Дежурная по станции осталась жить на заброшенной 10 лет назад узкоколейке. «Многодетная семья может не пережить эту зиму» (ФОТО)

У дома нет ни номера, ни даже названия улицы. Для скорой или полиции здесь один ориентир – бывшая станция Горбуново Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороги. Ни дороги, ни станции нет уже почти 10 лет, а дежурная по станции осталась. Глава многодетной семьи Галина Фирстова впервые приехала сюда 25 лет назад проводником, когда расцвет одной из старейших узкоколейных железных дорог России уже был позади и она уже перешла от НТМК к ВГОКу. Стала Галина и свидетельницей того, как историческую ценность времён Демидовых пустили на металлолом.

Построенная в 1895 году узкоколейка (ширина колеи была 884 мм, позже стала 750 мм. – Прим. ред.) связывала демидовские «подливные» заводы с Нижнетагильским железоделательным заводом и была важнейшей магистралью, а в начале 2000-х она умирала, перевозя дачников и дунит. 

«Очень жалко, что дорогу закрыли, она ведь была такой необходимой. В выходные дни все вагоны были переполнены. Мы даже делегацию из Германии как-то по ней катали», – вспоминает женщина.

В 1991 году, когда 51-летняя Галина Фирстова устроилась на узкоколейку проводником, от ВГОКа ей выдали временное служебное жильё рядом со станцией. Одноэтажный бревенчатый дом на две семьи практически ровесник самой железной дороги, но на тот момент для молодой женщины с тремя детьми на руках это был не самый плохой вариант.

В 2002 году пассажирские перевозки по экономическим причинам были прекращены и Фирстову перевели на должность дежурной по станции. Ещё через пять лет железную дорогу разобрали, станцию закрыли, но Фирстовы продолжают здесь жить. Привыкли. В округе никого, до цивилизации – на автобусе.

После сокращения Галина полностью посвятила себя детям, которых у неё к тому моменту было уже пятеро. Сегодня в одной комнате ютятся семь человек: трое взрослых и четверо детей. Кроме Галины в полуразвалившемся бараке проживает её 27-летняя дочь Алёна с двумя детьми и два сына – 25-летний Максим и Василий 16-ти лет.Старший сын со своей семьёй живёт в соседнем доме. Ни у одного из обитателей этой халупы прописки здесь нет – все прописаны в частном доме села Чащино, где живут другие родственники.

В сентябре здесь появился ещё один постоялец. Во время родов умерла 25-летняя дочь Галины Татьяна, и ребёнка отдали под опеку бабушке.

«Сейчас собираю документы на опекунство, – говорит Галина. – Знакомые помогли найти нам квартиру на Тагилстрое за умеренную плату. В ближайшее время собираемся туда переехать вдвоём с внуком».

Основу семейного бюджета составляет зарплата одного из сыновей Галины – Максима. Он в Черноисточинске занят на производстве железных дверей. Остальное – пенсия самой Галины в 9 тысяч рублей и пособие дочери в 6,5 тысяч. Ни на ремонт, ни тем более на новое жильё денег нет. Сейчас семья платит только за электричество.

«Вот в прошлом году опять приходили мужчины, как я поняла из ВГОКа, даже заявление просили написать на улучшение жилищных условий, но всё равно тишина, – жалуется женщина. – В администрацию обращалась, хотела к [Сергею] Носову записаться на приём, но мне сказали, что нужно сначала собрать все документы, а у меня на это нет ни средств, ни времени».

В конце 2012 года дочь Галины Алёна написала письмо на имя главы города с просьбой предоставить семье муниципальную квартиру. В официальном ответе говорится, что «ваша семья обеспечена общей площадью жилого помещения на одного человека 3,9 квадратных метра, т. е. менее учётной нормы (12 квадратных метров на человека. – Прим. ред.)». То есть по сути в мэрии подтвердили, что семья имеет право претендовать на новое жильё. Но юридически не подкованные женщины решили, что так им отказали, и не стали ничего предпринимать.

Как рассказали АН «Между строк» в профкоме ВГОКа, до 2007 года Галине Фирстовой, как многодетной матери, регулярно помогали на предприятии, но после того как женщина подала на расчёт, связь с ней была потеряна.

Накануне на сайте Change.org появилась петиция на имя президента и в адрес Госдумы РФ с просьбой обратить внимание на проблемы семьи Фирстовых.

«Появляются время от времени люди, которые помогают [семье Фирстовых], чем могут, но у всех своя жизнь, и вроде один раз помог – и как камень с плеч. Но проблема остаётся. Очень холодно по полу, окна сифонят, дыры в крыше, не говоря уже про удобства на улице. Люди эти, несмотря на все невзгоды, очень добрые, не пьют, просто вот такие – непробивные… Уважаемая мэрия города, ну поселите эту семью в нормальные человеческие условия, они очень боятся, что не переживут эту зиму там!» – пишет автор инициативы.

По словам Галины, как только она обустроится на новом месте с внуком, начнёт-таки собирать документы для мэрии, чтобы покинуть заброшенную узкоколейку, которая стала для дежурной по станции домом на четверть века.

Агентство новостей «Между строк»