«Не позорьтесь!» Режиссёры и критики призывают Молодёжный театр Нижнего Тагила перестать писать Путину и заняться искусством

Свердловские режиссёры и критики призвали муниципальный Молодёжный театр Нижнего Тагила всецело заняться искусством, а не растрачиваться на скандалы. В первых числах августа артисты этого театра записали видеообращение к президенту Владимиру Путину, в котором пожаловались на непрекращающийся конфликт между директором и худруком и на низкие зарплаты. Реакции от властей, на которую рассчитывали актёры, пока не последовало. Разве что член Комиссии по развитию культуры и сохранению духовного наследия Общественной палаты РФ Денис Кирис попросил врио губернатора Свердловской области разобраться в ситуации. Во время опроса АН «Между строк» уральских режиссёров стало понятно, что о конфликте знает всё театральное сообщество Свердловской области, знает и стыдится его.

Николай Коляда, режиссёр, драматург:

«Обратиться к президенту, я считаю, можно только в том случае, если чиновники перестали театру давать денег, зарплаты маленькие, когда жить невозможно театру. Но так рассуждать – приедет барин, барин нас рассудит – немножко смешно. Что он должен увидеть и рассудить? Сами могут всё решить. Вейде я знаю много лет, но живу в другом городе и не знаю всей ситуации. Понять, кто прав, кто виноват, невозможно. Но худой мир лучше доброй ссоры, надо сесть и договориться, потому что то, что делают сейчас стороны, – это просто позорят свой театр, звание актёров, режиссёров, звание учреждения культуры. Ну нельзя так! Чего воевать-то… Отвратительно, некрасиво это... Столько сил, столько нервов! К президенту обращаются уже. Неужели найти общий язык нельзя? Добьются того, что закроют их или расформируют. И не будет Молодёжного театра в Нижнем Тагиле. Это хорошо что ли? Хочется просто сказать: не позорьтесь, ни та, ни другая сторона».

Наталья Решетникова, театральный критик, заслуженный работник культуры России:

«Я считаю ситуацию очень некрасивой, вредной, нервной, разрушающей творчество. Кто прав и виноват, уже сложно разобраться, но то, что это такими методами решается в театре, ни о чём хорошем не говорит. Это признаки большой болезни.

То, что театр давно замолк, – факт. В театральном пространстве Екатеринбурга и области Молодёжный театр не звучал давно. Театральных свершений, свежих идей нет, и желания приехать в этот театр нет давным-давно. А [директор театра] Юлия Журавлёва показалась мне человеком слушающим, умеющим признавать свои ошибки. Это не чиновница, которая подпёрла бока и считает, что всё знает. Когда я наблюдала, как готовился фестиваль студенческих спектаклей, стало ясно: это человек живой и желающий что-то изменить. [Режиссёр театра] Татьяна Захарова тоже пытается заниматься творчеством, она более современный человек, у неё есть школа, есть желание работать. Насколько я слышала от некоторых артистов, с ней интересно независимо от результата. Это очень важно. Она берёт материал, который никогда бы не появился в этом театре. Она думает об артистах, как их раскрыть. Вообще я считаю, что всем должна быть предоставлена возможность работать, в том числе Владимиру Давыдовичу [Вейде]. Чтобы каждый доказывал не скандалами, а делом, творчеством свою правоту. Не бывает в театре по-иному. Кстати, как интересно жить в театре, знает Коляда. Он так занимает своих актёров работой, что ни на что другое у них нет времени. Рецепт прост – надо дело делать».  

Татьяна Стрежнева, заместитель председателя Свердловского отделения Союза театральных деятелей России:

«Городские власти должны были давно принять серьёзное решение, но они, видимо, не могут пока этого сделать, так что дело дошло до президента. Чего этим добиваются артисты? Они сделали это себе в плюс? Я думаю, что нет. Самое главное для театра – художественный результат. Всё остальное – внутритеатральные интриги, которые ни к чему хорошему не приведут.

Да, Вейде создал этот театр, ему пошли власти навстречу, и в отдалённом районе появился театр – это замечательно и хорошо. Но работа театра оценивается по художественному результату. Если есть художественный результат, значит, театр жив. К чему стремится этот театр? К существованию, когда мало зрителей, никто не ходит, никто не смотрит? Это нормально или нет? Юлия Журавлёва ищет способы продвинуть театр вперёд. К сожалению, с Владимиром Давыдовичем этого не происходило. Татьяна Захарова – непростой режиссёр, но современный, и зритель на её спектакли идёт.

Артисты хотят большую зарплату, хотят жить хорошо. Все этого хотят. Но ребята, выдавайте тогда тот художественный результат, который устраивал бы всех – и зрителей, и критиков. Министр культуры Светлана Учайкина об этом знает, она сама человек театральный, очень переживает эту ситуацию и волнуется. Она не видела спектаклей этого театра, но, полагаю, будет опираться на мнение экспертов, критиков. Думаю, в ближайшее время состоится какое-то совещание и обязательно будут предприняты какие-то действия». 

Игорь Булыгин, художественный руководитель Нижнетагильского драматического театра, заслуженный артист России:

«Записывать обращение к президенту – это нечестно, неправильно. Проблему муниципального театра можно решить в рамках города. Не стоит президента отвлекать по пустякам. Мне кажется, в городе существует масса других проблем и здесь не требуется вмешательства даже главы города.

Вот уже долгое время есть конфликт, он почему-то всё время выносится за рамки театра. Артистам Молодёжного театра больше нравится ругаться, своё грязное бельё выставлять на общее обозрение – пусть найдут в себе силы и уйдут из театра. Или сделают свой частный театр, чтобы не было вопросов, почему на деньги налогоплательщиков существует такая проблема.

Художественный руководитель машет знаменем истории 25-летнего театра. Простите, пожалуйста, но у вас репертуар, который непонятен, здание в плохом состоянии. Чем гордитесь? Может быть, постараться сейчас найти точки соприкосновения и заняться делом, доказать, что ваш театр сильный, и сделать спектакль, который вызвал бы восхищение для начала города, затем области и России?

Многие тагильчане до недавнего времени даже не знали, что ещё один театр в городе есть. Сработала антиреклама, ведь сейчас раскрутка запредельная: ни у драматического, ни у театра кукол нет такой любви СМИ, как у молодёжного. Большего пиара эти люди не делали никогда для своего театра.

Сама ситуация для меня раздражительна. Это кладёт нехорошую тень на слово «театр», мне больно за то, чем я занимаюсь. Я всё время читаю под публикациями злые комментарии, в которых говорится, чтобы артисты шли работать на завод, что артисты – бездельники. Впереди начало театрального сезона, и мне не хочется, чтобы со словом «театр», кроме премьер, побед на фестивалях, существовало мнение, что актёры – богема, им делать нечего. Вот богема, наверное, развлекается тем, что пишет ролики, а те, кто служит театру, создают спектакли».

Агентство новостей «Между строк»

Фото: v-tagile.ru, соцсети