Снег большими хлопьями ложится на плечи митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла. В это белое снежное утро он возглавляет молебен на доброе дело и освящает первый в Свердловской области бэби-бокс – специально оборудованное окно, в котором мать может анонимно оставить своего нежеланного младенца. Традиционно бэби-боксы устанавливаются при медицинских учреждениях, однако Екатеринбург стал первым городом в России, где это было сделано при православном храме.
Так называемое «окно жизни» в Екатеринбурге хотели установить еще 3 года назад, когда бэби-боксы только начали появляться в России. Однако на протяжении долгого времени свердловский минздрав не давал на это своего согласия. Ведомство делало упор на невозможность совместить условия анонимности, на которых мать оставляет ребенка в бэби-боксе, и меры антитеррористической безопасности медицинских учреждений, требующие установки видеокамер на территории больницы. Споры общественников с минздравом так ни к чему и не привели, поэтому пришлось просить помощи у епархии. Там посчитали, что дать нежеланному ребенку шанс выжить – дело благое, и согласились помочь. Теперь бэби-бокс установлен в оконном проеме храма святителя Иннокентия Московского на проспекте Ленина, 11а.
– Надеюсь, что за время существования этого места будет сохранена не одна детская жизнь, – произносит митрополит Кирилл. Вместе с тем он признает, что сегодняшнее мероприятие вызывает у него смешанные чувства. Ведь еще недавно открывались пункты для приема одежды для нуждающихся, а сейчас на месте ненужной одежды оказываются дети.
Рядом с бэби-боксом висит стенд с обращением к матери с просьбой еще раз обдумать свое решение. Здесь же располагается информация, куда женщина может обратиться за помощью, если она все же передумает.
– Бэби-бокс – это повод еще раз задуматься, и не только нам с вами, не только церкви. Но в первую очередь стоит задуматься органам государственной власти, чем можно помочь женщине, попавшей в такую трудную ситуацию, когда она готова отказаться от ребенка. Обратите внимание, что на стенде с номерами телефонов, куда отчаявшиеся родители могут обратиться, очень мало телефонов государственных служб, и это неправильно, – заявляет уполномоченный по правам ребенка Свердловской области Игорь Мороков.
После молебна пресс-секретарь Православной службы милосердия Екатеринбургской епархии Светлана Кислова демонстрирует, как работает бэби-бокс. Окно открывается с двух сторон: изнутри храма и с улицы. Через 30 секунд после того, как ребенка положили в эту колыбель, дверь снаружи блокируется и в храме срабатывает оглушающе-громкая сигнализация. Затем сотрудники храма вынимают ребенка с другой стороны окна и вызывают полицию и скорую помощь, которые отвезут его в медицинское учреждение.
Если мать все же решит забрать малыша обратно, она сможет это сделать с помощью экспертизы-ДНК. Для этого ей нужно будет обратиться в полицию и органы социальной защиты. Но, конечно, до того, как ребенка усыновит кто-то другой. К слову сказать, из всех отказников, попавших в российские бэби-боксы (а их было 17), 14 детей обрели новых родителей. Остальные 3 малыша вернулись в свои родные семьи.
- В скором времени в регионе появится еще один бэби-бокс. Скорее всего, это будет в Екатеринбурге, - напоследок делится планами детский омбудсмен.
- Возможно, что «окно жизни» появится и в Нижнем Тагиле?
- Ну, давайте посмотрим! – улыбается Мороков на вопрос корреспондента АН «Между строк», - не исключен и такой вариант.
Автор: Полина Павлова