«Защита детей не может быть незаконной». После волны проверок бэби-боксов по всей стране Свердловская область рискует остаться без единственного «окна жизни»

На этой неделе стали известны результаты проверки прокуратурой бэби-бокса в Екатеринбурге. Он был установлен в храме Иннокентия Московского год назад, после того как ни одно из медицинских учреждений города не согласилось разместить его у себя. «Окно жизни» открылось, чтобы дать шанс младенцам, которые оказались не нужны своим родителям, чтобы предотвратить убийства новорождённых родителями. И после года работы в бэби-бокс пришла прокуратура. Останется ли это «окно» открытым, необходим ли Нижнему Тагилу подобный бэби-бокс? И сколько детей на Урале нуждаются в спасении от смерти по вине своих родителей в первый год жизни? Об этом в материале АН «Между строк».

Вслед за проверкой бэби-боксов в Пермском крае, после закрытия по предписанию прокуратуры «окна жизни» в Кирове,  надзорное ведомство отчиталось о проверке «бокса» и в Екатеринбурге.

 «Проверка проводилась по заявлению уполномоченного по правам ребёнка в Российской Федерации Павла Астахова,  - прокомментировала АН «Между строк» результаты проверки руководитель пресс-службы областной прокуратуры Лидия Смирнова. - Был выявлен ряд нарушений, в том числе отсутствие необходимых сертификатов и разрешительных документов. Сам бэби-бокс представляет собой замкнутое помещение, а в храме не ведётся учёт поступивших детей. Результаты проверки переданы на рассмотрение в Роспотребнадзор, министерство юстиции и здравоохранения».

 

Пока «окно жизни» продолжает работать, ни одного постановления о его закрытии на сегодняшний день нет. Однако областная прокуратура настаивает: помещение ребёнка в екатеринбургском бэби-боксе небезопасно для его жизни и здоровья, а потому «окно жизни» следует ликвидировать.

 «Бэби-бокс установлен в середине марта прошлого года, - рассказывает пресс-секретарь Екатеринбургской епархии Светлана Кислова. - Рядом с ним находится информационный щит, на котором даны контактные телефоны, куда может обратиться мама, которая решила отказаться от ребёнка, потому что, прежде всего, мы занимаемся просветительской и информационной деятельностью. За год существования данного бэби-бокса нами было зарегистрировано два случая, летом прошлого года, когда были подброшены мальчик и девочка. Раньше при обнаружении ребёнка мы звонили в скорую помощь и в полицию, сейчас же мы напрямую обращаемся в органы опеки и попечительства, и уже они решают, что делать с ним дальше».

«Что делать дальше» с живым ребёнком – это вопрос, который предполагает вероятность благополучного будущего. Принципиален другой вопрос: что делать, когда младенец уже убит собственной матерью, которая не увидела иного выхода, кроме убийства?

Несколько примеров. В 2013 году жительница Среднеуральска решила избавиться от своих детей, закрыв их в морозильной камере магазина в Верхней Пышме, где сама работала. Объяснила действия сложной финансовой ситуацией. Убийство первого ребёнка сошло с рук из-за истёкшего срока давности, за убийство второго женщина получила 2 года колонии, но затем была амнистирована.

 

В марте этого года в соседней, Челябинской области, молодая женщина в тайне от родных выносила, родила, а потом положила младенца в морозилку холодильника, чтобы позже незаметно похоронить.

В Нижнем Тагиле происшествий, связанных с неестественной смертью новорождённых, по данным полиции, не было уже несколько лет. Последняя страшная находка была сделана в конце января 2013 года возле дома на улице Балакинской, 19. Бездыханное тело младенца, завернутое в полиэтиленовый пакет, нашли в мусорном контейнере.

За весь прошлый год на территории Свердловской области было заведено пять уголовных дел по статье «Убийство новорождённого ребёнка».

Могли ли сохранить эти детские жизни бэби-боксы? Если бы женщины знали, что по конкретному адресу, рядом с домом, они могут анонимно, никому ничего не объясняя, принести ребёнка и дать ему шанс на жизнь. Организаторы «бэби-боксов» уверены, что сохранили бы. Это подтверждает и Следственный комитет России, который накануне официально заступился за «окна жизни», пишет ТАСС.

По данным представителя Следственного комитета РФ Владимира Маркина, за время использования «окон жизни» в России снизилось количество преступлений по статье «Убийство новорождённого ребёнка». Маркин привёл в пример Пермский край, где с открытием «бэби-боксов» количество таких преступлений сократилось в два раза.

«Защита детей не может быть незаконной. Жизнь ребёнка в данном случае является безусловным приоритетом. В целом по России в 2014 году зарегистрировано 136 убийств детей в возрасте до одного года. Возможно, распространённость и шаговая доступность "бэби-боксов" позволят значительно сократить число таких фактов, — заметил Владимир Маркин. — При этом их оборудование и содержание не требует существенных материальных затрат и кадровых ресурсов. Также "бэби-боксы" призваны сократить количество фактов оставления детей в опасности».

Ранее противоположное мнение высказал уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов. Именно он обратился в Генпрокуратуру РФ с просьбой разобраться с инициативой проекта «Колыбель надежды», который предусматривал установку «бэби-боксов» для младенцев-отказников. По словам Астахова, «окна жизни» противоречат не только ряду российских законов, но и моральным принципам. Заявлял, что бэби-боксы могут стать «популярными среди школьниц» и нанесут «непоправимый социальный вред».

После ряда громких заявлений Павла Астахова, в том числе по поводу «сморщенных женшин» и по поводу бэби-боксов, на сайте Change.org уже больше 38 тысяч россиян подписали онлайн-петицию за отставку детского омбудсмена.

«Астахов уже давно показал, что фактически не защищает российских детей, а вредит им – оставила комментарий Анна Цветкова из Санкт-Петербурга, подписывая петицию. -  Запрет усыновления за границу, закрытие бэби-боксов… Такому человеку не место в институтах защиты чьих-либо прав. Астахов должен уйти».

В Следственном комитете России с позицией омбудсмена по поводу «окон жизни» не согласились, там считают, что именно они стали дополнительным инструментом защиты детей и не провоцируют отказ от новорождённых. Проблема с отказниками актуальна для всех городов и для Нижнего Тагила в частности. С начала этого года в тагильских роддомах кровные родители отказались от шестерых новорождённых, в прошлом году - от 18.

«Нужно на законодательном уровне придать бэби-боксам официальный статус, - прокомментировал руководитель социального отдела Нижнетагильской епархии Олег Шабалин. - И сделать это нужно коллегиально, при участи всех ветвей власти и профильных ведомств. Прежде всего, нужна профилактика, чтобы не допускать подобных случаев. Ну а размещать бэби-боксы лучше в медицинских учреждениях, где бы им сразу оказывали необходимую помощь».

«Сама идея бэби-боксов неплохая, - считает главный врач Нижнетагильского специализированного дома ребёнка №8 Любовь Кривоногова. - Но я уверена, что находиться они должны в медицинских учреждениях, а не в храмах».

Бэби-боксы как ещё одна возможность спасти детскую жизнь Нижнему Тагилу нужны, говорят собеседники агентства «Между строк», но все склоняются к необходимости установления их официального статуса.

«Беби-боксы, наверное, всё-таки нужны, чтобы не находили тела младенцев на мусорках,  - комментирует руководитель  Нижнетагильской общественной организации детей-инвалидов и их родителей Оксана Дудникова. - Хотя я бы никогда не положила маленького человечка в замкнутое пространство… Но у каждого своя жизнь и свои причины. Сейчас такое время, что многие откладывают завести ребёнка из-за финансовых проблем, учёбы, работы, а потом настаёт тот момент, когда уже просто не получается родить. В каждой женщине должен присутствовать материнский инстинкт, который бы не позволил ей избавляться от своего ребёнка. И общество не должно оставаться равнодушным к подобным проблемам».

Сегодня в Нижнем Тагиле  женщины, попавшие в сложную жизненную ситуацию, могут получить помощь в Центре защиты материнства и детства «Дар жизни». Помимо предабортного консультирования специалисты центра оказывают будущим и уже состоявшимся матерям духовную, психологическую и юридическую поддержку.

«Хорошо, когда есть альтернативный выход из кризисной ситуации, но этот выход, с бэби-боксами, кардинальный и не решает в целом ситуацию. Нужно более цивилизованно решать данную проблему. К нам в центр приходят женщины с различными проблемами, и мы каждой стараемся помочь. В центре мы помогаем вещами, продуктами, советами. С начала января через наш центр прошло уже более 50 человек, и всем им мы постарались помочь. Неразрешимых проблем не бывает».

Агентство новостей «Между строк»