Самая массовая трагедия в истории Нижнего Тагила

Автор: Оксана Исупова

Искалеченные судьбы

Сегодня вся страна празднует День Победы.  Для Нижнего Тагила, по злойиронии судьбы, этот праздник обернулся днем скорби. Трагедия, произошедшая наТеатральной площади 9 мая 1993 года, стала «Кровавым воскресеньем» в историигорода.

Начинался праздничный день как обычно: парад Победы, поздравления ветеранов, легкоатлетическаяэстафета на приз газеты «Тагильский рабочий». В центре города толпился народ.Погода, как вспоминают очевидцы, выдалась теплой и солнечной. После награждениялегкоатлетов, три спортивных самолета ЯК-52 нижнетагильского авиаклуба, началидемонстрационные полеты над акваторией Тагильского пруда и Театральной площадью.Летчики выполняли виртуозные трюки, удивляя жителей города. Групповыевыступления сменили индивидуальные проходы. Два пролетели филигранно, а третийсамолет под управлением Александра Данилова рухнул на землю, прямо на толпу. Упав,корпус еще 50 метровбороздил по людям, калеча, рубя, унося за собой человеческие жизни. Следыкрови, оставшиеся на площади, не удалось смыть до конца. Чтобы избавиться ототпечатков катастрофы, было решено положить новый слой асфальта передДрамтеатром.

Нина Ивановна Смирнова находилась на площади в тот деньвместе с дочерью Светланой и маленьким внуком Артемкой. Злополучный самолет сделалженщин инвалидами.

- Ощущение такое, будтобы все случилось вчера, а прошло уже двадцать лет… Помню, как мы оказались наземле в результате сильного удара. Мама была без сознания, а я все видела… – рассказывает Светлана Смирнова. - Видела, как она лежит вся в крови. Моегосынишку Артема, на момент трагедии ему было всего два с половиной годика,выбросило из коляски. Он получил травму головы. Я лишилась одной ноги, а вотмама потеряла обе… Отчетливо помню ту панику, шок, суету. Ко мне подбежалмужчина, и спросил: «Это ваш ребенок?», я кивнула. Артемку очень далекооткинуло. У меня спросили адрес, куда можно отвезти ребенка. Ну, а потомбольницы, операции… Пока мы с мамой лежали по больницам, сынишка оздоравливалсяв санатории, был под присмотром родственников… Эта страшная трагедия,вспоминать о которой очень больно. Люди потеряли детей… Никакое время не залечитран... 

 - У дочки нет правой ноги. Левая ступня послеаварии просто болталась, ее пришили. Также у Светы был открытый перелом костейниже колена. Трагедия случилось 9 мая, а из больницы дочь выписали лишь вфеврале 1994 года. На этом ее мучения не закончились, - вспоминает Нина Ивановна. - Когда мы приехали в Москву напротезирование, ко мне обратился научный сотрудник со словами: «Мамаша,придется ногу вашей дочке ломать». Я, конечно, заплакала, услышав это. Но,потом взяла себя в руки, ведь надо было ее поддержать. Новая операцияпродлилась шесть часов. 

Восемь детей навсегдаостались  на Театральной площади 

Известно, что катастрофа унеслажизни 19 человек. Почти половину погибших - дети. Одной из них, Наташе Шмаковойбыло всего 11 лет. Вместе с другой погибшей - Женей Додулиной, девочка пришлана площадь поболеть за брата Серёжу, который участвовал в эстафете. Посленаграждения спортсменов, подруги решили остаться на площади, посмотретьавиашоу. Остались, как выяснилось навсегда…
Из воспоминаний Софьи Шмаковой, мамы Наташи:

- Я услышала о катастрофе в больнице, где лежала на тот момент. Пришла в процедурный кабинет на укол, тамувидела телерепортаж о падении самолета. Сотовых телефонов тогда не было, япозвонила соседям на домашний. Они сказали, что только что видели старшего сынаСергея. Тот катался на велике возле нашего дома. После этого, даже как-тоуспокоилась, потому что утром меня навещал муж, он сказал, что Наташа дома, асын на эстафете, бегает за школу. Это потом я узнала, что Сережа не простокатался, а разыскивал папу, как раз, чтобы сообщить о самолете, и о сестренке,оставшейся на площади. Муж был в гараже, занимался ремонтом. Они с сыном сразуже побежали в милицию, на Красную, 10. Оттуда, их повезли в морг, на опознаниетела. Так вот и узнали о гибели нашей Наташи... Родственники не решились в тотвечер сообщать мне о трагедии, а лишь на следующее утро приехали в больницу. Яувидела их, и сразу все поняла. Помню, как закричала: «Кто?!». Тот страшныйдень разделил нашу жизнь на две половины… До и после гибели. Наша дочка былаочень доброй и одаренной девочкой. Училась в художественной школе, хорошорисовала. А самое главное, не смотря на юный возраст, как-то чувствовала людей,старалась помочь, всегда находила нужные слова… Вот уже на протяжении 20 лет,из года в год, 9 мая мы едим на кладбище к доченьке. День Победы перестал бытьпраздником для нашей семьи. Теперь это день скорби. Праздничная дата обернуласьгорем, нарушив все планы и мечты.

Кто отвечал перед законом, а кто передсовестью

Черезнесколько минут после трагедии на Театральной площади поднялся настоящий гул.Очевидцев терзал вопрос: «Кто виноват?», «Почему это произошло?». ВоздушныйКодекс СССР запрещал демонстрационные полеты над населенными пунктами. Отступлениеот него, как сообщала «Областная газета» от 1994 года, допускались в порядке,определяемом Совмином СССР. «А нет Совмина СССР, значит, уровень согласованияспустился до областного. Программа полета в области была утверждена, однако небыло речи об одиночных проходах каждого из трех самолетов, не было речи овыполнении над головами зрителей фигур высшего пилотажа, вообще не было речи ополетах над местами скопления людей» - продолжает «Областная газета».

Самолетыдолжны были летать над акваторией Тагильского пруда. Совместным решениемавиаклуба и городской администрации, место полетов было перенесено на площадь.

Судпо делу о трагедии на Театральной площади состоялся в 1994 году. Во время следствия выдвигались самыеневероятные версии случившегося. По одной из них, авиакатастрофу приравнивали кспланированному теракту, которые в «девяностые» не были редкостью. Но этаверсия не подтвердилась. Судебные слушаниядлились две недели. Родственникам погибших и пострадавшим не хватало места взале суда. От тяжелых воспоминаний, людям становилось плохо, приходилось делатьпаузы. За это время Администрация города, не проявила к процессу никогоинтереса. Лишь заместитель главы города Вера Кащенко единожды явилась в залсуда для дачи показаний. На этом все.

Следствие выявило ряднарушений, допущенных при подготовке к полетам. Они и стали причиной катастрофы.Судья Шадрин вынес обвинительный приговор. По мнению суда, виновным оказался ФёдорБушма, лишь два месяца исполняющий обязанности руководителя авиаклуба. Онполучил наказание в виде шести лет колонии-поселения. Подсудимый был взят подстражу в зале суда. Свою вину и.о. руководителя признал лишь частично.

Сторонаобвинения в действиях Администрации города вины почему-то не усмотрела. Своюпозицию прокурор Василий Калинин пояснил следующим примером:

- Вы едите в машине с шофером и страшноспешите. Вы спешите и торопите водителя. Тот давит на газ, выжимает всевозможное из машины. Стрелка спидометра, дрожа, ползет вправо, еще, вправо,еще… Удар – вы сбили пешехода. Отвечать перед судом будет водитель, так как нев ваших, а в его действиях закон усмотрит эту самую причинно-следсвенную связь.А вам отвечать перед совестью.

ФёдорБушма во время катастрофы тоже находился на площади, руководил полётами икомментировал зрелище. Пословам близких, он с болью вспоминает о том дне, каждый год 9-го мая стараетсялишний раз не выходить на улицу. Двадцать лет Фёдор Бушма не давал комментариижурналистам.

Для меня это большая трагедия, о которой не хочется вспоминать. Самолетпролетел над моей головой. Я потерял друзей, товарищей. Я свое отсидел, понеснаказание. То, что осталось внутри, то, что снится по ночам – это мое,личное…  На суде было сказано все. Нашправедный суд вынес мне одному обвинительный приговор, не посчитав нужнымразобраться. Никаких апелляций с моей стороны не было. Я своё отсидел.
Одному из пострадавших - Матвею Трухнину авиаклуб до сих пор выплачиваетденежную компенсацию.
Администрация города оказывает поддержку наиболее тяжелым жертвам трагедии.Сейчас их, включая Трухнина и Смирновых, осталось четыре человека. Все - инвалиды первой группы.
Как сообщила Агентству новостей «Между строк» начальник управления социальныхпрограмм и семейной политики Лия Мигунова, эти люди получают ежемесячноемуниципальное пособие в размере государственной пенсии.

-  Помимо пенсии, ежегодно, город выделяет пятьсоттысяч рублей, которые делятся между четырьмя пострадавшими. Оплачиваются услугисоциального работника для семьи Смирновых. Каждый год все четверо отдыхают всанаториях. Несмотря на официальное постановления суда, о том, что впроизошедшей катастрофе вины Администрации нет, город продолжает помогатьжертвам – поясняетЛия Мигунова.

Город оплатил похороны 19-ти погибших. Спустя год, на местетрагедии установили памятник. На его открытии мэр Николай Диденко произнес следующиеслова:
- Этот мемориальный знак не только вечнаяпамять о трагическом событии, но и постоянное напоминание о том, как хрупкачеловеческая жизнь, и как бережно к ней надо относиться.

С тех пор каждый год в деньтрагедии, в 7:50 утра, чиновники администрации города возлагают цветы кпамятнику жертвам самолёта. В год двадцатилетия самой массовой катастрофыисключения не сделали – 10 минут скорби о случайных жертвах. Затем день пройдетпо традиционному праздничному сценарию – парад Победы, эстафета на приз газеты«Тагильский рабочий».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 лет спустя…

- Пережить пришлосьмногое. Но мы остались живы. Поддерживаем друг друга, боремся с трудностями, неопускаем руки, и даже стараемся хорошо выглядеть. Мой сын Артем, теперь ужесовсем взрослый. В этом году он заканчивает Педагогическую академию,физико-математический факультет. Все эти годы, мы, несмотря на полученныетравмы, занимались ребенком.  Выписываликниги, смотрели, чтобы он хорошо учился. Порой, помогал социальный работник,сводить сына в ту же поликлинику, иногда сама нанимала такси. Одним словом,боролись и боремся с трудностями, как можем – не падает духом  пострадавшая Светлана Смирнова. 

 

При подготовке материала использованы фотографии из архива семьи Шмаковых, а так жефотокорреспондентов Тимофея Дубинина и Аркадия Чернышева, опубликованные насайте газеты «Тагильский вариант»