Сегодня в нашей любимой рубрике выходного дня возвращаемся к интересной истории Красного Камня. В это трудно поверить, но до 1940 года ни одна из улиц Красного Камня не имела имени собственного. Сейчас это может показаться странным, учитывая, что и улиц-то на Красном Камне было раз, два — и обчёлся. И все они носили не названия, а номера.
Дело в том, что в 1935 году на Красном Камне руководство Ново-Тагильского металлургического завода начало строительство соцгородка для работников предприятия. В проекте, разработанном в архитектурном бюро Наркомтяжпрома, всем будущим объектам района были присвоены номера или буквенно-цифровые обозначения, которые и стали их временными названиями. Но пару лет спустя стало понятно, что стоимость соцгородка металлургов выливается в фантастическую сумму, и стройку приостановили.
Денег, выделенных правительством, еле хватило, чтобы завершить два жилых дома и здание детской больницы. Остальную территорию пришлось застроить «временным жильём» — бараками, а также отдать часть территории под индивидуальное строительство. К концу 1939 года Красный Камень стал жилым микрорайоном, которому требовались и названия улиц, и нумерация домов.
В ноябре 1940 года Нижнетагильский горисполком своим решением за № 920 утвердил названия улиц на территории Красного Камня. Улица № 1 стала называться улицей Борцов Революции, а улица № 2 получила имя Емельяна Пугачёва. 3-й улице дали название Красных Партизан, 4-я улица стала Восточной, улице № 5 присвоили имя ещё одного легендарного разбойника — Степана Разина, улицу № 6 нарекли Западной, а 7-ю — Южной.
Улица Северная не появилась только потому, что таковая уже существовала в городе. Остальные улицы приобрели названия уже в послевоенный период. В 1950 году получила свое имя улица Грибоедова, в 1954-м — улица Жуковского, а ещё два года спустя появились улицы Красногорская, Карла Либкнехта и Розы Люксембург. Правда, говорят, что улицу Жуковского решили так назвать ещё в 1943 году, но в те времена у городских властей хватало более важных дел, поэтому к исполнению решения вернулись уже после войны.
В 1967 году Нижнетагильский горисполком решил упразднить улицу Грибоедова, присоединив её к улице Октябрьской Революции. То же самое решили сделать с улицей Емельяна Пугачёва, слив её с Пархоменко и Восточной, объявив о её грядущем слиянии с улицей Мира. В итоге с карты города исчезла только улица Пугачёва, став единым целым с Пархоменко.
Что касается улиц Грибоедова и Восточной, то они сохранились.
Истории застройки некоторых улиц Красного Камня не только интересны, но и в какой-то степени драматичны. Примером может служить улица Восточная. В 1948 году горисполком приступил к поиску проекта застройки Красного Камня. Одновременно поиском проектов застройки занялось и руководство НТМЗ. Металлурги пошли по проторенной дорожке и обратились к маршалу Жукову, который в те годы являлся депутатом Верховного Совета СССР от Свердловской области. Георгий Константинович просьбу удовлетворил и попросил проектировщиков Свердловских мастерских Военпроекта оказать помощь тагильчанам. Вскоре в распоряжении треста «Тагилстрой» оказался проект военного городка, разработанный в одном из архитектурных бюро Военпроекта. Военный городок привлекал простотой и дешевизной, но его дома не отличались нарядностью фасадов, что не устраивало городские власти, ведь одной стороной квартал должен был выходить на главную улицу Красного Камня — улицу Победы. Тогда проект отдали на доработку группе ленинградских архитекторов, которой руководили Яков Свирский и Георгий Тиме, по чьим проектам уже начали строить дома на улице Ленина. Последние изменения в проект вносили специалисты управления «Тагилгражданпроект», которыми руководил и. о. главного архитектора города Иван Алексеевич Комшилов. В результате огромная территория в 14 гектаров оказалась застроенной зданиями, на первый взгляд гармонично сочетающимися, но по сути разными. Особенно хорошо это видно на примере домов, расположенных на нечётной стороне улицы Восточной.
Дом № 3 по ул. Восточной (фото: Д. Макеев, 2015 г. / фрагмент ориг. изображения) (https://img.fotki.yandex.ru)
Дом № 1/9 по ул. Восточной (фото: Д. Макеев, 2015 г. / фрагмент ориг. изображения) (https://img.fotki.yandex.ru)
Дом № 15 по ул. Восточной (фото: Д. Макеев, 2015 г. / фрагмент ориг. изображения) (https://img.fotki.yandex.ru)
Дом № 17 по ул. Восточной (фото: Д. Макеев, 2015 г. / фрагмент ориг. изображения) (https://img.fotki.yandex.ru)
Во время работы над проектом застройки выяснилось, что архитектор Георгий Тиме является прямым потомком известного в Тагиле горного инженера, педагога и профессора математики Георгия Августовича Тиме. Сам архитектор был приятно удивлён тем, что в Нижнем Тагиле его предка помнят и отзываются о нём с глубоким уважением.
Разнообразие архитектурных форм и решений внутри квартала, который официально назывался кварталом 2-2а, а среди жителей Красного Камня до сих пор зовётся «офицерским», действительно удивляет. По признанию современных архитекторов, рассматривать эти здания и их детали можно часами.
Дома в квартале 2-2а (фото: Д. Макеев, 2015 г. / фрагмент ориг. изображения) (https://img.fotki.yandex.ru)
Дома в квартале 2-2а (фото: Д. Макеев, 2015 г. / фрагмент ориг. изображения) (https://img.fotki.yandex.ru)
Дома в квартале 2-2а (фото: Д. Макеев, 2015 г. / фрагмент ориг. изображения) (https://img.fotki.yandex.ru)
Почти все дома, построенные на Красном Камне в период с 1948 по 1953 год в границах улиц Победы — Восточная — Жуковского — Пархоменко, дожили до наших дней и до сих пор находятся в эксплуатации.
Снесены были только два дома. На месте одного из них сейчас стоит высотка (ул. Пархоменко, 134). Второй дом, находившийся за зданием тубдиспансера, в конце 1990-х годов был признан аварийным и снесён. Строить на его месте ничего не стали.
Не менее интересна история восточной окраины Красного Камня, застроенной индивидуальными домами. Когда в 1947 году городские власти взялись за подготовку улицы МОПРа (ныне — проспект Мира) к застройке жилыми многоэтажками, то столкнулись с одной серьёзной проблемой: жители старых частных домов, стоявших здесь ещё с конца XIX века, наотрез отказывались переезжать в другое жильё, боясь потерять своих главных «кормильцев» — огороды. Выселять силой живущих в этих домах людей было нельзя, но и медлить с подготовкой строительства было опасно: стройку жилья контролировали областные партийные органы, которые строго следили за сроками работ.
Решение проблемы нашли сами жители, объединившиеся в два улкома — уличных комитета (в те годы существовала и такая форма самоуправления). Они попросили горисполком выделить им другие участки земли и оказать помощь в разборке и перевозке их домов. Из нескольких участков, предложенных исполкомом, наиболее приемлемым оказалась окраина Красного Камня поблизости от железнодорожного участка Нижний Тагил — Смычка. Вскоре на карте города появились новые улицы: Юбилейная, Генерала Панфилова, Сталинградская, Цветочная и Зелёный Тупик.
На территории Красного Камня находятся два памятника архитектуры: дома № 8 и 20 на улице Жуковского, построенные по проекту архитектурного бюро Наркомтяжпрома.
Однако существуют ещё как минимум два здания, которые должны быть признаны объектами культурного наследия хотя бы из-за своей оригинальной архитектуры. Это здание тубдиспансера, построенное в 1937–1940 годах по проекту того же архитектурного бюро Наркомтяжпрома, а также баня, расположенная между улицами Жуковского, Южной и Восточной. Впрочем, специалисты в области архитектуры уже давно призывают провести всероссийскую перепись зданий, которые были построены в 1935–1956 годах, с целью внесения их в реестр ОКН. В противном случае наша страна рискует лишиться целого пласта архитектурного наследия этого периода.
(с) 2021. Сергей Волков и Дмитрий Кужильный эксклюзивно для АН «Между строк»
Уважаемые читатели!
Если вы являетесь автором какого-либо фото и ваша фамилия не указана в сноске, пожалуйста, свяжитесь с авторами или редакцией любым удобным вам способом, и мы исправим это упущение.