В Нижнем Тагиле поднос впервые объединил традиционное и современное искусство. «Мы ждали, когда нас позовут сюда»

В Нижнем Тагиле поднос впервые объединил традиционное и современное искусство. «Мы ждали, когда нас позовут сюда»

В Нижнетагильском музее изобразительных искусств открылась выставка к 270-летию уральского махового письма «Тагильский поднос: традиции и рефлексия». Впервые участие в экспозиции вместе приняли живописцы, графики, художники современного искусства – в том числе экспериментаторы из местных арт-групп Secondhand и «ЖКП» (жизнь как перфоманс).

«Мы всё ждали, когда нас позовут сюда выставляться, этот художественный музей – главный в городе. И в конце прошлого года нас, наконец, пригласили. Наверное, это сделано для привлечения разных слоёв общества. Сейчас здесь есть объекты, которые могут привлечь современную молодёжь, –  отметила участница арт-группы Secondhand Алиса Горшенина. – Руководству музея всё нравится в нашем творчестве. Для нас это странно, ищем везде какой-то подвох, а может, они просто слишком вежливы».

На выставке «Тагильский поднос: традиции и рефлексия» участники арт-группы Secondhand представили серию медных брошек и «плавающие» подносы из мусорных пакетов. Последние символизируют «печальную историю тагильского подноса, который уже давно отошёл в нашей жизни на второй план», сообщила Алиса Горшенина. Девушка известна в городе смелыми инсталляциями и перфомансами, в том числе появлением у художественно-графического факультета НТГСПИ изображений обнажённых святых дев, это обернулось скандалом, и девушку едва не отчислили из вуза. На этот раз специально для экспозиции в музее новаторы создали музыкальную композицию «Ода Подносу». 

«Мы записывали звуки на старом тагильском подносе. Мы долбили в него и им обо что-нибудь. Получились какие-то звуки, мы при помощи программы их обработали и сделали конкретную мелодию с женским звуком в конце – просто такое мычание. Всё это символизирует сотворение подноса. Сначала кто-то его выдавливает, придаёт ему форму, а потом женщина его расписывает», – рассказала участница арт-группы Secondhand.

Виталий Черепанов из арт-группы «ЖКП» презентовал горожанам серию подносов «Тагильский андеграунд», сделанных из кулинарных противней и тазиков.

«Это игра такая, что я называю представителями андеграунда жуков. И тут можно какие-то параллели проводить или ещё что-либо. Я оставляю это право зрителю, чтобы он сам размышлял, – поделился с АН "Между строк" Виталий Черепанов. – Для нас важно представить работы здесь – в музее, потому что сюда приходят не те люди, что бывают у нас в галерее "Кубива". И мы хотим, чтобы все приобщались и к традиционному, и к современному искусству».

Экспозиция «Тагильский поднос: традиции и рефлексия» завершает уникальный проект Нижнетагильского музея искусств «Тагильский поднос начала XXI века». За 2010-2015 годы в его рамках прошло пять конкурсных выставок: «Природы вечной круговерть», «Сохраняя розу», «Плодов и фруктов дивный сад», «Вспоминая прошлое» и «Музей на зеркале подноса».

«270 лет назад на Урале изделия из дерева, бересты и металла стали расписывать особым маховым письмом с набором двух красок на кисть. Тагильский поднос – стал составляющей частью традиционного уральского письма, - рассказывают искусствоведы музея. -  Итоговая выставка объединяет разнообразные произведения художников Нижнего Тагила, по-разному раскрывающие тему прошлого, настоящего и будущего тагильской лаковой росписи по металлу. Здесь лучшие конкурсные подносы разных лет, работы ярких современных мастеров тагильской лаковой живописи по металлу, работающих в цветочном, плодово-ягодном, орнаментальном и сюжетном направлениях: Ирины Решетовой, Жанны Овчинниковой, Натальи Прудниковой и многих других. Впервые в таком проекте принимают участие живописцы, графики, художники современного искусства. Елена Чебакова, Лариса Грачикова, Николай Грачиков, Рефат Мамутов, Диана Брюханова и другие».

«Я сейчас преподаю в художественной школе, конкретно роспись преподаю. Детям нравится, и каждый год два или три человека поступают в училище, дальше изучают. Все традиции, всё наследство наше постоянно передаётся, – рассказала художница Татьяна Бинас. – Сама могу и цветочную, и многослойную роспись сделать. Здесь представлено несколько моих подносов».

Агентство новостей «Между строк»