НТМК отметил День металлурга производством колёс для Америки

Полностью модернизированный и автоматизированный колесобандажный цех ЕВРАЗ-НТМК накануне главного праздника заводчан получил полную загрузку. Пройдя испытания ассоциации американских железных дорог (AAR – прим.), предприятие получило соответствующий сертификат на поставку железнодорожных колёс в Северную Америку. Это событие стало поводом для того, чтобы показать журналистам процесс появления стального колеса на свет: от металлической заготовки до отправки на склад.

 

«Эта часть цеха очень похожа на лесопилку», - говорит журналистам Николай Теляшов, технический директор дивизиона железнодорожного проката ЕВРАЗ-НТМК, ставший гидом на время пресс-тура. Несколько пил с шумом вгрызаются в стальные «брёвна», разделывая их на заготовки весом примерно в полтонны каждая. Кран-балки подтаскивают распиленные цилиндры к месту их подачи в печь. Всюду снуют рабочие, следящие за тем, чтобы процесс шёл непрерывно. Как выяснилось позже, это была самая оживлённая часть цеха.
«Подача и обработка всех материалов на линии ведется автоматически. В обязанности работников входит лишь контроль и своевременная замена износившихся элементов», - заявляет Николай Теляшов.  И действительно, встретить рабочих, изнывающих от жары раскалённого металла, вручную перетаскивающих и прессующих заготовки, как с картинок советской пропаганды, не удалось.

   

Манипуляторы, прессы, самостоятельно катающиеся тележки и ни одного человека в каске, если не считать группу журналистов, внимательно разглядывающую процесс. Все рабочие – в комнатах управления. Перед каждым – полноценный компьютер с несколькими мониторами. На полную автоматизацию производства колёс для грузовых вагонов у комбината ушло несколько лет. Каждый из агрегатов – практически гордость колесобандажного цеха. Собранные в одну линию, они дали возможность предприятию стать одним из немногочисленных поставщиков качественной продукции из стали на мировой рынок. По сведениям специалистов, во всём мире насчитывается не более пяти конкурентов ЕВРАЗ-НТМК в сфере производства железнодорожных колёс.

«Сейчас мы сертифицированы по стандарту AAR и отгружаем продукцию уже напрямую для производства вагонов, а не для испытаний, – подчёркивает Николая Теляшов, - Для испытаний мы недавно получили европейский сертификат на поставку пробных партий и колёс».

В пресс-службе предприятия уточняют: речь идёт о сертификате соответствия TSI от железнодорожного исследовательского института Výzkumný Ústav ?elezni?ní (VUZ, Чешская республика – прим.). Это открывает путь предприятию на западноевропейские рынки.

   

Доверие качеству продукции ЕВРАЗ-НТМК было и остаётся на самом высоком уровне. Сам факт того, что колёса изготовлены из уральской стали, популярной ещё со времён Демидовых, уже даёт фору предприятию. На самой линии постоянно работают измерительные приборы, которые сверяют колесо с нормативами на всех стадиях изготовления.

«Лазерный измеритель геометрии, который проверяет горячее колесо по 17 различным параметрам, и персонал имеет возможность проводить корректировку в режиме онлайн, в случае, если обнаруживаются отклонения», - рассказывает Теляшов. А уже готовые колёса дополнительно проверяются вручную.

   

«Контроль геометрии колеса на выходе у нас ручной – это требование американского стандарта. Они в лазеры сильно не верят и доверяют только тем шаблонам, которые поставляет нам компания «Винчестер». Такая здесь приёмка интересная. Это, конечно, не значит, что мы сами не можем такие шаблоны сделать, просто за границей очень уважают фирму «Винчестер», - пояснил технический директор дивизиона железнодорожного проката.

Стоит отметить, что стандарты производства стальных колёс в России и на североамериканском континенте значительно отличаются друг от друга. Главное отличие заключается в том, что в странах нового света не принято многократное повторное использование этого продукта: в случае износа колесо обтачивается только один раз, а затем отправляется в утиль. Фактически это отражается в том, что колёса для отечественного рынка значительно толще – 957 миллиметров для наших вагонов против 920 для зарубежных.

«Был один такой интересный момент. Комитет, принимавший нашу заявку, посмотрел на колёса для российского рынка и задумался об изменениях своего стандарта. Это такое двустороннее движение: мы совершенствуем свои стандарты, и то же самое делает американская сторона», - добавил Теляшов незадолго до того, как попрощаться с журналистами.

Агентство новостей «Между строк»