«Зрителя надо воспитывать, а не ублажать»

Автор: Оксана Исупова

Молодежному театру 20 лет. За годы своей работы, театр успел поставить 100 спектаклей и получить множество наград. В преддверии юбилейного вечера, Агентству новостей «Между строк», удалось побеседовать с художественным руководителем Владимиром Вейде.

- Владимир Давыдович, расскажите о том, как все начиналось? Как возник Молодежный театр?
- Идея родилась в умах молодых депутатов города, которые пытались создать клуб интеллигенции в Нижнем Тагиле.  Посмотрев в Драматическом театре мой спектакль «Жизнь дождевых червей», они пригласили меня для разговора. Тогда-то и решили создать еще один театр в городе, а мне предложили его возглавить. Я написал концепцию. Первого декабря 1992 было решено рекомендовать Главе города открыть молодежный, тогда еще его пытались назвать региональный театр. Дальше события развивались очень стремительно. Это, вообще, фантастика: уже в феврале были подписаны  учредительные документы, выделены первые деньги. В марте я начал формировать штат, поехал набирать актеров. Репетировать начали с первого апреля.

- А где вы набирали труппу?
- Набирал в Новосибирске, в Свердловске. Позвал своих бывших учеников, которые окончили Ярославский театральный  институт, это были уже актеры с опытом. Ну, плюс мой старый-старый друг, Виктор Соловьев, которые сейчас не вылезает из кино. Теперь он заслуженный артист России, а тогда был просто актер, успевший сняться только в двух фильмах. Виктор Иванович Гришин, заслуженный артист России, перешел к нам  из Драматического театра. Ну, и моя жена Лариса Митрофановна Чехута, ныне тоже заслуженная артистка. Вот так и началась история Молодежного театра.

- Ваш первый спектакль?
Это был детский спектакль - «Забытый день рождения», по сказкам Дональда Биссета. Вообще, я символист, романтик, поэтому не случайно выбрал такое название. Мы поставили его 5 августа, специально, ко Дню города. Объездили с ним весь Нижний Тагил. Молодежный театр занимал тогда лишь одну комнату этого здания. А вот 29 октября 1993 спектаклем «Вешние воды» по повестям Тургенева, был открыт первый творческий сезон.  

- А чем театр живет сегодня? Какие планы? Не думали поставить Тургенева в честь юбилейной даты, раз уж с него практически и началась вся история.  
-  Я бы хотел показать «Отцов и детей». Мы поставили этот спектакль в том году, но отыграли всего четыре раза по причине отсутствия актеров: кого-то забрали в армию, двое ушли работать в Драматический театр. Спектакль пришлось снять с репертуара.

 

Тем не менее, несмотря на все сложности, с которыми мы сталкивались за эти годы, театр продолжает жить! Ведь, как говорится, трудно открыть театр, но закрыть его еще сложнее. Что бы кто ни говорил, мы работаем и финансовый план выполняем. В сентябре этого года из-за нехватки актеров  у нас был один живой спектакль, сейчас их девять. В этом сезоне три новых спектакля. Не изменяя традиции, мы выпустили классику - это спектакль «Белые ночи», по повести Ф.М. Достоевского. Поставили новогоднюю пьесу. Сейчас приступаем к репетиции еще одной сказки. Если получится, то сыграем премьеру по пьесе Тараса Дрозда «Это, девушки, война», и поэтический спектакль «Три лика России»  по поэзии М. Цветаевой, З. Гиппиус, А. Ахматовой. Очень бы хотелось восстановить спектакль «Коко Шанель», потому что это поэтичная и необыкновенная по форме вещь.

- Премьерный спектакль «Белые ночи», начинающего режиссера Анфисы Ивановой, как бы вы оценили?
Вообще, я выбрал Анфису из шести предложенных режиссеров, потому, что мне понравился материал, который ей интересен. Козырным тузом ее резюме стало то, что она любит поэтический театр. Я сам принимаю только поэтический театр, ни в коем случае не бытовой. Спектакль «Белые ночи» получился очень хорошим.  Я дал Анфисе несколько советов, она их приняла. В ее работу я совсем не вмешивался, нельзя этого делать. Из жизненного опыта могу сказать: первый спектакль начинающего режиссера, всегда удачный. Критики даже прощают какие-то погрешности. Потому что в первой работе всегда  чувствуется ритм жизни, собственное видение мира и материала…

- Каким постановкам вы отдаете предпочтение?
- Здесь должно быть все равномерно. Я приверженец классики, потому что это хорошая драматургия, хорошая литература, хороший русский язык. Без современной пьесы также не обойтись, театр называется Молодежный, и нам необходимо поднимать  молодежные проблемы, задавать вопросы, чтобы молодым людям было интересно. Ну, и поскольку, две трети нашей аудитории это дети, то, конечно, нужны хорошие детские спектакли.
Потом Молодежный театр - это всегда эксперимент, всегда риск, но это всегда интересно. Мы пытаемся открыть что-нибудь новое. Вот взять, к примеру, «Отцов и детей» - там, вообще, шаг вперед в смысле театральности. Я проповедник игрового театра. Да, актер играет, и актер должен убедить в своей игре.

- Как подпитывать интерес зрителя к театру?
-  Человеку должно быть комфортно. Я глубоко убеждено, что если у нас здесь будет красиво, будет уютно, у нас будут хорошие туалеты, комфортное фойе, не будет этих обшарпанных кресел, то зритель будет ходить. Вы же не пойдете в грязные маленькие магазины, вы пойдете в большой, красивый сумермаркет. Так же и здесь. Приятно, когда тебя любезно встречают, вежливо провожают… Еще в 2007 году мы сделали проект реконструкции, с целью создать настоящее театральное здание с хорошим оборудованием и аппаратурой, со множеством гримерок, с увеличением актерского штата. Очень бы хотелось дожить до того момента, когда задуманное осуществится. Хочется, чтобы все было красиво, современно, зрелищно…

 

А зрителя надо воспитывать. Тот, кто в театр не ходит, он не будет ходить. Приведи человека за руку в театр три раза, на четвертый он пойдет сам. Чтобы любить или не любить театр, надо прежде всего его знать, а чтобы узнать, надо прийти. Вот и все, аксиома совсем простая.

- А что сегодня интересно нашему зрителю? Востребована ли классика? Как-то в основном, многие тагильчане предпочитают комедии…
- Понимаете, можно пойти на поводу у зрителя, ублажать его ради денег, а можно не ублажать.  Можно делать «пуповую» комедию, для живота, а можно делать умную комедию. Взять, к примеру, ту же «Женитьбу». Гоголь написал совершенно невероятные события, и мы семь лет играли этот спектакль, получили за него множество наград. Ставили «Униженных и оскорбленных», вот последний «Белые ночи», это театральные вещи. Зритель на них обязательно пойдет. «Это только у Вейде, на Вагонке зрители могут сидеть два часа и слушать Достоевского», как выразились свердловские критики.

- Какие сюрпризы поджидают зрителей на юбилейном вечере сегодня?
- О нашем театре снято два фильма. Первый посвящен пятилетию, а второй десятилетию театра. Я хочу показать эти работы зрителям. Ну, а затем начнутся поздравления. Кто-то будет это делать творчески, кто-то нет. Я знаю, что двое актеров хотят сами поздравить театр. В общем, не только мы сегодня будем на сцене.