В нашей рубрике преобладают истории с печальным концом — исторические здания в Нижнем Тагиле, не избалованные заботой и вниманием властей, постепенно разрушаются под воздействием времени и природных сил. Спастись и обрести вторую жизнь удаётся единицам. А зданию, о котором пойдёт речь сегодня, не повезло дважды. У него вообще очень необычная история: оно было и небольшим пивным заводиком, и даже фабрикой ёлочной игрушки. Дмитрий Кужильный написал для нас очень печальную, но интересную историю «заброшки» на улице Черных, 25а.
По всем признакам это здание должно было попасть в реестр памятников истории, который с 1965 года составлялся ВООПиК — Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. Однако тогда, в 1960-х, в реестр оно не попало из-за своего происхождения: человек, построивший его, прославился в истории Урала как аферист и мошенник. Через 13 лет зданию не повезло снова. Когда в 1978 году вступил в действие всесоюзный закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры», оно уже было признано непригодным к эксплуатации и стояло необитаемым. Последний владелец здания (фабрика ёлочной игрушки) к тому времени уже переехал на улицу Байдукова.
История здания, стоявшего некогда на углу Липового тракта и Черных (Тагильский Криуль), началась ещё во второй половине XIX века, когда в 1870-х годах в Тагиле появился верхотурский мещанин Николай Степанович Волков. Известно о нём было немного: имел Николай Степанович небольшой прииск, давно уже не приносящий дохода, да дом в Нижней Туре. В Тагил же Волков приехал, как он сам говорил, «в поисках достойной невесты».
Вскоре он действительно женился на девушке из богатой семьи тагильских старателей и предложил новым родственникам продавать золото не в казну, а частным перекупщикам, у которых можно было получить большие деньги. Затея была не просто незаконной, но и опасной: за продажу драгметаллов в обход казны в те времена можно было запросто угодить в Сибирь.
Тем не менее тестю Волкова идея показалась перспективной, и вскоре, собрав у новой родни запасы золотого песка, Николай Степанович отправился в столицу. Там он быстро нашёл перекупщика и, назвав заниженную цену, попросил деньги за всю партию вперёд. Получив деньги, Волков скрылся. Золото он продал в казну, а вернувшись в Тагил, объявил родственникам жены, что на обратном пути его ограбили. Старики погоревали, но в суд на зятя подавать не стали: уж очень правдиво рассказывал аферист о своих «злоключениях». Через несколько лет Николай Степанович, записавшись купцом, взял в долгосрочную аренду в месте слияния улиц Тагильский Криуль и Этапной несколько ветхих домов и большой участок пустующей земли. Избушки Волков продал на дрова, а на освободившемся месте выстроил себе двухэтажный дом и пивоваренный заводик, продукция которого быстро стала популярной у тагильчан. Спустя год предприятие пришлось расширять: в Тагиле появился спрос на дрожжи. Позади завода новоявленный купец разбил сад, засадив его кедрами, лиственницами и липами, разбил клумбы с цветами, устроил беседки для отдыха, летнюю эстраду, где по праздникам весь день играл оркестр, и танцплощадку на насыпном кургане.
Скоро Волковский сад стал популярным местом отдыха нижнетагильских мещан и разночинцев. Позднее купец окружил сад кирпичной оградой с арочными воротами с трёх сторон и соорудил высокую смотровую башню. Гуляния в саду обычно продолжались всю ночь напролёт, а хозяин и его жена следили, чтобы никто из гостей не скучал.
В начале ХХ столетия предприятие Николая Степановича не выдержало конкуренции с такими воротилами питейного бизнеса, как Поклевские и Злоказовы, и чтобы избежать разорения, Волков продал завод и сад Верхотурскому земству, а сам уехал в Санкт-Петербург.
Земство распорядилось заводом разумно и дальновидно, в 1911 году устроив в нём учебно-показательные мастерские Выйского земского училища.
В мастерских учащиеся обучались кузнечному, слесарному, столярному, токарному и литейному делу. Здесь же готовили водопроводчиков, столяров-краснодеревщиков, электриков. Мастерские были очень хорошо оборудованы, производственные классы освещались электричеством. В здании мастерских работали библиотека и музей. Учащиеся поддерживали в хорошем состоянии и бывший Волковский сад, который стал называться Земским садом.
После Октябрьской революции и Гражданской войны показательные мастерские и Земский сад были национализированы. Сад переименовали в парк, присвоив ему имя писателя А. М. Горького, а здание мастерских отдали в распоряжение ФЗУ и в аренду различным артелям, которые в основном специализировались на оказании населению мелких бытовых услуг.
В конце 1930-х годов в здание бывших показательных мастерских переехала «Артель имени 3-й пятилетки», которая занималась изготовлением изделий из дерева, фанеры и картона и... ёлочных игрушек. Причём это были не ёлочные украшения из ваты и папье-маше, а стеклянные игрушки, которые расписывали вручную. Первыми такими игрушками стали наборы на тему восточных сказок: старик Хоттабыч и Алладин, турецкие пираты и персидские царевны, а также кремлёвские звёзды и стеклянные бусы. В 1940 году была выпущена серия, включавшая Деда Мороза, Снегурочку и снеговиков. К концу 1950-х «Артель имени 3-й пятилетки» разрослась и заняла почти все пригодные помещения в бывших показательных мастерских. В середине 1960-х годов горисполкомом Нижнего Тагила было принято решение преобразовать артель в Нижнетагильскую фабрику детской игрушки. В состав фабрики вошли стеклодувный цех в здании бывших мастерских, картонажный цех на улице Вогульской и цех детской игрушки на Малой Кушве.
Стеклодувный цех проработал в старинном здании до середины 1970-х годов. Работники производства жаловались, что здание разрушается: проваливались полы, крошился кирпич в оконных проёмах, в некоторых помещениях обрушилась крыша. В начале 1978 года было принято решение о переносе всего производства на улицу Байдукова, и в ноябре того же года бывший пивоваренный завод купца Волкова покинули последние рабочие фабрики детской и ёлочной игрушки.
Здание бывшего завода Н. С. Волкова и учебно-показательных мастерских в начале 80-х гг. (фото неизв. авт. / фрагмент ориг. изображения) (http://historyntagil.ru/images3/626.jpg)
Здание бывшего завода Н. С. Волкова и учебно-показательных мастерских в начале 80-х гг. (фото неизв. авт. / фрагмент ориг. изображения) (http://historyntagil.ru/images3/626.jpg)
Более 20 лет простояло здание на углу улиц Черных и Липовый тракт, медленно разрушаясь и пугая проходящих мимо жителей Выи своим мрачным видом. Хотя часть построек, находящихся во дворе «заброшки», всё ещё использовалась коммунальными службами ЖЭУ ВМЗ, а само здание охранялось сторожами вплоть до начала 1990-х. Тогда же уцелевшие помещения стали сдавать в аренду частным предпринимателям или кооперативам. О том, чтобы восстановить здание или хотя бы присвоить ему статус историко-архитектурного памятника, никто не помышлял...
Осенью 1999 года в городе была зарегистрирована Нижнетагильская община Новоапостольской Церкви, руководители которой обратились в администрацию города с просьбой выделить общине какое-либо помещение для открытия в нём церкви. Тогда «отцы города» предложили святым отцам эту «заброшку», которая уже давно просилась на снос.
Новоапостольская церковь, построенная на месте бывших учебно-показательных мастерских земского училища (фото: Артём Тимашев, 2021 г.) (с разрешения автора)
Новоапостольская церковь, построенная на месте бывших учебно-показательных мастерских земского училища (фото: Артём Тимашев, 2021 г.) (с разрешения автора)
О бывшем пивоваренном заводе Николая Степановича Волкова, бывших учебно-показательных мастерских земского училища и бывшем стеклодувном цехе фабрики детской игрушки в наши дни напоминают только чудом сохранившиеся подсобные помещения, некогда отделявшие предприятие от сада. В одном из них работает шиномонтажная мастерская, но остальные помещения уже много лет необитаемы.
(фото: Артём Тимашев, 2021 г.) (с разрешения автора)
(фото: Артём Тимашев, 2021 г.) (с разрешения автора)
(фото: Артём Тимашев, 2021 г.) (с разрешения автора)
(фото: Артём Тимашев, 2021 г.) (с разрешения автора)
(фото: Артём Тимашев, 2021 г.) (с разрешения автора)
(фото: Артём Тимашев, 2021 г.) (с разрешения автора)
(фото: Артём Тимашев, 2021 г.) (с разрешения автора)
(фото: Артём Тимашев, 2021 г.) (с разрешения автора)
Куда более счастливой оказалась судьба Волковского сада. Зелёное детище купца-пивовара было единственным местом проведения культурного досуга в районе, который населяли преимущественно рабочие. Сад пережил с десяток реконструкций, которые не всегда шли ему на пользу, но по сей день является одним из любимых мест отдыха жителей Выи. Но это уже другая история...