Фельдшера из Нижнего Тагила судят за медкарты несуществующих пациентов. Врач объявила войну системе и вскрыла масштабную схему воровства бюджетных денег

В Дзержинском суде Нижнего Тагила началось рассмотрение дела фельдшера поликлиники горбольницы № 1 Натальи Николаевой, которая обвиняется в мошенничестве и служебном подлоге. По версии следствия, Николаева отправляла в базу обязательного медицинского страхования (ОМС) карты несуществующих пациентов, чтобы получить вознаграждение за якобы проделанную работу. На судебном заседании представитель прокуратуры сообщил о десяти подобных эпизодах. Наталья Николаева обвинение отвергла, но подтвердила, что в поликлинике под покровительством администрации действует мошенническая схема по программе ОМС. По её сведениям, с 2014 по 2015 год были подделаны как минимум 196 карт пациентов. Николаева утверждает: об этом знал весь медперсонал. Коллеги фельдшера из других медучреждений города заявляют, что это не просто мошенническая схема в отдельно взятой тагильской больнице, а системная проблема всей России.

У поликлиник есть лазейка для получения денег без выполнения медицинских услуг из бюджета страны от компаний, страхующих граждан по системе ОМС.

Страховые компании периодически направляют своих клиентов на диспансеризацию – профилактический осмотр у нескольких специалистов по разным видам заболеваний. В регистратуре поликлиники пациенту выдают бланк с отдельными графами для каждого врача – карту диспансеризации. Он последовательно проходит осмотр у медиков, которые сами заполняют его карту, и в последнюю очередь идёт к терапевту. Тот на основании заключения коллег ставит общий диагноз и при необходимости направляет пациента на лечение. Карта диспансеризации остаётся у терапевта. Он заполняет её и передаёт – обычно через свою медсестру – в отдел поликлиники, где данные из карты вносят в электронную базу ОМС. Оттуда сведения поступают в страховые компании. Там в зависимости от количества специалистов, которые проводили осмотр, и проделанной работы определяют стоимость услуг поликлиники и переводят оплату на её счёт. Средства на эти операции страховщикам выделяются из территориальных фондов ОМС, которые формируются из федерального бюджета.

Полученные от страховых компаний деньги поликлиника распределяет между административным и медицинским персоналом. Часто в их договоре со страховщиками есть пункт о вознаграждении за выполнение плана диспансеризации – осмотр определённого количества пациентов. Если поликлиника план выполняет, то получает бонус. Не выполняет – не получает.

Таким образом, доход поликлиники и её сотрудников зависит не от количества осмотров, а от количества переданных в базу ОМС карт. Можно получать  деньги, не выполняя работу и даже не встречаясь с пациентом. Медикам достаточно изобразить деятельность перед клиентом страховой компании: провести его по кабинетам врачей без затрат на сложные анализы и выдачу лекарств. Если человек вообще не приходит на диспансеризацию, врачи всё равно могут сформировать его карту и занести данные в базу ОМС. Когда якобы уже осмотренный пациент придёт на диспансеризацию, его осмотрят, но карту не оформят. В любом случае поликлиника получит деньги от страховой компании, а если сфабрикует карты в количестве, необходимом для выполнения плана диспансеризации, получит ещё и премию.

Эти махинации приводят к нестыковкам в базе ОМС, и рано или поздно обман вскрывается. Так, один из свидетелей по делу о сотруднице нижнетагильской поликлиники – пациент, который в суде сообщил, что в его медкарте неверно указаны даже рост и вес.

Наталья Николаева работает в 1-й поликлинике участковым фельдшером-терапевтом два года. Она утверждает, что подозревала руководство и коллег в махинациях с фондом ОМС, но сама в них не участвовала. Однако после проверки отдела полиции Нижнего Тагила по экономическим преступлениям (ОЭБиПК) Николаевой было предъявлено обвинение в подлоге документов десяти пациентов. По версии следствия, она заставляла заполнять фиктивные карты диспансеризации свою помощницу-медсестру. На суде представитель прокуратуры сообщил, что выданная страховщиками за каждого несуществующего пациента сумма варьировалась от 700 до 1800 рублей, а общая составила 12 тысяч рублей.

Николаева отвергла обвинения. Фельдшер заявила, что медсестра подделывала документы с распоряжения заведующей учреждением Марианны Дуровой. По словам Николаевой, подобное указание от Дуровой выполняли и продолжают выполнять другие сотрудники поликлиники.

«Часто врачи даже не в курсе, что происходит, – сказала Наталья Николаева агентству новостей “Между строк”. – Вся эта работа возложена на медсестёр и операторов базы ОМС. Врачи просто осматривают пациентов и отдают карты помощникам. Однажды я увидела на столе своей медсестры кипу карт, она сказала, что просто забыла их передать. Теперь я понимаю, что это были те карты, которые она не могла передать в базу, поскольку там уже были фиктивные данные. Когда полиция вызвала меня на допрос, я удивилась и рассказала об этом помощнице, а та мне в ответ: “Ты разве не знала, как поликлиника выполняет план по диспансеризации? В базу заносится куча левых карт. Все уже давно так делают”. Я пошла к Дуровой, а она сказала, что в курсе ситуации, и приказала мне взять вину на себя, якобы в полиции всё уже обговорено: мне выпишут штраф, а поликлиника его оплатит. Я отказалась выгораживать Дурову, и она занервничала: “Чего ты выделываешься? У нас полполиклиники с судимостями за липовые справки!”».

На первое заседание суда пришли около двадцати человек – нынешние коллеги Николаевой и медики скорой помощи, где она 19 лет проработала до перехода в поликлинику.

Опрос администрации поликлиники в суде выявил, что по системе ОМС за каждую сданную в базу карту диспансеризации учреждение перечисляло по 100 рублей врачу и медсестре. За десять карт пациентов – столько эпизодов подлога вменяются Николаевой – они получили по тысяче рублей.

Когда Марианна Дурова заявила, что не получает вознаграждение от страховых компаний, а значит, не имеет выгоды от подлога в картах диспансеризации, судебный зал рассмеялся. Как пояснили медики, заведующая поликлиникой не могла не знать о действующей в учреждении схеме по обману страховых компаний, тем более, что ей самой назначена премия за выполнение плана диспансеризации.

«Все знают об этом бардаке. Как минимум подозревают что-то неладное. В одиночку это сделать невозможно, в этом задействованы многие люди. Сама по себе система ненормальная – установка плана на количество пришедших людей. Врачи их должны на привязи тянуть, что ли? А если в поликлинике что-то происходит, то как это возможно без ведома начальства, которое напрямую заинтересовано в выполнении этого плана? И при этом на роль крайнего выбрали человека, в порядочности которого нет сомнений. Наташа за всё время работы в скорой ни разу не получила ни одного нарекания», – сказала старший фельдшер подстанции ГБУЗ СО «Городская станция скорой помощи» Нижнего Тагила Людмила Молодых.

Сама Марианна Дурова согласилась общаться с журналистами только в присутствии юристов и с разрешения Минздрава. Главврач горбольницы № 1 Олег Николаев через секретаря передал, что он не может комментировать ситуацию. Руководитель нижнетагильского отдела Министерства здравоохранения Анатолий Малахов 5 декабря ушёл на пенсию, а в областном ведомстве не смогли дать оперативный комментарий.

«Ни лечебное учреждение, ни представитель правоохранительных органов нас об этом не уведомили», – сообщил пресс-секретарь Минздрава Свердловской области Константин Шестаков.

ОЭБиПК проводит в поликлинике новую проверку. Как сообщили в полиции, после обвинений в свой адрес Николаева написала жалобу уполномоченному по правам человека в Свердловской области Татьяне Мерзляковой и та передала заявление правоохранителям. Кроме того, Николаева обратилась в прокуратуру и ФСБ России по Свердловской области. По словам фельдшера, оперативник ОЭБиПК вынудил её подписать явку с повинной, потому что был в сговоре с Марианной Дуровой, и удалил из дела часть материалов.

«Оперативник выполнял мероприятия, порученные следственным управлением, и не занимался составлением материалов, – рассказала руководитель пресс-группы ММУ МВД “Нижнетагильское” Элина Балуца. – Во время первой проверки полиция проверила карты нескольких врачей и обнаружила нарушения у одного из них. После обращения Татьяны Мерзляковой началась новая проверка, в рамках которой опрашиваются все сотрудники поликлиники».

Неизвестно, с чего началась первая проверка в поликлинике: было ли это плановым мероприятием или реакцией на чьё-то заявление. В Следственном управлении СК России по Свердловской области ответили, что не могут разглашать эту информацию и давать комментариев о расследовании, пока идёт судебное разбирательство.

Потерпевших в этом деле представляет филиал ТФОМС Свердловской области по Горнозаводскому управленческому округу. Директор учреждения Татьяна Британова заявила, что фонд не выдвигал исковых требований к Наталье Николаевой и не инициировал расследование в поликлинике. В областном фонде ОМС также не предоставили данные.

«Случаи подлога по картам диспансеризации иногда возникают, но учёта об этом не ведётся. О ситуации в Нижнем Тагиле я не уведомлен», – сказал начальник правового управления свердловского ТФОМС Константин Семёнов.

По словам медиков, проверки карт диспансеризации систематически проводят страховые компании. В «УГМК-медицине», чьи клиенты фигурируют в деле Николаевой как свидетели, говорят, что мошенничество врачей вскрывается редко.

«Нельзя сказать, что случаи подлога настолько распространены – это не каждый день выявляется и не каждый месяц», – сообщили специалисты компании.

Нижнетагильская поликлиника не единственное учреждение России, которое оказалось замешанным в скандале вокруг мошенничества с ОМС. В январе пресса писала об уголовном деле врача из Ставропольского края. По версии следователей, она внесла в базу ложные сведения о диспансеризации двух человек с «целью увеличения показателей работы». В мае 2015 года под суд отправили терапевта поликлиники Челябинска. Её обвиняли в подлоге 18 медкарт, за которые из территориального фонда ОМС было перечислено около семи тысяч рублей. В марте за фальсификацию результатов диспансеризации и служебный подлог Троицкий районный суд Челябинской области приговорил главного врача МБМУ «Ключевская участковая больница» к штрафу в шесть тысяч рублей за фальсификацию результатов диспансеризации и служебный подлог. В июле 2014 года пресс-служба прокуратуры Краснодарского края сообщила о возбуждении уголовного дела в отношении терапевта МБУЗ «Тимашевская ЦРБ». Подобное происходило в мае 2014-го в Вязьме Смоленской области и в Краснодаре, в апреле 2013-го – в Юсьвенской районной больнице Пермского края, в августе 2012-го – в Заполярном Мурманской области. В августе 2011 года прокуратура Махачкалы выявила человека, которого включили в список прошедших диспансеризацию спустя четыре года после его смерти. Это не все случаи.

Наталья Николаева продолжает работать фельдшером. По её словам, мошенническая схема в поликлинике продолжает действовать даже после возбуждения против неё уголовного дела. Сейчас, говорит врач, она носит печати с собой и внимательно следит за документами, которые заполняет её новая помощница. Прежняя медсестра Николаевой Юлия Перевалова отказалась от комментариев.

«Юля сама попросила начальство о переводе к новому врачу, – говорит Николаева. – Девочка, которую мне назначили, недавно пришла в поликлинику после получения образования и вообще не в курсе того, как здесь всё устроено. Недавно она вернула мне карту только что осмотренного пациента и сказала, что не понимает, почему оператор ОМС не принял у неё документов. Просто на этого пациента в базе уже заведена фиктивная карта за подписью другого врача. Теперь-то я это знаю и собираю такие карты, обзваниваю людей».

Следующее судебное заседание по делу Натальи Николаевой назначено на 10 января.

«Даже если будет доказано, что моя подзащитная каким-то образом заставила другого человека подделывать документы, то её выгода от этого незначительна, состава преступления здесь нет», – сказал адвокат Николаевой Владимир Костин.

В прокуратуре Дзержинского района Нижнего Тагила воздержались от оценки начавшегося судебного процесса.

«Там большое и долгое дело намечается, а пока состоялось только первое слушание. Конкретные комментарии пока дать не могу», – сказал руководитель ведомства Сергей Гармаш.

Агентство новостей «Между строк»