Сейчас мало кто знает, что в XVIII–XIX столетиях была на уральских и сибирских заводах интересная традиция — называть одну из улиц заводского посёлка именем плотинного мастера. Делалось это в знак уважения и признательности, ведь именно от состояния заводской плотины зависела работа всего завода. Плотинный мастер имел на заводах большие привилегии, в число которых входил и выбор места для постройки дома. Собственные дома плотинные мастера строили вблизи своей зоны ответственности, а рядом обычно строились близкие родственники. Так и возникали улочки или улицы, которые назывались именами, а точнее фамилиями, плотинных мастеров. В нашем городе тоже есть такая улица, которая ныне носит имя главного теоретика коммунизма Карла Маркса. Своё нынешнее название она получила в 20-х годах XX века, а до переименования была улицей Шамина.
Надо отметить, что с историей названия этой улицы произошла любопытная коллизия: названная по фамилии плотинного, служившего при демидовском заводе в XIX веке, после революции она была переименована… в улицу Шамина, но уже в честь тагильского революционера Александра Шамина, убитого жандармами в 1907 году во время второй всеуральской стачки рабочих. Тогда Нижнетагильский совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов постановил: «Считать улицу Шамина названной в честь пламенного борца за свободу рабочего класса А. Г. Шамина, зверски замученного в царских застенках в декабре 1907 г.». Но несколько лет спустя выяснилось, что революционер Александр Шамин состоял не в партии большевиков, а представлял социалистов-революционеров (эсеров). Улицу тут же внесли в списки для переименования и в 1931 году дали ей имя Карла Маркса.
Начиналась улица Шамина не там, где сейчас, а «от нулевого столба», что был вкопан возле Зелёного моста. «Нулевым» называли верстовой столб, от которого замеряли все дороги Нижнетагильского завода. Говорят, что дом плотинного стоял где-то рядом с «нулевым столбом». К слову, заканчивалась улица вовсе не в районе железнодорожного вокзала, как сейчас, а примерно в районе нынешней улицы Красноармейской. Последним плотинным на Нижнетагильском заводе был мастер по фамилии Томбасов, который совмещал эту должность с должностью инспектора по надзору за мостами. Говорят, что он занимался ещё и строительными подрядами, но что, где и когда он построил — неизвестно. Ни дом плотинного, ни «нулевой» столб до наших дней не сохранились.
Встав спиной к Зелёному мосту, мы и начнём нашу прогулку по бывшей улице Шамина, а ныне — Карла Маркса, знакомясь по пути с местными достопримечательностями, которых здесь и сегодня пруд пруди, а раньше было ещё больше.
Справа, где сейчас раскинулся сквер Рабочей молодёжи, в 1911 году стояло «пожарное депо» — пожарная часть Тагильского добровольного пожарного общества с большим по тем временам конным обозом. До этого здесь на протяжении 100 лет была дровяная площадь. Слева, на углу улиц Шамина и Средней Ерзовки (ныне — Островского), находился каменный дом главного механика Высокогорского рудника Давида Павловича Епимахова. Дом простоял до середины 1960-х годов.
Перейдя улицу Среднюю Ерзовку, с левой стороны мы могли бы увидеть большой двухэтажный дом фотографов Шестаковых. Дом не дожил до наших дней: на его месте сейчас жилая 9-этажка (Карла Маркса, 1) и магазин «Детский мир».
Следом за домом Шестаковых, через узкий переулок, находится большая усадьба Головановых- Серебряковых, построенная после 1863 года заводским мастером Александром Ефимовичем Серебряковым, который решил завести в Нижнем Тагиле собственное производство инвентаря и железоскобяных изделий. Позднее Серебряков породнился с купеческим семейством Головановых и создал совместное предприятие «Торговый дом Серебряков, Голованов и К». Усадьба дожила до наших дней, получив статус историко-архитектурного памятника, а в 2000-х — объекта культурного наследия. После 1917 года в ней находились рабочее общежитие, служебные квартиры завода им. Куйбышева, городской военный комиссариат.
Напротив серебряковской усадьбы возвышался дом главного уполномоченного Демидовых в Нижнетагильском заводском округе Жонес-Спонвиля — инженера-металлурга и выдающегося управленца. Анатолий Октавович Жонес-Спонвиль родился в 1830 году во Флоренции. Обучение проходил в лучших учебных заведениях Европы, в том числе в знаменитой Горной школе в Париже. Был признанным специалистом в области бессемерования стали. В 1852 году он был принят на службу в Главную контору Демидовых в Петербурге, а через 16 лет переведён на Урал на должность главного уполномоченного. Елим Павлович Демидов называл его «мастером компромиссов» за то, что Жонес-Спонвиль умело гасил конфликты между рабочими заводов и администрацией Главного правления.
Одно время с подачи тагильских краеведов и музейных работников широко обсуждалась версия о том, что Анатолий Октавович являлся внебрачным сыном Павла Николаевича Демидова. Но до сих пор эти сплетни не нашли документального подтверждения. Вне службы Жонес-Спонвиль любил ходить на охоту, коллекционировал минералы и бабочек. После окончания Гражданской войны «дом Жонеса» некоторое время послужил новым властям, а затем был признан аварийным и разобран на дрова. Сейчас на его месте стоит здание колледжа им. Никиты Демидова (бывший индустриально-педагогический техникум).
За домом Жонес-Спонвиля находились два здания: типография мещанина Лебедихина и дом купца Митькина. Эти строения не дожили до наших дней.
Куда больше повезло зданию напротив, которое известно как дом купца Злоказова. Принадлежал он торговому дому «Злоказовы-сыновья и К», который вполне успешно торговал пивом и водкой по всему Екатеринбургскому уезду. Дом был самым нарядным на улице. Его фасады были богато украшены вставками из малахита, а изящное резное крыльцо до сих пор привлекает к себе взгляды прохожих. В городе ещё жива легенда о том, что из этого дома куда-то в сторону пруда тянется подземный ход, где после революции Злоказовы спрятали свои богатства. В легенду верят охотники за кладами и некоторые краеведы, хотя Злоказовы-сыновья уехали из Нижнего Тагила ещё в 1910 году, сдав свой дом в аренду Верхотурскому земству. В советское время здесь долгое время располагались художественные мастерские. Ныне здание находится в плачевном состоянии, но о планах городских властей относительно его ремонта и реставрации ничего не слышно.
Не сохранилось на улице Карла Маркса ещё несколько исторических зданий: дом купца Василия Кожевникова, дом крепостного архитектора Луценко, дом известного тагильского кондитера Пауля Мецгера. Их, не имевших статуса памятника истории и архитектуры, снесли в 60–70-х годах ХХ века, осуществляя планы застройки города.
На чётной стороне улицы внимание прохожих привлекает двухэтажный особнячок, в котором до недавнего времени располагался магазин радиодеталей. Здание принадлежало купцам отцу и сыну Колодкиным и было построено исключительно с целью извлечения доходов.
Здесь же, но по нечётной стороне улицы находится трёхэтажное здание, известное как дом купца Треухова. Первоначально дом выглядел иначе. Построил его известный в Тагиле купец Андрей Иванович Треухов, который занимался скупкой платины и золота, добывал медную и железную руду и торговал всем, что приносило доход. В 1912 году Треухов построил роскошный дом с большим уютным садом. Дом вызывал удивление и восхищение у тагильского обывателя: изысканные оконные переплёты и двери из красного дерева, подоконные доски, украшенные сложным растительным орнаментом, позолота на дверных ручках, красивое чугунное литьё, кованые решётки, огораживающие сад, и собственная паровая котельная в подвале дома. После революции и Гражданской войны дом реквизировали и передали Госбанку.
В 1930-е годы дом был достроен двумя этажами, но при этом строители сохранили многие элементы декора, решётки, литьё и даже двери и окна. Госбанк переехал в специально построенное здание, а в треуховском доме в разное время размещались узел связи, редакция городского радио, редакция газеты, другие советские учреждения, служебные квартиры горисполкома.
Рядом с треуховским домом находился дом мещанина Чиркова, где в дореволюционный период располагались булочная, пекарня, рабочая столовая. В 1911–1916 годах часть дома занимал частный «Аптекарский магазин» провизора Лохтина.
В советское время в этом доме находились библиотека, пивная, магазин ОРСа (отдела рабочего снабжения) завода им. Куйбышева, а в 1970-х на его месте был построен ресторан. В 2000-х здание было приватизировано и ныне сдаётся в аренду.
Здесь, у бывшего Балыковского переулка, в конце XIX века и заканчивалась улица Шамина. В первые годы ХХ столетия улицу продлили до пересечения с нынешней Первомайской.
Продолжение следует…
(с) 2024. Сергей Волков и Дмитрий Кужильный для АН «Между строк»