УВЗ против РЖД: ничья

Уральский транспортный салон «Магистраль-2014», проходящий в эти дни в Нижнем Тагиле, изначально презентовали как деловое мероприятие. Поэтому главным событием первого дня стала не демонстрация немногочисленной техники, а пленарное заседание о судьбах российского транспортного машиностроения, к которому на полигон «Старатель» пожаловал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Значился в списках участников заседания и полпред Игорь Холманских, пробывший, к слову, на выставке весь день и принимавший участие в церемонии её открытия вместе премьером Денисом Паслером. Федеральные «випы» на «Магистраль», заявившую о своём региональном статусе, не приехали, если не считать делегированного «для приличия» замминистра транспорта РФ Алексея Цыденова.
Пленарное заседание ставило своей задачей обсуждение новых институциональных механизмов развития транспортного машиностроения. Обозначенные в программе тезисы, переход от госстимулирования НИОКР к венчурному финансированию,   предполагали интересную экспертную дискуссию. Но ни Игорь Холманских, ни Евгений Куйвашев не задали дискуссии нужное направление, ограничившись программными заявлениями о необходимости решения актуального сегодня вопроса импортозамещения, подготовке инженерных кадров и успешном выполнении «поставленных президентом задач».  
Позитивный фон дискуссии нарушил генеральный директор корпорации «Уралвагонзавод»  Олег Сиенко, который начал своё выступление с констатации проблем машиностроения.

«Кризис – это не подходящее время, когда нужно вкладывать в разработку. Но я вас уверяю, что это как раз то время, когда нужно готовиться к тем вызовам, которые ждут нас в последующие периоды. За чёрной полосой всегда появляется белая, поэтому мы надеемся, что прогибы в экономике, которые сегодня существуют, когда-нибудь закончатся», - заявил Олег Сиенко.

По словам руководителя УВЗ, корпорация обладает на сегодняшний день уникальными разработками, такими как вагон-хоппер модели 19-5167 с кузовом из композиционных материалов, и достаточным потенциалом, чтобы выжить на «стагнирующем рынке».


Развитие через инновации стало, вообще, главным тезисом речи Олега Сиенко, который даже сделал несколько комплиментов «Тихвинскому вагоностроительному заводу», конкуренция с которым «даёт возможность чувствовать дыхание друг друга» и «не даёт возможности ни на минуту остановиться».
Украинские компании-конкуренты, напротив, удостоились критики гендиректора УВЗ, который обвинил их в демпинге за счёт снижения качества своей продукции.

«Наши братья, или как мы их называем наши “заклятые враги”, вагоностроители с Украины, осуществляли заметную экспансию на наши рынки, поставляли ежегодно свою продукцию на сумму от 3,5 до 4 млрд долларов, конечно, демпингуя. Не хочу усугублять сегодняшнюю политическую ситуацию, но я много раз говорил о том, чтобы все выступали в честной конкурентной борьбе. Мы выпускаем вагоны по положениям, чертежам и из материалов, сертифицированных жесточайшей приёмкой РЖД. А наши товарищи используют совершенно другие материалы, другие технологии, которые удешевляют продукцию и, соответственно, оставляют её без каких-либо гарантий. Если бы это происходило на нынешнем этапе, то вагоностроение не только на Урале, но и во всей России, пришло бы в полный упадок», -рассказал гендиректор корпорации «Уралвагонзавод».

Не смог Олег Сиенко не вступить в заочную дискуссию с главой РЖД Владимиром Якуниным, который находился в этот момент в Екатеринбурге на координационном совещании по развитию Транссиба.

«У нас есть большая беда в том, что не происходит планового списания вагонов. Мы бьёмся над этим, но находимся в абсолютно неравных рыночных условиях. Нам не хотелось бы иметь причину почтить минутой молчания кончину вагоностроения на Урале и в России. Нам пришлось создать транспортную компанию “УВЗ-Логистик”. Мы так выживали в 2009 году, когда создавали компанию с “Транснефтью”, для того чтобы сохранить основную производственную площадку, так нам пришлось сделать и несколько лет назад. То, что мы наполняем эту компанию вагонами, позволяет стабильно работать нашей основной площадке в Нижнем Тагиле», - заявил Олег Сиенко.

 Генеральный директор УВЗ отметил, что вагоностроение замыкает на себе 24 отрасли народного хозяйства, а мультипликативный эффект, который будет получен российской экономикой в случае изменения правил списания старых вагонов, компенсирует необходимые для этого инвестиции.

«Почему это не делают Российские железные дороги? Инновационные вагоны – это безопасность движения, это безопасность жизни людей», - продолжил руководитель корпорации.

Руководитель РЖД Владимир Якунин, так и не приехавший, вопреки ожиданиям некоторых чиновников, на «Магистраль», ответить Сиенко не смог, поэтому роль третейского судьи взял на себя замминистра транспорта Алексей Цыденов. Чиновник попытался снизить градус дискуссии, отметив, что при решении вопроса списания старых вагонов нужно соблюдать баланс интересов. По мнению Цыденова, нужно учитывать не только позицию вагоностроителей (УВЗ) и операторов (РЖД), но и пользователей услугами железнодорожных перевозок. Любые эксплуатационные затраты ложатся, по словам замминистра, в стоимость перевозки грузов. Баланс интересов Цыденов видит в продлении срока службы вагонов через модернизацию, при этом процедура продления будет усложнена, но не будет иметь запретительный характер.

«Эти меры создают условия, чтобы не возникла ситуация для единовременного списания порядка 60 тысяч вагонов, но в то же время создаёт условия для производства и стимулирования сбыта новых вагонов. При этом мы понимаем, что новые вагоны должны быть, прежде всего, инновационными, с новыми потребительскими свойствами. Что касается вагонов УВЗ, о которых сегодня уже говорилось, то министерство транспорта подтверждает, что эти вагоны инновационные, и свою позицию, в том числе,  направит Федеральную службу по тарифам для предоставления скидки на перевозки при использовании данного вагона», - заявил Алексей Цыденов.

Участвовавший в пленарном заседании главный инженер Свердловской железной дороги Игорь Набойченко темы списания старых вагонов в своём выступлении не коснулся, рассказав только о текущих проектах по обновлению локомотивного парка.

Агентство новостей «Между строк»