Смерть под землёй. Сегодня день памяти погибших на шахте «Естюнинская»

Пять лет назад, 23 декабря 2009 года, на шахте «Естюнинская» прогремел взрыв, унёсший жизни девяти тагильчан. Это была крупнейшая авария в истории молодой шахты Высокогорского горно-обогатительного комбината (ВГОК). На место ЧП приехал губернатор Александр Мишарин, на тот момент возглавлявший Свердловскую область всего месяц, вице-президент компании «ЕВРАЗ» - владельца ВГОКа Алексей Агуреев, глава города Валентина Исаева, а Нижний Тагил несколько дней занимал ведущее место в федеральных новостях.
По словам шахтёров ВГОКа, каждый год 23 декабря друзья и родные собираются у монумента погибшим коллегам. О том, что на пятилетие трагедии не запланированы памятные мероприятия, журналисту АН «Между строк» рассказал председатель профкома ВГОКа Владимир Щетников.

«В этом году мы собираться не будем. Памятник и так на пути стоит, каждый день его рабочие видят, и ещё раз напоминать об этом не надо. Если бы в этом году нормально сработали, то ещё можно было бы собраться, а так… Две смерти в этом году было на предприятии… Цветы положим, конечно, но никаких мероприятий не будет. Не надо напоминать».

Авария произошла в разгар рабочего дня, в 13:35 по местному времени, на глубине 180 метров. В шахте находились 124 человека, 115 из них были оперативно эвакуированы, никому даже не потребовалась медицинская помощь. На место происшествия выехали представители МЧС, милиции, ФСБ.

«К работам привлечены четыре группы горноспасателей. В каждой по пять человек. Ещё одна группа находится в резерве. Всего 25 спасателей», - заявлял руководитель пресс-службы Уральского регионального центра МЧС Александр Сороколетовских.

Через несколько часов были найдены шесть тел шахтёров, трое числились пропавшими без вести. Поисковая операция не остановилась и поздним вечером - тогда спасатели обнаружили ещё два тела. Тело последнего, девятого шахтёра, нашли уже к полуночи.
Как рассказывал корреспондент программы «Вести», всех погибших опознавали по номеркам на жетонах и фонариках. По словам спасателей, работавших на месте взрыва, идентифицировать людей оказалось невозможно – их тела были обезображены взрывом.
По фотографиям, опубликованным одним из участников поисковой операции в соцсетях, видно, что даже находящиеся в 150 метрах от эпицентра взрыва вагонетки перевёрнуты и сильно покорёжены.

Как только стало известно о взрыве, в Нижний Тагил приехали первые лица. На начальном этапе штаб по ликвидации последствий аварии возглавил глава правительства Свердловской области Анатолий Гредин. Ближе к ночи из командировки в Москве экстренно вернулся губернатор Александр Мишарин.

«Я думаю, это "человеческий фактор", технологическое нарушение. Но следствие ещё идёт, специальная комиссия работает. Сегодня из двух горизонтов один, на котором произошёл взрыв, выведен из работы, второй горизонт в рабочем состоянии. По оценке специалистов, для восстановления понадобится три дня, после этого шахта будет работать в нормальном режиме», - прокомментировал ситуацию глава региона в интервью каналу «Вести».

Также в Нижний Тагил приехал вице-президент «ЕВРАЗа» по связям с общественностью Алексей Агуреев. Он заявил, что семьи погибших получат компенсации в размере 1,9 миллионов рублей, из которых миллион – это средства «ЕВРАЗа».

«Как сообщили представители органов власти Свердловской области и администрации Нижнего Тагила, из регионального и муниципального бюджетов семьям погибших будет переведено по 300 тысяч и 100 тысяч рублей соответственно», - пояснял Агуреев.

Ещё по 500 тысяч родственники должны были получить в рамках программы добровольного страхования. К слову, именно эту сумму близким погибших шахтёров пришлось ждать дольше всего.
Все расходы на погребение, а также дополнительные меры поддержки в виде медико-психологической помощи предприятие взяло на себя.

На следующий день, 24 декабря, следствие озвучило имена погибших. Выяснилось, что молодой машинист электровоза, 24-летний Иван Просветов – сын помощника оперативного дежурного пригородной милиции, работавшего в день трагедии.

«Среди уральцев, кого коснулась беда, оказался помощник оперативного дежурного Пригородного районного отдела милиции, старший прапорщик милиции Сергей Просветов. В момент трагедии он находился на смене и узнал, что среди погибших значится его родной сын Иван, 1985 года рождения. Начальник ГУВД по Свердловской области Михаил Никитин, получив информацию об этом обстоятельстве, дал команду подменить своего подчиненного на посту и выразил ему искренние соболезнования», – рассказал начальник пресс-службы ГУ МВД Свердловской области Валерий Горелых.

О 25-летнем электросварщике Никите Кириченко родители рассказали журналистам Lifenews:

«Он был нашим единственным сыном, – рыдает отец парня Олег Александрович. – Мы были против того, чтобы Никита работал в шахте. Я сам 17 лет трудился там и знаю, как это опасно. Постоянно что-то взрывается… Но он не послушался. Сдал сессию – и на работу».

Погибший тагильчанин был студентом-заочником строительного техникума, в следующем году молодой человек планировал жениться на девушке Ирине.

«Мы были знакомы три года, – вытирает девушка красные от слёз глаза. – Помню, как он красиво ухаживал, учил меня кататься на коньках… Жаль, у меня не осталось ни одной совместной фотографии. Все они были в его телефоне, а он пропал вместе с Никитой».

25 декабря было объявлено днём траура во всей Свердловской области.

«Взрыв произошёл в двух металлических вагонетках, перевозивших аммонит общим весом 3 тысячи 960 килограммов. Взрыв был очень мощный, поэтому некоторых шахтёров до сих пор не удаётся опознать», - сообщил агентству «Интерфакс-Урал» руководитель пресс-службы ГУВД Свердловской области Валерий Горелых.  

25 и 26 декабря, после процедуры судебно-медицинской экспертизы, в Нижнем Тагиле начали хоронить шахтёров. С последними двумя работниками ВГОКа, чьи тела идентифицировали с помощью генетической экспертизы, прощались 29 декабря.
Тем временем работа на шахте была восстановлена. Комиссия в составе представителей Ростехнадзора, прокуратуры и сотрудников предприятия продолжала работу по расследованию аварии.

Следственным отделом по Ленинскому району Нижнего Тагила СУ СК при прокуратуре РФ по Свердловской области было возбуждено уголовное дело за «нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц» (ч.3 ст. 216 УК РФ). Однако долгое время уголовное дело оставалось бесфигурантным.
В январе 2010 года государственная инспекция труда озвучила результаты проверки и назвала восемь должностных лиц, степень ответственности которых должны определить правоохранительные органы.

«Так, заведующий подземно-расходным складом Геннадий Беляков не обеспечил безопасную организацию и руководство работами по доставке взрывчатых веществ с поверхности. Те подчинённые, которые должны были сопровождать этот состав под землёй, были в усечённом варианте», - заявил заместитель руководителя государственной инспекции труда в Свердловской области Валерий Морозов.

Именно Беляков впоследствии и оказался на скамье подсудимых. Как установило следствие, он обеспечивал пополнение склада взрывчатых материалов взрывчаткой и средствами инициирования взрыва для проведения горных работ.

«23 декабря 2009 г. по его заявке на погрузочно-разгрузочную площадку надшахтного здания было поставлено взрывчатое вещество аммонит массой около четырёх тонн, а также средства инициирования взрыва (детонирующий шнур, электродетонаторы, устройства замедления взрыва). После этого в нарушение требований безопасности средства инициирования были погружены в один вагон с аммонитом. При этом вагон был загружен выше бортов, что повлекло его неполное накрывание крышками. Загруженные вагоны были спущены в шахту "Естюнинская" на глубину 180 метров и направлены в сторону подземного расходного склада взрывчатых материалов», - говорилось в официальном заявлении прокуратуры.

Геннадию Белякову грозило до семи лет лишения свободы, но он признал вину и попросил рассмотреть дело в особом порядке. Суд назначил наказание в виде трёх лет лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении.

После событий в Нижнем Тагиле в стране начались массовые прокурорские проверки шахт. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, неоднократно сталкивавшийся с подобными авариями, распорядился в трёхдневный срок проверить угольные шахты региона и обратить особое внимание на безопасность перевозки взрывчатых веществ.
Также по результатам проверки Ростехнадзора на ВГОКе объявили особый режим соблюдения правил техники безопасности.

«Особое внимание при проверках уделяется складированию, транспортировке и использованию взрывчатых материалов на всех шахтах и карьерах ВГОКа, а также обеспечению безопасных условий труда. Для исключения ЧП в будущем специалисты проектного отдела ВГОКа разработали конструкцию специального безопасного вагона для перевозки взрывчатых материалов. В ближайшее время ВГОК рассчитывает получить разрешение надзорных органов на его применение. В 2010 году начинается промышленная эксплуатация вагонов новой конструкции во всех шахтах комбината. Параллельно специалисты ВГОКа готовят эскиз новой изоляционной крышки для вагона, которая предотвратит возгорание взрывчатых материалов в случае замыкания контактного провода», - сообщал департамент предприятия по связям со СМИ.

Отметим, с 2010 года шахты ВГОКа неоднократно попадали в СМИ вследствие аварий и несчастных случаев. Только в 2014 году они унесли жизни двух человек. Последнее происшествие, в котором погиб молодой рабочий, произошло на шахте «Магнетитовая» в конце октября. С 2013 года владельцем ВГОКа стала группа компаний НПРО «Урал».

Автор: Наталья Вахонина
Фото: KP.Ru, соцсети
Видео: vesti.ru