре ведущих направления в творчестве художника: движение, плоскость, историзм и о человеке. Благодаря их исследованию читатели откроют для себя яркого и незаурядного мастера с необычным художественным мышлением. Вместе с авторами книги читатель постарается разгадать загадки его творчества и увидеть в нём скрытые смыслы.  

Книгу об Алексее Константинове можно будет найти в Центральной городской библиотеке и в библиотеке музея искусств. Также издание можно купить в музейном магазине.