В Госдуму внесён законопроект о квотировании выбросов в Нижнем Тагиле

Правительство внесло в Госдуму законопроект, вводящий в России механизм квотирования загрязняющих атмосферу выбросов, пишет «Коммерсантъ».

Законопроект устанавливает понятие системы сводных расчётов загрязнения воздуха в населённых пунктах, которые будут использоваться при нормировании и установлении квот выбросов загрязняющих веществ. С 2020 года в порядке эксперимента квоты должны быть введены в 12 самых неблагополучных с точки зрения качества воздуха городах: Нижнем Тагиле, Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Новокузнецке, Норильске, Омске, Череповце, Челябинске и Чите. Правительство уже утвердило комплексные планы по снижению выбросов для этих городов. В законопроекте отмечается, что губернаторы будут нести персональную ответственность за достижение целевых показателей, закреплённых в этих документах.

Крупные промышленники критикуют документ, указывая, в частности, на возможную коррупциогенность нового механизма регулирования. При этом, предупреждают эксперты, эффективность вводимого нормирования может быть низкой: основные источники загрязнения воздуха, в том числе автотранспорт, квотами не ограничены, а в самом законопроекте содержатся упоминания о регулировании дорожного движения, но не звучит конкретики.

Ранее Российский союз промышленников и предпринимателей выступил с резкой критикой нового механизма регулирования: в частности, представители рынка заявляли, что для многих предприятий единственный путь достижения показателей квот — закрытие производства или снижение объёма производимой продукции, что скажется в том числе на снижении доходов граждан и приведёт к значительному сокращению рабочих мест.

«Инструмент применения квотирования — это экстренная мера, которую целесообразно применять в крайних случаях, если другие инструменты не сработали. В качестве одного из инструментов Минприроды уже решило внедрять наилучшие доступные технологии на 300 пилотных предприятиях, вносящих 60% в загрязнение РФ, с 2019 года», — заявил представитель компании НЛМК.

У региональных властей уже есть полномочия по ограничению движения транспорта в зонах с неблагоприятной экологической обстановкой: так, 26 апреля вступил в силу закон «Об организации дорожного движения», согласно которому субъекты федерации могут вводить ограничения (или прекращать движение) транспортных средств определённых экологических классов. Необходимые изменения ранее были внесены и в правила дорожного движения: появились новые дорожные знаки, ограничивающие въезд автомобилей с низким экологическим классом двигателя. Однако данными полномочиями пока не воспользовался ни один город.