Французский фотограф Винсент Дюот о дистанциях в кадре и между странами

Французский фотограф Винсент Дюот о дистанциях в кадре и между странами

Сегодня, 29 октября, в галерее Space Place состоится открытие персональной выставки 27-летнего фотографа из Франции Винсента Дюота.

Винсент начинал свой путь в рекламной сфере, он делал и обрабатывал фотографии для журналов, но это быстро наскучило ему, и он занялся художественной съемкой.

Мы встретились с фотографом и поговорили о дистанциях в кадре и между странами.

 

Как всё случилось

Этим летом Евгений (Евгений Комухин, куратор галереи Space place - прим.ред.) написал мне и предложил представить свои работы в Тагиле. Персональных выставок у меня не было, и я начал размышлять, как собрать разные серии снимков в одну экспозицию для конкретного выставочного пространства. Это было достаточно сложно, потому что художественное фото требует от зрителя размышлений и внутренней работы. Вся экспозиция непременно должна быть органичной, цельной и иметь какую-то общую историю. Я нашел выход в том, чтобы примерами из разных серий, которые были сделаны в разное время, представить процесс изменений моих интересов и творческих методов. Эта выставка как медитация над одной картинкой, которая порождает другие. Когда зритель видит работы, у него появляется своя интерпретация, он может воспринимать изображение иначе, чем задумал автор - это нормально. Главное, что зритель должен почувствовать - это степень погружения и работы над идеей, которой был увлечен художник.

Люди

Я привез несколько работ, где изображены  люди, которые переходят улицу и пока ждут нужный сигнал светофора, сталкиваются друг с другом взглядами. Город очень социален, мы постоянно проходим мимо большого количества людей, но если мы останавливаем это мгновение, смотрим в глаза человека чуть больше, то мы становимся похожи на животных и начинаем охранять территорию вокруг себя. Взгляд становится другим - более пристальным, более осмысленным, более наполненным, и я увидел в этом инцидент.  

Предметы

Я начал экспериментировать с дистанцией, искать те же самые идеи, но уже работая с предметами – с бумагой, кусочками дерева и пр. Я снимал эти маленькие предметы достаточно близко, чтобы с первого взгляда зритель не смог понять, что именно изображено в кадре. И здесь дистанция открывает свободу для фантазии –  рождаются различные образы – мы можем увидеть на этих фото пейзаж, созданный нашим сознанием, силуэты людей или вершины скал. Столкновение глазами здесь трансформируется в обман зрения.

Без камеры

Потом я стал думать над темой инцидента в сети, ведь каждый день там появляется огромное количество фотографий. Сейчас мы имеем дело с хорошими компьютерами и найти ошибку достаточно сложно. Однажды, используя программу Google Street View, я поймал момент, когда изображение на экране деформировалось - оно растянулось на секунду, и я сделал принтскрин. Получилась фото на грани реальности и нереальности. Вроде бы, все остается на своих местах, но в то же время что-то меняется, приобретает новые формы, становится пластичным, как будто сейчас создается скульптура.

Тогда я понял, что могу быть фотографом без камеры, просто нажимая кнопку на клавиатуре. Сначала это меня смутило, но потом я подумал, что ничего зазорного в этом нет, ведь я запечатлел момент, который показался мне значимым. Это такой же рабочий процесс, потому что я так же искал эстетику кадра, работая с камерой.

Внутренние диалоги

Потом я максимально сократил дистанцию с предметом исследования и сконцентрировался на своей личности. Я задумался о том, что мы постоянно меняемся, и изменение тела внутри времени сложно увидеть глазами, а в кадре его можно закрепить, этот факт становится осязаемым и материальным. Наши изменения зависят от окружающей среды, от эмоций, которые мы переживаем при взаимодействии с миром. И, конечно, они не являются исключительно внешними. Я погружался внутрь своего сознания и спрашивал себя "Кто я? Я одинок? Эти изменения происходят только во мне или нет?", и эти вопросы я попытался запечатлеть с помощью трансфрормации изображения своего лица и тела.

При создании этой серии я не использовал Photoshop, а работал с интересным оборудованием, которое накладывает изображения друг на друга слой за слоем.

Дистанции реальные и вымышленные

Выставка в Тагиле -  мой первый визит в Россию, до этого представление о русских складывалось из стереотипов - в моем сознании это были строгие и холодные люди, которые держат большую дистанцию. По телевизору мы все время слышим о противостоянии Путина и Обамы, о войнах и санкциях. Сейчас все рвутся в Азию, но никто не хочет ехать в Россию. Когда я сказал родителям, что полечу в Россию, они испугались, сказали: "О, Боже, ты уверен?". Да, я был уверен, и я не чувствую себя здесь одиноким. Я вижу обычных людей, которые в большинстве своем ничем не отличаются от жителей Германии, например. Я вижу знакомые истории и понимаю, что между нами нет каких-то особенных отличий. Если посмотреть на мои фото с улиц Франции - да, можно сказать, что я фотограф из Франции. Но если анализировать остальные серии, то несложно понять, что они интернациональны, на протяжении жизни мы все задаем себе похожие вопросы о своей личности и мире, в котором мы живем. 

АфишаНТ