«Врачи копошатся надо мной, а я лежу и читаю «Отче наш». В ожидании родов: невыдуманные истории тагильчанок

Готовясь к появлению малыша, будущая мама проходит долгий путь от женской консультации до родильного дома. Для многих женщин беременность – время перемен и открытий. Как уверяют медики, чем раньше будущая мать встанет на учёт, тем меньше проблем её ожидает. Корреспондент АН «Между строк» выяснил: что ждёт беременных в Нижнем Тагиле, с какими проблемами могут столкнуться женщины и какие воспоминания остаются о местных врачах и роддомах.

«Вы без ребёнка?» - спросили меня. И тут я расплакалась…»

Первая беременность у Валентины Станкеевой протекала тяжело – её мучил токсикоз. Дочь Аня появилась на свет в результате кесарева сечения. Через шесть лет тагильчанка решилась на второго ребёнка. По её словам, вторая беременность была просто идеальной. Будущая мать и её лечащий врач не ожидали проблем.
На 26-ой неделе Валентина отправилась к родителям в деревню. После поездки состояние женщины стало ухудшаться – появились сильные боли в животе. Врач поставила угрозу преждевременных родов и сразу отправила тагильчанку в больницу. Тогда в Нижнем Тагиле уже работал новый перинатальный центр. Женщину доставили в родовую палату, где она провела сутки, потом боль отступила, и будущую маму перевели в отделение патологии.

«В один прекрасный вечер, а это было 10 августа, кстати, я должна была в этот день выйти в декрет, был обычный обход. Я опять почувствовала дикие боли. Сказала медсестре, та запаниковала, побежала к врачу. Сердцебиение у плода прослушали, всё было нормально, но боли в животе не проходили. Врач говорит: «Ну что, готова рожать?», а в смысле готова?! Я только в октябре ребёнка ждала, мне срок ставили на 14 октября. У меня истерика, ничего не соображала. Заставили подписать кучу разных бумажек, подписываю, а потом уже думаю: «Что подписываю, может почку продала?!».
Поскольку первый раз мне делали кесарево, то и в эту беременность меня ждало то же. Поставили спинномозговой наркоз. Боли я, конечно, не ощущала, но чувствовала все движения, чувствовала, как достают ребёнка. Врачи копошатся надо мной, а я лежу и читаю «Отче наш», читаю, читаю, от начала до конца, от начала до конца, так раз 20, наверное. Потом анестезиолог говорит: «Да заткнись ты уже! Мы всё поняли, мы все уже выучили эту молитву». Я говорю: «Отстаньте, мне так легче!».

Малыш родился в 29 недель весом 1800 граммов. Мальчик не дышал, его сразу же поместили в специальную камеру, а маму перевели в послеоперационную палату. После родов Валентина позвонила мужу, чтобы сообщить о рождении сына, тот уже знал о пополнении, однако в роддоме ему сказали, что родилась дочь. На следующий день ситуация прояснилась – в семье Станкеевых появился Степан.

Состояние ребёнка оставалось крайне тяжёлым. Лёгкие не были открыты, кровоизлияния в обоих желудочках мозга, в сердце не закрыт клапан. Обнадёживать родителей врачи на стали.

«Когда увидела сына в первый раз, он мне показался таким крошкой, походил на пупсика: пальчики маленькие, ушки с пятирублёвую монету… Трубки отовсюду торчат, я наревелась тогда. Кажется, за всю жизнь столько не плакала.
Выписали нас с сынишкой в один день, только меня домой, а его повезли в больницу на Красный Камень. Помню, выхожу в выписной зал, все с шариками, цветами, конфетами, с детьми, а я одна… Муж тогда встретить не смог, выхожу, и даже за руку взять некого, это ужасно. А ещё пока спускалась, сотрудники перинатального центра, которые одевают детей во время выписки, меня раз сто спросили: «Вы без ребёнка?», и тут я расплакалась. Тогда подумала: ну всякие же случаи в жизни бывают, мало ли, у кого малыш умер во время родов, ну, почему нельзя выпускать таких рожениц через другой выход?!».

Стёпа провёл в детской больнице около месяца. Когда малыша, наконец, выписали, его вес был всего 2400 граммов. Первый год жизни по развитию ребёнок заметно отставал от своих сверстников. Сейчас мальчику три года, он догнал ровесников, и больше не состоит на учёте, как недоношенный ребёнок.

По словам заведующей отделением акушерской патологии беременных Нижнетагильского перинатального центра Татьяны Малаховой, процент преждевременных родов не уменьшается, а риск для жизнедеятельности недоношенных детей высок, но каждый случай индивидуален.

«Преждевременные роды до 30 недель должны происходить в стационаре третьего уровня (Институт охраны материнства и младенчества и Областной перинатальный центр, прим. ред.), если схватки у женщины начинаются неожиданно, то, конечно, она поступает в наш перинатальный центр. Здесь после оценки ситуации решается вопрос: транспортабельна женщина или нет. Если будущая мама не может быть перевезена в стационар третьего уровня, она рожает тут».

Встать на учёт до 11-ти недель

Как заявляет Татьяна Малахова, женщина, которая решила вынашивать беременность, должна понимать, что осложнения могут возникнуть на любом этапе, важно, чтобы они были своевременно выявлены, поэтому необходимо прислушиваться к доктору.

«Необходимо вставать на учёт до 11 недель. В этом сроке женщина должна пройти первый скрининг, УЗИ и биохимический скрининг, который проводится в нашем перинатальном центре. Эта процедура направлена на выявление отклонений от нормального течения беременности. Он позволяет своевременно выявить пороки развития беременности и информировать об этом женщину. От того, как формируется беременность на раннем сроке, зависит и дальнейшее её течение».

Сейчас в Нижнем Тагиле действуют три женские консультации и одно клинико-диагностическое отделение перинатального центра, где наблюдаются беременные женщины города и консультируются жительницы Горнозаводского округа. С момента постановки будущей мамы на учёт, участковые акушеры, выделяют так называемые группы риска по развитию возможных осложнений, с учётом хронических и перенесённых ранее заболеваний.

«Есть низкая, средняя и высокая группы риска. Женщины высокой группы риска наблюдаются в КДО перинатального центра. Это даёт возможность предусмотреть, своевременно выявить осложнения и оказать необходимую помощь. Если у женщины нет осложнений, то до родов она наблюдается в консультации по месту жительства. Бывают особо тяжёлые случаи, когда приходится отправлять будущих мам в стационар третьего уровня», - добавляет Татьяна Малахова.

К особо тяжёлым случаям относятся роженицы, имеющие заболевания, которые требуют наблюдения узких специалистов: сахарный диабет, пороки сердца, гипертоническая болезнь, а также преждевременные роды, как у нашей героини Валентины Станкеевой.
По словам сотрудников, перинатальный центр в первую очередь предназначен для родоразрешения женщин средней группы риска, однако физиологические, то есть неосложнённые роды здесь тоже принимают постоянно.

  

Перинатальный центр работает в Нижнем Тагиле с 2010 года. Помимо родильного и послеродового отделения здесь действуют отделение акушерской патологии и детская реанимация. Медицинское учреждение оснащено современной аппаратурой иностранного производства. Все послеродовые палаты рассчитаны на двух человек. Мамы с первых минут жизни младенца круглосуточно находятся рядом с ним.

   

Врачей нет, и не будет

Юлия Исупова готовится стать мамой в третий раз, роды должны состояться со дня на день. Шестилетняя Виолетта и четырёхлетняя Алиса с нетерпением ожидают рождения младшей сестрёнки. По словам самой женщины, беременность протекает не совсем гладко, а приёмы у врача порой только омрачают настроение.

«На той неделе я провела полтора часа в женской консультации, разыскивая результаты своих анализов. По идее, они должны прийти к лечащему врачу, но их там почему-то не оказалось. Меня отправили бегать по лабораториям разным, даже не знала, что в нашей консультации столько лабораторий! Везде ужасные очереди, на меня орут, не пропускают, и при этом нигде нет моих анализов. Просто перекидывают: «Не знаем, идите туда!». Бегали вместе с дочерью младшей. В итоге уже просто пошла на хитрость, заявила: «У меня плановые роды, мне срочно нужны все справки!». Одну половину нашли, а другая оказалась у лечащего врача, как она смотрела в первый раз – непонятно! Вообще, у меня это уже четвёртая беременность. Первая прошла без проблем, когда ожидала рождение второй дочери, меня наблюдала молодая врач, которая толком ничего не знала, третий раз у меня случился регресс, причём я чувствовала, что что-то идёт не так, температура была, но медики настаивали, что всё хорошо. В итоге закончилась беременность печально. Забеременев в четвёртый раз, я ездила на консультацию в Екатеринбург, у нас в больнице меня за это отругали, мол, тут свои специалисты есть», - поделилась эмоциями молодая мама.

Помимо этого Юлию смущают очереди к врачу, которые приходится выстаивать многим беременным женщинам. В женской консультации (пр. Мира, 61, - прим. ред.) действует талонная система. По словам тагильчанки, будущие мамы приходят ко времени, которое назначает участковый врач.

«На самом деле всё идёт в порядке живой очереди, никто беременных особо не пропускает, зачастую приходится сидеть и ждать».

 

Как сообщил городской портал TagilCity, беременные женщины жалуются на то, что им отказывают в прохождении третьего УЗИ в женской консультации, хотя раньше ультразвуковое обследование будущим мама назначалось не менее трёх раз. Сейчас заключительный скрининг проводят только в сложных случаях.
Подобные проблемы в поликлинике заведующая Инга Чайковская объясняет нехваткой медиков.

«Нехватка кадров идёт по всем медицинским учреждениям, а не только у нас. Вы пройдитесь по другим женским консультациями и увидите всё сами, ситуация везде одинаковая. Да, по этой причине мы проводим третье УЗИ не всем женщинам, и по этой же причине, порой, будущим мамам приходится просиживать у кабинетов, ожидая приёма, хотя мы стараемся создать беременным комфортные условия».

На вопрос изменится ли ситуация в ближайшее время, заведующая съязвила:
-Ну, если только вы пройдёте семилетнее обучение и придёте работать к нам.

 

Где рожать?

Сейчас в нашем городе работает два роддома. Новомодный перинатальный и старенький родильный дом на Вагонке, там, как выражаются женщины, царит атмосфера советских лет. В палатах нет санузла и современной мебели. Но не все рвутся рожать в комфортных условиях, многих волнует отношение персонала, а душ и туалет пусть будут общими.

  

Тагильчанка Анна Рябинина – мама двоих сыновей. Восьмилетнего Владика она рожала во втором роддоме, который ещё не было перинатальным центром, а за вторым сынишкой Иваном пошла в первый родильный дом, расположенный на Вагонке.

«Сначала думала ложиться в перинатальный центр, там ведь ремонт такой отгрохали! Только вот меня смущало одно – ремонт ремонтом, а сотрудники-то остались прежними. Первый сын Владик родился в 2006 году, в ночь с 13 на 14 января. Родился плохо. Праздники, сами понимаете. Мне кажется, что медики в ту смену были навеселе, но я, конечно, не берусь утверждать. В общем, мне затянули роды, малыш наглотался околоплодных вод, ситуация была тяжёлая. Два года назад, когда была беременна Ваней, я знала, что рожать могу хоть где, поэтому просто подошла к своему врачу в женской консультации и попросила честного совета. Участковая прям так и сказала: «Езжай на Вагонку, у них нагрузки меньше!». Я послушалась и нисколько не пожалела потом. Родила своего Ванечку очень легко. Когда нас выписывали, я слышала, как одна медсестра сказала другой: «Сегодня девять выписок у нас», а вторая ей ответила: «В перинатальном по 40 человек выписывают». Там как конвейер», - поделилась впечатлениями тагильчанка.

 

То, что перинатальный центр работает с повышенной нагрузкой, не отрицают и сами сотрудники.

«К нам госпитализируются женщины со всего Горнозаводского округа, - поясняет заведующая отделением акушерской патологии беременных Татьяна Малахова, - когда первый роддом закрывают на ремонт, нам приходится сокращать пребывание женщин в медицинском учреждении после родов. Осуществляем выписку на третьи сутки».

 

К родам надо готовиться

Каждая женщина решает сама, как ей пережить роды. Некоторые готовы идти в роддом только в компании мужа, надеясь, что присутствие близкого человека облегчит страдания. Кто-то, напротив, категорически против того, чтобы отец ребёнка присутствовал в родовой комнате, а есть и такие мамы, которые предпочитают рожать дома. Подобные случаи известны в Нижнем Тагиле, но врачи относятся к таким экспериментам крайне отрицательно.

«Я категорически против родов на дому! – заявляет Малахова. – Во время родов необходимо постоянно контролировать состояние женщины и плода, что абсолютно невозможно в домашних условиях. Думаю, что женщины, которые рискуют своим здоровьем и здоровьем новорожденного, рожая дома, не знают о том, какие грозные осложнения могут развиться во время родов».

По мнению ещё одной тагильчанки Татьяны Татариновой, где бы ни проходили роды, подходить к процессу надо со всей ответственностью.

«Первые роды у меня были сложные. Самое большое, что я сделала для себя – это сходила на курсы в женскую консультацию. Но это не помогло. Медицинский персонал относился строго, переходил на крик. Сейчас я уже думаю, что виновата была сама... Вторые роды были чудесными. Всю беременность, начиная с 14-ой недели до самых родов, я ходила на йогу для беременных, учились дышать, общалась, готовилась стать мамочкой. Отношение моё к родам, к материнству кардинально изменилось. Роды были лёгкими, спокойными, осознанными, хотя без врачей были бы вряд ли возможны – как и в первых родах, я была под капельницей. Моё пожелание молодым родителям – готовиться, подходить осознанно к выбору врача и курсов для беременных, читать правильные книги, например «Роды без страха», автор Грентли Дик-Рид».

 

Автор: Оксана Исупова