Читатели АН «Между строк» задали провокационные вопросы епископу Иннокентию

Читатели АН «Между строк» задали провокационные вопросы епископу Иннокентию

Владыка,здравствуйте. Недавно общественность бурно обсуждала письмо участницы PussyRiot Надежды Толоконниковой из мордовской зоны, в котором она описывала пытки ииздевательства над заключенными. Как вы относитесь к описанному? Должна ли церковьзаступиться за нее?
Надежда Толоконникова отбывает справедливое наказание,которое определил суд. Я его абсолютно поддерживаю. Она должна свой срокотсидеть так, как сочтут это нужным. Разумеется, церковь уже высказывала своеотношение к этому, и я думаю, что издевательства и пытки могут, наверное, иметьместо в каких-то педалированных ситуациях. С этим должны разбиратьсяспециальные органы и, безусловно, такие вещи должны пресекаться. Было ли это вотношении Толоконниковой, не знаю, навряд ли, судя по тем материалам, которыемне пришлось самому видеть. Но ее перевели в другое место заключения, где,надеюсь, ей будет комфортно свой срок закончить.

Долгое времяобсуждалось строительство Храма на Вшивой горке у пенсионного фонда.Планировалось воссоздать разрушенный храм-усыпальницу Демидовых, которыйрасполагался на месте нынешнего ДК «Юбилейный». Что с этой идеей?
Идея осталась. Я думаю, это не обязательно должен быть храм втом архитектурном стиле и в той концепции, в которой он был. Мне известен этотэскиз, а сейчас с архитектурной точки зрения это не очень разумно, потому чтоуже вся горка застроена и не очень правильно застроена, без концепции, всепревратилось в архитектурный базар. Нужен скорее храмовый комплекс, некийобщественный православный центр, может быть русский культурный центр. То, чтовостребовано сегодня жизнью, где бы люди могли иметь интересные занятия,проводить какие-то культурные мероприятия, выставки, может быть, спортивныекакие-то мероприятия, много всего, что сейчас церковь может предложить. Мыхотели бы построить этот культурный центр, об этом я беседую с главным архитекторомпри рассмотрении планов застройки этой горки. Планы эти поменялись, ими руководитгород и городская архитектура, хотелось бы в них вписаться. Но сама идея,конечно, уже устарела и навряд ли выполнима.

Здравствуйте. ИисусХристос жил в скромности, передвигался пешком, не имел денег и хорошего жилья.А почему наше высшее духовенство, включая Патриарха, не равняются на Христа?Почему у Патриарха роскошные резиденции, машины, украшения? Господь не позволялсебе жить в роскоши и говорил о смирении.
Да, действительно, смирение – это основное, но ездить налошади… Чтобы управлять епархией, например, я должен передвигаться очень много,посещать приходы, не представляю как бы я пешком обошел 600 километров отодного края епархии до другого. Это нереально. Даже в свое время благочинным,то есть помощникам епископа, выдавались казенная лошадь и полушубок, чтобы онмог по поручению епископа объезжать приходы. Что касается меня, то у меня тожеказенная машина, которую мне выдала корпорация «Уралвагонзавод». Любезнопредоставили, чтобы помочь мне в передвижениях. Своя машина есть для дальнихпоездок на север, которая обладает высокой проходимостью и я ее не жалею, самезжу за рулем  в глухие места, где плохиедороги. Ну, это какой-то минимум рабочий. 
Что касается богатств, священники живут очень скромно, по крайней мере, в нашейепархии. За Патриарха ничего сказать не могу, единственное, это глава нашейцеркви и он пользуется ровно тем, что ему положено. Даже мысли не допускаю о техкампаниях, которыми хотят опорочить Патриарха, пусть это будет на совести тех,кто это организует. Что касается драгоценных одежд, есть какие-то предметы, вкоторых используется серебро, но это богослужебные предметы. То же самое касаетсяархиерейских облачений, они украшаются камнями, но это не драгоценные камни – простыестекляшки. Всего этого требует церковная традиция. Эти одеяния и украшения непринадлежат человеку, он их надевает только на службу. А так носим обычноеплатье, не сказал бы я про какую-то роскошь.

Как вы относитесь кбраку православной с мусульманином, которые стали обычным явлением? Какправило, в таких случаях православную девушку заставляют принять ислам.
Ну, кто может заставить принять ислам, если ты настоящийхристианин? Если это любовь, серьезные стремления - такие случаи всегда были, тоцерковь рекомендует таким людям все-таки добиваться, чтобы детей воспитывали вправославном обычае, чтобы дети крестились. Что требует ислам, я не знаю,насильно ли это как-то заключается или нет, но мне известны и другие случаи,когда в супружестве принимали православие. Бывает по-разному.

Является лигомосексуализм грехом?
Является. И сильным грехом.

Как, по-вашему, правли батюшка, призывающий к физическому насилию в случае защиты чести идостоинства?
Не прав батюшка, надо обходиться другими методами убеждениемили терпеть, как это и заповедано нашими церковными правилами. Бывают случаи,когда человек срывается и в гневе, в каких-то обстоятельствах чисточеловеческих,  не выдерживает. Такиеслучаи обсуждаются и наказываются общественной системой, либо нравственночеловек все-таки кается в применении таких методов, должен каяться.

Владыка,здравствуйте. В последние годы в России строится много храмов. Но разве вместес ростом количества приходов виден рост духовности у населения? Нет. Алкоголь,наркотики, блуд, самоубийства, аборты и т. д. - все это не только сохраняется,но и увеличивается. Так зачем новые храмы? В существующих много людей только попраздникам.
Наши усилия не должны быть зависимы от того, что происходит.Порок увеличивается, зло увеличивается, несмотря на все усилия, в том числе, несмотряи на усилия общества. Общество злу не противостоит. Церковь старается, какможет, много программ соответствующих и то, что они, может быть, дают не тот результат, который хотелось бы, этоне значит, что храмов должно быть меньше или мы должны как-то ослабевать всвоих усилиях. Все равно нужно идти, говорить, работать, участвовать в жизниобщества. Та негативная информация, которая окружает нас в жизни, она, конечно,очень сильна и жажда наживы, материализованный, меркантильный мир захватываетчеловека, ему трудно противостоять этому со всеми вытекающими отсюдапоследствиями. Это прискорбно.

Здравствуйте, Владыка!Отразятся ли на наших приходах правила недавнего документа о подготовке кпричастию? Заранее спасибо!
Да, такой документ обсуждается, в том числе мы в епархии егообсуждали во всех приходах, послали свое мнение в комиссию. Этот документ будетеще долго, наверное, обсуждаться, выкристаллизовываться будет из него весь положительныйсмысл, затем он будет принят на архиерейском соборе в следующем году. Конечно,мы будем стараться в рамках этого документа строить свою церковно-приходскуюжизнь. 

Нормально ли, когдаслужителями церкви являются бывшие воры, убийцы, бандиты? Пусть они ираскаялись, но какое моральное право они имеют наставлять других на путь истинный?
Очевидно, имеется в виду какая-то конкретика. Мне незнакомытакие случае в нашей, например, епархии. Вообще число святых, как говорят вцеркви, пополняется из числа грешников, мы видим «благоразумного разбойника,которого во едином часе раеви сподобил еси, Госоподи…» Почему он выбрал несвятого, не какого-нибудь там общественного деятеля? Почему разбойника-то?Потому что сила покаяния была так велика, что перекрыла все его грехи, которые,наверное, тоже были тяжелыми, как и здесь пишется. Есть суд человеческий, естьсуд божий.
Правила не допускают, конечно, рукоположения в священники в некоторых случаях,есть определенные запреты. Не буду говорить о них, но достаточно много преградк получению священнического сана. Церковь внимательно в этом разбирается. Если,может быть, где-то такой случай и был, то уж я не знаю, ну, например, вмонашестве, человек может уйти в монастырь, будучи десять раз убийцей, еслисила его покаяния такова, что он всю жизнь будет сидеть в монастыре и молиться,замаливать свои грехи. Мы не можем этому воспрепятствовать, я так фигуральновыражаюсь, конечно. Бывает люди оступаются, но не думаю, что об этом можноговорить во множественном числе, и даже в единственном, нужно приводитьпримеры.

Владыка, как выотноситесь к суррогатному материнству?
Крайне отрицательно отношусь. Это не материнство на самомделе.

Владыка, как Выотноситесь к идее построения (а вернее возвращения к) православной империи? Истоит ли Россию позиционировать как православную империю?
Наверное, два раза вступить в одну и ту же воду невозможно ивоссоздавать ту империю, с которой мы простились в свое время перед буржуазнойреволюцией, наверное, тоже невозможно. Знаете у нас был один иерарх известный,которому предлагали бороться за воссоздание монархии, он сказал «если вам сейчас дать царя, вы его опятьрасстреляете, также как расстреляли последнего», но, может быть, этонесколько эмоционально сказано, но, тем не менее, достойны ли мы той идеальнойимперии, о которой мы говорим. 
Конечно, имперский дух в России всегда пребывал, это огромное государство и онодолжно объединить массу народов. Сейчас об этом много разговоров, но я думаю,православие с точки зрения государственной религии, как это в Греции, навряд лиу нас необходимо. У нас четыре больших конфессии, в которых, конечно,народообразующая, основная конфессия - православие, но есть еще и буддизм, естьислам, в паспорте гражданина Российской империи, о которой тут говорится, былонаписано «гражданин Российской империи православного вероисповедания» или «гражданинРоссийской империи иудейского вероисповедания» или мусульманского и как-то онаобъединяла народы, достаточно, по-моему, неплохо существовали, хотя и недолгий,может быть, срок. Потом этот опыт на другой почве повторила Советская империя.А как это будет в дальнейшем неизвестно, но навряд ли это возможно в тойформулировке, в которой сказано.   

Как Вы отнеслись бы ксозданию Православной партии? Цели, которой были бы как раз возрождениеимперского православного самосознания и восстановления веры... 
Отрицательно отношусь. Есть другие способы восстанавливатьверу, кроме партийной деятельности. Не знаю, может быть, я не прав.

Здравствуйте! КогдаВы начнете борьбу с алкогольным террором, который сейчас ведется против нашеймолодежи!? Когда Вы начнете сплачивать вокруг себя русские патриотические силыНижнего Тагила?
Хотел бы спросить, а когда общество начнет борьбу салкогольным террором? Сплачиваем силы, какие есть. Вот отец Геннадий Ведерников,например, руководит борьбой с алкоголизмом, мы организовываем общества, вчастности в Лесном, в Новоуральске и в других городах епархии хотели бы ихорганизовать. Организуем семинары, проводим агитацию, делаем все, что можем впределах наших сил и возможностей. Негодуем против этого, говорим все время обэтом, церковь  этому учит вцерковно-общественной жизни, в общинной жизни, в проповедях.
Единственное, что, может быть, этим мало занимается государство в средствахмассовой информации, готов допустить это. Нас не пускают на эту, так сказать,сцену. 
Кстати проводим борьбу с прерыванием беременности, демографическая политикаоставляет желать лучшего – это тоже очень важно. Антинаркотическая деятельностьцеркви тоже видна, у нас есть соответствующие учреждения.

Владыка, как выотноситесь к произошедшей недавно в Тагиле драке между русскими и кавказцами,которая закончилась тем, что русских детей избили и поставили на колени?
Очень плохо избивать русских детей, ставить их на колени,также как и детей других национальностей, если бы это произошло. Этим должнызаняться правоохранительные органы, наказать виновных. Этот элемент агрессии,который существует вообще в молодежи, независимо от вероисповедническихпринципах или национальных каких-то, он существует.

Палач, который казнилмножество людей, т.к. это его работа, может войти в царствие Божие? СпасиГосподи!
Ну, раз это его работа, то, очевидно, не он принимаетрешение, как правило, казнь не персонифицирована. Что касается самого палача, яне думаю, что он не мог бы войти в царствие небесное, если бы Господь определилего как человека покаявшегося, также как в случае с разбойником. Мистически,конечно, нельзя лишать человека жизни и эту мистическую вину Господь во многомвзял на себя, явившись в этот мир.

Здравствуйте.Несколько месяцев назад я похоронила бабушку. По ее желанию мы положили ее вмогилу к дедушке, который умер 40 лет назад. Он, к сожалению, не являлсяверующим, а бабушка веровала в Бога. Могу ли я поставить крест им на могилу?
Во-первых, неизвестно являлся ли дедушка верующим, можетбыть, он уверовал в последние секунды своей жизни и очень глубоко. Во-вторых,обязательно крест надо ставить, потому что эти люди прожили большую жизнь, идуши их уже соединены, они как единое целое.

Дорогой владыка!Скажите, пожалуйста, планируется ли восстановление исторической справедливостив центре Н.Тагила, а именно - восстановление разрушенного в начале 20 векаВходо-Иерусалимского храма, место которого незаслуженно занимает памятникЛенину. Как быть жителям центральной части города, которые, не имеяполноценного храма, ютятся в малюсеньком душном помещении Свято-Никольскогоприхода, не вмещающего уже давно всех желающих получать духовное окормление.(Простите великодушно)
В городе добиваемся площадок и на Красном камне тоже оченьбольшой район без храма остался. К сожалению, не очень хорошие связи и людиленятся куда-то далеко ехать в храм, в центре, безусловно, нужен храм.Единственное, что город, выражаясь фигурально, занят не только памятником Ленину,а какими-то другими административными учреждениями, земля распределена. Очень сложноехозяйство, я пытаюсь сейчас разобраться с главным архитектором во всех этихплощадках. Но будем искать и будем строить храм, он будет не очень большой, нобольше, конечно, Свято-Никольского. Но опять же храм требует инфраструктуры:нужно место для занятия воскресной школы, для какого-то общественного центра.Что касается памятника, много памятников построено на самых разных местах иЛенину, и другим людям. Люди хотят и строят, потом будут переносить куда-то. Незапретишь строить памятники.

Может ли человек,который не крещен, но совершает много добрых дел: восстанавливает храмы, иконы,помогает людям, попасть в царствие небесное?
Конечно же, может, хотя мы и говорим, что «кто веру имеет, и креститься будет, спасенбудет, а кто не имеет веры, осужден будет». Но это опять же путь, человекнаходится в пути. Каждая жизнь - это путь. И этим путем, конечно же, являетсяконечная цель человека – это спасение, то есть то, что с ним будет после смерти.

Я бы хотел поблагодарить всех, кто задает вопросы, и сказать,что я всегда готов отвечать на них в любом формате.
Скоро рождественский пост, вообще приближается Рождество и нужно бытьвнимательным к себе, нужно начинать с себя. В некоторых вопросах я увиделжелание продекларировать свою позицию и найти виноватых, то памятник не тамустановили Ленину, то храм снесли. Да, это все делаем мы, мы сами – русскиелюди, ни какие-то марсиане прилетают к нам, а именно мы. Потом строим новые храмы,одни сносим, другие строим. Почему? Очевидно, потому что мы не следим за собой,мы не являемся примером, мы не являемся обществом верующих людей с совестью, астоим, подбоченясь, и вопрошаем, когда прекратите алкоголизм, когда прекратитето, когда прекратите это. Я тогда тоже хочу спросить всех, а когда вы самибудете способствовать этому прекращению, объединяться в какие-то гражданскиеобщества, в братства антиалкогольные, еще что-то делать?
Хотел бы пожелать всем такой совести, начинать с себя, это будетсовесть христианская, потому что направлена она будет на достижение добра. Сколькобы мы не строили храмов, ни назначали царей новых, но с ними может приключитьсято же самое, что уже приключилось.
Хотелось бы, чтобы мы менялись, человек менялся и тогдаизменится наша жизнь. Храни вас всех Господь. 

Видео ответов епископа Нижнетагильского и Серовского Иннокентия на вопросы читателей АН «Между строк»