Сокровища детства. Руками трогать!

Дяди и тёти, а вы тоже в детстве, когда стирали носок, засовывали в него мыло и ещё пытались набрать туда воду? Вы тоже в детстве строили шалаш в комнате из стульев и одеял? Вы играли во дворе в магазин, а листочки, которые срывали с кустов, были денежками? Быть может, вы облизывали сосульки, прячась за верандой детского сада, ловили снежинки ртом или прилипали языком к железной ракете, на которой пытались улететь в космос? А когда расцветала сирень, вы тоже копошились в пушистых кустах, отыскивая цветочек с пятью лепестками, ведь именно он мог осуществить любое заветное желание, если его съесть!
Наверное, в каждом из нас живут подобные воспоминания. Стоит только закрыть глаза, и ты сразу очутишься в старом дворе, где хранятся самые главные сокровища – детские воспоминания.
«Сокровища нашего детства» -  экспозиция с таким названием открылась в музее-заповеднике «Горнозаводской Урал». Здесь каждый сможет найти кусочек из прошлой, самой беззаботной и счастливой поры. В уголках сидят они – свидетели наших тайн и секретов. Стрые игрушки, школьная форма, советский ранец, парта, исписанная кем-то тетрадь, фотографии, популярные детские журналы («ЧИЖ», «ЁЖ», «Мурзилка»), и даже скелет, хитро выглядывающий из приоткрытого шкафа. Глядя на него, невольно вспоминаешь сюжет из «Ералаша», кажется, что этот атрибут вот-вот выскочит из убежища и громко рассмеявшись, вскрикнет: «Тебе же говорили, не заглядывай!».

    

На одной из полочек удобно устроилась кукла. Вроде бы та самая, которой я много лет назад пыталась выкрасить волосы с помощью марганцовки. Перед глазами ванная, губка, мокрая куклина шевелюра и маленькие бордовые точки, оставленные марганцем, а потом звонок в дверь, и страх, что сейчас мою парикмахерскую сейчас прикроют, а меня накажут на целый год! Кажется, что это было вчера. Кукла, конечно, не моя, а просто такая же, но что-то подсказывает мне, что ей известна эта история.

   

«В пору моего детства, а это конец 60-х – начало 70-х годов, - рассказывает писатель Борис Телков, -  у мальчишек в дефиците были (загибает пальцы) подшипники, они шли на изготовление самокатов. Это были колесики для них – два сзади, помельче и один, большего диаметра,  впереди. Сделавший самокат сталкивался с другой проблемой – где кататься? Асфальтированных дорог в поселке не было, поэтому выносили мозги бабушкам, грохоча по брусчатке. Трубки всех диаметров (загибает следующий палец), лучше толстостенные. Взрослые пускали их на самогонные аппараты, а мы, дети, из них делали «поджиги» и «дуры». Это самодельное огнестрельное оружие было не совсем безобидным, поэтому как его изготовить,  рассказывать не буду! (смеётся). Им пользовались местные хулиганы – пуля (шарик от подшипника, обрубок гвоздя)  легко пробивала консервную банку. Далее, цветная изолента, синяя, а ещё лучше красная,  это для пижонов. Ею обматывали всё: ручки ножей, рогаток, велосипедные рули. Ещё круглая авиационная резина – страшный дефицит.  Без неё приличную рогатку не сделаешь. Противогаз –  его разрезали на полоски и тоже использовали, как резину для рогаток. Конечно, карбид – взрывчатое вещество, а также про марганец и алюминиевая пудра.  Свинец у нас  шёл на грузила для удочек, а ещё из него выливали кастеты и наладошники – оружие при разборках с городскими пацанами. Умельцы из свинца выливали пистолеты и красили в черный цвет.  От настоящего  трудно отличить, особенно при  нападении и в темноте. Милиционеры  такие пистолеты  изымали, а владельцев ставили на учёт. А сухой лед,  выпрошенный у продавщиц мороженым, мелкие пацаны «курили»: сворачивали из газетки цигарку, насыпали туда  крошки льда и пыхтели «дымом». Очень нужная вещь – увеличительное стекло!  Через него можно рассматривать грязь под ногтями или же выжечь имя любимой девочки на парте. Следующий дефицит китайские кеды - лучшая в мире обувь! Так нам, голодранцам,  казалось.  Ну и гудрон, который  тупо жевали, вроде жвачки. В чем кайф теперь я, нынешний, не пойму. Но, перечисленные мною «сокровища», думаю, знакомы всем, чье детство прошло в те же годы».

Кстати, самодельный самокат на подшипниках тоже можно увидеть на выставке. Вообще, здесь собраны вещицы 50-90-х годов. Каждую можно потрогать, погладить, понюхать… Как говорят сотрудники музея,  вся экспозиция – это детский фольклор, спрятанный от взрослого мира. Музейное пространство условно поделено на три зала: «Двор», «Пионерский лагерь» и «Школа».

  

Зарыв секретик в большой песочнице, расположенной во дворе, мы отправляемся дальше и попадаем в пионерский лагерь. Снова эмоции, воспоминания, смех… Тут и детские страшилки, и пионерские галстуки, и ночевки в палатках, и, конечно, же песни.

  

«Именно в лагере я впервые услышала эту песню. Помню, приехала домой и говорю, что песню одну знаю, ну мне, мол, ну давай. Я встала и как запою «Мурку», бабушка тогда чуть в обморок не упала, а мама потом тихонько подошла и говорит: «Ты эту песню больше не пой!» – смеётся научный сотрудник сектора выставок Марина Черкасова.

По её словам, цель выставки «Сокровища детства» установить диалог между взрослыми и детьми, а чтобы беседа состоялась, посетителям разрешается не просто смотреть, но и «погружаться» в «детский мир». Можно играть с песком,  залазить в палатку, читать страшилки и визжать от ужаса, можно примерить старенький портфель, посидеть за партой или постоять у доски.

    

«Форма школьная мне не нравилась, - вспоминает журналистка студенческого журнала «Макар» Наталья Данилова. - Она была достаточно мрачная и тёмная. В младших классах было относительно всё равно: что надели, то и надели, а когда стали постарше, хотелось быть помоднее, хотелось выделяться как-то, а этого делать было нельзя. Выделялись в основном воротничками. Мамы-рукодельницы вышивали, крючком вязали... К среднему классу форма поменялась. Она состояла из юбки со складочками впереди, жилета и пиджачка. Можно было уже всякие вольности позволять. Надевать красивые блузки, только не прозрачные, за это строго наказывали, там ведь и украшения нельзя было носить: ни браслеты, ни кольца, ни серьги, но всё равно девчонки надевали! Хотелось выглядеть красиво! Школьная жизнь занимала очень много времени. После школы тебя уже мало кто видел. Очень любили первое сентября, когда тебе покупают новый пенал, новый портфель. Тогда ведь выбора было немного и нас не часто баловали игрушками. Мы радовались каждой ручке! А белый фартук? Даже просили, чтобы разрешили надевать его и второго сентября, но нет, не разрешали».

   

Сокровища детства это эмоции, которых не хватает взрослым тётям и дядям, оставившим позади прекрасное время. И всё-таки, многие вещи, любимые нами раньше, мы бережно переносим во взрослую жизнь.

«В нашем поселковом магазине продавались трюфели. Эти шоколадные пирамидки стоили баснословно, по-моему, что-то около восьми рублей за килограмм. Их никто не покупал, зато все дети, думаю, что и взрослые, ими любовались. Это было лакомство из какого-то другого, сказочного мира. Я тоже истекал слюной, глядя на них, а покупал арахис или морские камушки. Прошло несколько десятков лет. Теперь я могу есть эти трюфели хоть каждый день, но не хочется. На моем рабочем столе, как и в детстве, морские камушки. И бутылка газировки «Лимонад» или «Дюшес», которые я любил», - рассказывает писатель Борис Телков.

Выставка-эмоция продлится в музее до октября следующего года. У желающих покопаться в старых сокровищах ещё есть несколько месяцев для того, чтобы осуществить свою мечту.

              

Автор: Оксана Исупова