Справедливость восторжествовала? Суд по делу умершего годовалого малыша занял сторону родителей

Вчера вечером судья Андреев принялрешение по делу о нарушении требований лицензии городской больницей. ЦГБ №4 обвинялась в том, что тело Жени Зыкина после проведенияпатологоанатомического исследования хранилось целых 4 дня в ненадлежащихусловиях. Когда тело мальчика привезли домой, родители пришли в ужас от его состояния.
«Мало того, что такое горе -сыночка умер, так еще его и привезли в таком состоянии... Губы черные, на щекахсодрана кожа, ручки в крови, ногти черные, пальчики высохшие, как изюм», -рассказала Агентству «Между строк» мама ребенка Елена.
На этот раз со стороны городскойбольницы №4 присутствовала не только юрист Лариса Колесникова, но и главврачКонстантин Аникин. Предыдущее заседание былоотложено для того, чтобы выслушать представителя Росздравнадзора, которыйсоставлял акт проверки, где и были прописаны многочисленные нарушения. 8августа из Екатеринбурга прибыл Михаил Чистяков, чтобы дать пояснения суду порезультатам проверки.
Пустой больничный холодильник
Судья Андреев потребовалразъяснить ссылки на различные нормативные документы, имеющиеся в акте. Вовремя ответа эксперта выяснилось множество любопытных подробностей, так как покаждому пункту проверки у представителей от ЦГБ №4 находились свои аргументы.Так, оказалось, что холодильные камеры для трупов в больнице всё-таки есть, однакоиспользовать их по прямому назначению невозможно.
«В учреждении имеются холодильные камеры для временного хранения,которые находятся в подвале терапевтического корпуса, - пояснил судуКонстантин Аникин, - Но возвращение телаиз патологоанатомического отделения является грубым нарушением санитарных норм,поэтому поместить туда тело ребенка мы не могли».
Также главврач пояснил, что всамом морге поддерживается температура на уровне 7-10 градусов выше ноля, чеговполне должно хватить для хранения трупа в течение нескольких дней безо всякихпоследствий. Таких заявлений не выдержала мама Жени Зыкина.
«Скажите пожалуйста, а как тогда получилось, что тело нашего ребенкапросто «потекло»? Это что, нормальные условия хранения, по-вашему?», -возмутилась Елена.


Странная врачебная тайна
Ответ пришел с неожиданнойстороны. Михаил Чистяков, судмедэксперт, заявил, что причиной такого поведениятела оказался банальный перепад температур. При перенесении из холодного моргав обычные комнатные условия на трупе образовался конденсат. Но юрист больницыЛариса Колесникова попыталась привести контраргумент, который, по её мнению,должен снять ответственность с медперсонала. Она попросила огласить результатыисследования, в которых была указана причина смерти. Раньше эта информация неозвучивалась.
Напомним, незадолго до смертиребенок несколько месяцев болел пневмонией. Последние два дня Женя Зыкин провелв медикаментозном сне – родителям сообщили, что у него разрушается легкое ипоражена центральная нервная система. Во врачебном заключении о смерти былотакже написано, что ребенок умер от пневмонии. Однако Дмитрий Замотаев,заведующий патологоанатомическим отделением, который и проводил вскрытие, утаилистинную причину смерти.
«Комиссия считает, что основной причиной смерти Зыкина Е.Д. 1 год и 19суток жизни является ВИЧ-инфекция 4«Б» стадии, ассоциированная сомножественными инфекциями. Механизмом, прогрессирующим данное заболевание сталаранее выявленная дыхательная недостаточность», - озвучил судья Андреев докладкомиссии.
Юрист ЦГБ №4 считает, что именнопо причине ВИЧ-инфекции тело ребенка могло «потечь», а, соответственно,больница к таким последствиям никакого отношения не имеет. Судья напомнилКолесниковой, что заседание проходит в присутствии родителей погибшего, которыхмогут оскорбить подобные высказывания. Кроме того, судья счел, что выявленныйфакт не имеет отношения к существу вопроса и не стал принимать его во внимание.
Суд оглашает приговор
Постановлением Тагилстроевскогосуда ГБУЗ СО ЦГБ №4 города Нижний Тагил признана виновной в совершенииадминистративного правонарушения, в качестве наказания больнице назначен штрафв размере 75 000 рублей. Но представители горбольницы по-прежнемуотказываются признавать свою вину и собираются опротестовывать вынесенноепостановление.
«Несомненно, мы будем подавать протест, - сказал главный врачКонстантин Аникин, - ответственность засамоуправство конкретного врача мы нести не должны. Тем более, учитывая тотфакт, что во время прецедента Замотаев выступал, как представитель инфекционнойбольницы».
Елена и Дмитрий, родителипогибшего ребенка, вдохновились своей победой, но решили не останавливаться надостигнутом. Ответить за случившееся должен и лично Дмитрий Замотаев, увереныони.

Клиническая безысходность
Самого заведующегопатологоанатомическим отделением ЦГБ №4 не вызывали в суд, поскольку претензиипредъявлялись не к нему лично, а к больнице в целом. Но, возможно, ему было бычто рассказать во время заседания. Из пояснений эксперта Росздравнадзора иглавврача больницы можно было проследить некоторые факты, которымируководствовался Дмитрий Замотаев, идя на преступление закона.
В тот день, 7 марта, Замотаевнаходился на своем рабочем месте в инфекционной больнице. Сегодня уже никого неудивишь тем, что практически каждый врач работает на 2 ставки. Согласно всемпроцедурам, после смерти обязательно должно проводиться вскрытие дляустановления причин. И хотя в самой «инфекционке» есть отделение для проведенияподобных исследований, разрешение на его эксплуатацию со стороны Санэпиднадзораотсутствует.
Врач оказался в тупиковойситуации: проводить вскрытие нельзя ни в инфекционной, ни в 4-ой городскойбольнице. Но оставлять труп без обследования не позволяет медицинский долг. Итогда, как заведующий патологоанатомическим отделением, Дмитрий Замотаев решаетпровести исследование на своём втором рабочем месте – в ЦГБ №4, зная, чтоникаких договорных отношений между больницами относительно умерших несуществует.
Он также знал, что ЦГБ №4 неприспособлена для длительного хранения трупов, но девать тело Жени Зыкина былоуже попросту некуда. Как подметил во время ожидания решения суда представительРосздравнадзора, по существующим инструкциям заведующий так или иначе был вынужденпойти на нарушения из-за существующих проблем в системе здравоохранения вНижнем Тагиле.
Стоит отметить, что Замотаев – практическиединственный квалифицированный специалист в Нижнем Тагиле по детским смертям иимеет большой опыт работы, что подчеркивалось главврачом ЦГБ №4 во времязаседания.
Пока смерть не научит
Штраф в размере 75 000 рублейназначенный судом – это лишь одно из последствий разбирательств. Заведующийпатологоанатомическим отделением центральной городской больницы №4 ДмитрийЗамотаев решением главного врача получил строгий выговор за нарушение и быллишен всех премий и надбавок, оставшись на «голом окладе».
Руководство ЦГБ №4 также сделаловыводы по поводу случившегося и уже после первого заседания суда обратилась списьмом к начальнику Роспотребнадзора Юрию Бармину, в котором говорится онеобходимости создать условия для длительного хранения трупов. Проще говоря,наконец-то поставить холодильные камеры в патологоанатомическое отделение.