«К каждой роли подходить, как к последнему, что может случиться». Актёр Ярослав Жалнин провёл мастер-класс в Нижнем Тагиле

Для зрителя московского 28-летний Ярослав Жалнин – актёр театра-студии «Бу...» при Булгаковском доме. Для зрителя российского – Юра из «Гагарин. Первый в космосе». И только для зрителя тагильского – вагонский мальчишка, в 17 лет уехавший покорять столицу. Сам Жалнин к числу покорителей нерезиновой Москвы себя не относит. Он всё тот же «свой в доску парень», ещё не успевший заработать профзаболевание – зазвездиться.
А профессиональный опыт Жалнину приходится и показывать, и доказывать: на театральной сцене, на пробах и съёмках. Есть у молодого актёра и другой опыт – «Как реализовать творческую идею с нуля?» - о котором можно рассказать и которым можно поделиться, например, со своими земляками на мастер-классе. «Я расскажу вам только то, о чём знаю, через что сам прошёл», - начал встречу со студентами и преподавателями факультета искусств НТГСПИ Жалнин.
В теории успеха по-жалнински нет формул, а есть человеческая история. А история – она, конечно, интересней любой формулы.

Кем будешь по жизни?

Этим вопросом, рассуждает Жалнин, рано или поздно задаётся каждый. Сам актёр в детстве мечтал носить милицейские погоны или, на крайний случай, мог стать сварщиком.

«В моём дворе многие хотели быть сварщиками. Кем пойдёшь, спросят. – Сварщиком. Двадцатка в месяц, и всё нормально. Варить всегда что-нибудь надо. Я же хотел поступить в школу милиции. Не взяли меня за месяц до окончания 11 класса. В то время я увлекался КВН-ами, стишками, цирками. Мне казалось: раз я уже пришёл в цирк, значит, я всё умею. Как-то выполнял одно сальто и поломал себе позвоночник. Какой тут может быть цирк. На сварщика надо идти, правильно. А одна знакомая мне сказала, что хорошо было бы поучиться актёрскому мастерству. Я тогда еще подумал, а что, разве актёров ещё и профессионально учат? Выяснилось, действительно учат. Приехав в Москву, я, конечно же, никуда не поступил. В ГИТИСе вылетел после первого выступления перед комиссией, в МХАТе - на последнем туре. Я везде провалился, но помню, как вышел с экзаменов счастливый. Счастливый от того, что попробовал. Говорю отцу: слушай, пап, меня не взяли, но там так классно было».

Дело случая

Попасть в профессию, по мнению Жалнина, можно совершенно случайно, а остаться, закрепиться по воле случая нельзя: работать надо.

«Стоял я на Камергерском переулке где-то в уголке, переживал, возьмут ли меня на конкурс в МХАТ. Ко мне подошла девушка и попросила сфотографироваться для кастинга в новом фильме. Я тогда подумал: какое ещё кино? Но сфотографироваться согласился. В итоге я не поступил и должен был отправиться обратно в Нижний Тагил. Я был уверен, что буду работать во Дворце культуры имени Окунева монтировщиком. Мне так нравилось дёргать все эти верёвки, опускать штанкеты, и я знал: мне и там будет классно. А за два часа до поезда мне позвонили, пригласили на встречу с режиссёром фильма, для которого на улице сфотографировался».

На главную роль «случайного» кино Ярослава утвердили. Пока снимали «Манга», он готовился к очередному поступлению на актёрский, теперь во ВГИК. На этот раз поступил.

«В институте наш курс (а это 30 человек) сразу разделился на две половины. Первая половина - студенты, которые носили треники, показывали разных кошечек, курочек и собачек, приходили на учёбу в девять утра, а уходили в час ночи. Вторая половина – те, которые ждали, что сейчас зайдёт не иначе как Михалков, Бондарчук или Звягинцев. Зайдут вдруг и скажут: ребята, наконец-то вы поступили, вот счастье-то какое! Они ждали, а мы работали. Дело у них так и не пошло. Потому что работать надо».

У страха глаза велики

Сегодня Жалнину есть что терять: более двух десятков ролей в кино и столько же – на театральной сцене. Но и тогда, в 2005, когда только начинал, творческие площадки казались актёру тесными, хотелось реализовывать собственные проекты.

 

«Когда снимаешься впервые, не боишься потерять что-то. Страх возникает, когда чем-то обладаешь. Ещё на съёмках «Манга» я понял: мне мало просто сниматься в кино. Я попросил разрешить мне поработать не только главным героем, но и ассистентом художника по оформлению декораций, администратором, устроился в пост-продакшен. Всё это мне очень нравилось и пригодилось в создании собственного фильма, идея снять который появилась ещё лет десять назад. Можно жить от проекта к проекту. Мне так скучно. Вообще бояться не надо. Нужно искать, пробовать, делать прецеденты. Как-то нам предложили такой эксперимент - аудиоспектакль для абсолютно незрячих детей. Мы сначала такие: как это? что это? А сами сделали спектакль, который играем уже второй год. Там и запахи, и тактильные ощущения, и звуки - всё делаем. Идёт, к примеру, текст, а я стою с вентилятором, на него капли воды попадают и разносятся, будто пеленой застилают. И дети чувствуют на себе, для них это шок какой-то невероятный. Однажды после спектакля один мальчик встал и сказал: «Теперь я знаю, что такое 5D». Для нас это было полное одобрение».

Надо любить

Жалнин много говорил о любви. О любви к жене и родителям, которые приняли его профессиональный выбор, о любви к родной земле – тагильской, о любви к делу, которым занимается. Как реализовать творческую идею? – Полюби! – советует Жалнин.

«Я очень люблю Нижний Тагил. Здесь и люди другие, особенные. Очень талантливые. В планах снять здесь фильм, даже идея есть. Вы знаете, я бы хотел так работать: к каждой роли подходить, как к последнему, что может случиться. Еду как-то в поезде, рассказываю о своей очередной роли без энтузиазма - мол, опять мыло. А меня спрашивают: почему ты так говоришь, почему ты так думаешь? И тут я правда задумался. Не стоит фантазировать себе роль мечты: такой подход обкрадывает твои возможности. Нужно жить здесь и сейчас, по возможности любить то, чем занимаешься, ведь ты тратишь на это своё время, свою жизнь. Помню, я приехал тогда на площадку окрылённый. Все, как обычно, мелодраму снимали, а я работал, как в последний раз».

Автор: Юлия Микрюкова