От пивзавода до фабрики ёлочной игрушки. Тагильская заброшка на Черных, которой не повезло дважды

Аватар пользователя Дмитрий Кужильный
От пивзавода до фабрики ёлочной игрушки. Тагильская заброшка на Черных, которой не повезло дважды

В нашей рубрике преобладают истории с печальным концом — исторические здания в Нижнем Тагиле, не избалованные заботой и вниманием властей, постепенно разрушаются под воздействием времени и природных сил. Спастись и обрести вторую жизнь удаётся единицам. А зданию, о котором пойдёт речь сегодня, не повезло дважды. У него вообще очень необычная история: оно было и небольшим пивным заводиком, и даже фабрикой ёлочной игрушки. Дмитрий Кужильный написал для нас очень печальную, но интересную историю «заброшки» на улице Черных, 25а.

По всем признакам это здание должно было попасть в реестр памятников истории, который с 1965 года составлялся ВООПиК — Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. Однако тогда, в 1960-х, в реестр оно не попало из-за своего происхождения: человек, построивший его, прославился в истории Урала как аферист и мошенник. Через 13 лет зданию не повезло снова. Когда в 1978 году вступил в действие всесоюзный закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры», оно уже было признано непригодным к эксплуатации и стояло необитаемым. Последний владелец здания (фабрика ёлочной игрушки) к тому времени уже переехал на улицу Байдукова.

История здания, стоявшего некогда на углу Липового тракта и Черных (Тагильский Криуль), началась ещё во второй половине XIX века, когда в 1870-х годах в Тагиле появился верхотурский мещанин Николай Степанович Волков. Известно о нём было немного: имел Николай Степанович небольшой прииск, давно уже не приносящий дохода, да дом в Нижней Туре. В Тагил же Волков приехал, как он сам говорил, «в поисках достойной невесты».

Николай Степанович Волков (портрет неизв. авт., 1880-е гг. / общ. достояние)
(http://historyntagil.ru/images3/621.jpg)

Вскоре он действительно женился на девушке из богатой семьи тагильских старателей и предложил новым родственникам продавать золото не в казну, а частным перекупщикам, у которых можно было получить большие деньги. Затея была не просто незаконной, но и опасной: за продажу драгметаллов в обход казны в те времена можно было запросто угодить в Сибирь.

Тем не менее тестю Волкова идея показалась перспективной, и вскоре, собрав у новой родни запасы золотого песка, Николай Степанович отправился в столицу. Там он быстро нашёл перекупщика и, назвав заниженную цену, попросил деньги за всю партию вперёд. Получив деньги, Волков скрылся. Золото он продал в казну, а вернувшись в Тагил, объявил родственникам жены, что на обратном пути его ограбили. Старики погоревали, но в суд на зятя подавать не стали: уж очень правдиво рассказывал аферист о своих «злоключениях». Через несколько лет Николай Степанович, записавшись купцом, взял в долгосрочную аренду в месте слияния улиц Тагильский Криуль и Этапной несколько ветхих домов и большой участок пустующей земли. Избушки Волков продал на дрова, а на освободившемся месте выстроил себе двухэтажный дом и пивоваренный заводик, продукция которого быстро стала популярной у тагильчан. Спустя год предприятие пришлось расширять: в Тагиле появился спрос на дрожжи. Позади завода новоявленный купец разбил сад, засадив его кедрами, лиственницами и  липами, разбил клумбы с цветами, устроил беседки для отдыха, летнюю эстраду, где по праздникам весь день играл оркестр, и танцплощадку на насыпном кургане. 

Курган, где некогда находилась танцплощадка Волковского сада, сохранился до наших дней (фото: С. Власов / фрагмент ориг. изображения)
(http://historyntagil.ru/history/images/649.jpg) 

Скоро Волковский сад стал популярным местом отдыха нижнетагильских мещан и разночинцев. Позднее купец окружил сад кирпичной оградой с арочными воротами с трёх сторон и соорудил высокую смотровую башню. Гуляния в саду обычно продолжались всю ночь напролёт, а хозяин и его жена следили, чтобы никто из гостей не скучал.

В начале ХХ столетия предприятие Николая Степановича не выдержало конкуренции с такими воротилами питейного бизнеса, как Поклевские и Злоказовы, и чтобы избежать разорения, Волков продал завод и сад Верхотурскому земству, а сам уехал в Санкт-Петербург.

Земство распорядилось заводом разумно и дальновидно, в 1911 году устроив в нём учебно-показательные мастерские Выйского земского училища. 

Показательные мастерские (фото неизв. авт., 1914 г. / фрагмент ориг. изображения)
(http://historyntagil.ru/images/704.jpg)

В мастерских учащиеся обучались кузнечному, слесарному, столярному, токарному и литейному делу. Здесь же готовили водопроводчиков, столяров-краснодеревщиков, электриков. Мастерские были очень хорошо оборудованы, производственные классы освещались электричеством. В здании мастерских работали библиотека и музей. Учащиеся поддерживали в хорошем состоянии и бывший Волковский сад, который стал называться Земским садом. 

После Октябрьской революции и Гражданской войны показательные мастерские и Земский сад были национализированы. Сад переименовали в парк, присвоив ему имя писателя А. М. Горького, а здание мастерских отдали в распоряжение ФЗУ и в аренду различным артелям, которые в основном специализировались на оказании населению мелких бытовых услуг.

Арочные ворота Волковского сада (фото: С. Власов / фрагмент ориг. изображения)
(http://tagil-press.ru/wp-content/gallery/foto-vyja-tagil/kino_page-0003-4.jpg)

В конце 1930-х годов в здание бывших показательных мастерских переехала «Артель имени 3-й пятилетки», которая занималась изготовлением изделий из дерева, фанеры и картона и... ёлочных игрушек. Причём это были не ёлочные украшения из ваты и папье-маше, а стеклянные игрушки, которые расписывали вручную. Первыми такими игрушками стали наборы на тему восточных сказок: старик Хоттабыч и Алладин, турецкие пираты и персидские царевны, а также кремлёвские звёзды и стеклянные бусы. В 1940 году была выпущена серия, включавшая Деда Мороза, Снегурочку и снеговиков. К концу 1950-х «Артель имени 3-й пятилетки» разрослась и заняла почти все пригодные помещения в бывших показательных мастерских. В середине 1960-х годов горисполкомом Нижнего Тагила было принято решение преобразовать артель в Нижнетагильскую фабрику детской игрушки. В состав фабрики вошли стеклодувный цех в здании бывших мастерских, картонажный цех на улице Вогульской и цех детской игрушки на Малой Кушве.

Стеклодувный цех проработал в старинном здании до середины 1970-х годов. Работники производства жаловались, что здание разрушается: проваливались полы, крошился кирпич в оконных проёмах, в некоторых помещениях обрушилась крыша. В начале 1978 года было принято решение о переносе всего производства на улицу Байдукова, и в ноябре того же года бывший пивоваренный завод купца Волкова покинули последние рабочие фабрики детской и ёлочной игрушки.

Более 20 лет простояло здание на углу улиц Черных и Липовый тракт, медленно разрушаясь и пугая проходящих мимо жителей Выи своим мрачным видом. Хотя часть построек, находящихся во дворе «заброшки», всё ещё использовалась коммунальными службами ЖЭУ ВМЗ, а само здание охранялось сторожами вплоть до начала 1990-х. Тогда же уцелевшие помещения стали сдавать в аренду частным предпринимателям или кооперативам. О том, чтобы восстановить здание или хотя бы присвоить ему статус историко-архитектурного памятника, никто не помышлял...

Осенью 1999 года в городе была зарегистрирована Нижнетагильская община Новоапостольской Церкви, руководители которой обратились в администрацию города с просьбой выделить общине какое-либо помещение для открытия в нём церкви. Тогда «отцы города» предложили святым отцам эту «заброшку», которая уже давно просилась на снос.

О бывшем пивоваренном заводе Николая Степановича Волкова, бывших учебно-показательных мастерских земского училища и бывшем стеклодувном цехе фабрики детской игрушки в наши дни напоминают только чудом сохранившиеся подсобные помещения, некогда отделявшие предприятие от сада. В одном из них работает шиномонтажная мастерская, но остальные помещения уже много лет необитаемы.

Куда более счастливой оказалась судьба Волковского сада. Зелёное детище купца-пивовара было единственным местом проведения культурного досуга в районе, который населяли преимущественно рабочие. Сад пережил с десяток реконструкций, которые не всегда шли ему на пользу, но по сей день является одним из любимых мест отдыха жителей Выи. Но это уже другая история...

(фото: Артём Тимашев, 2021 г.)
(с разрешения автора)