«Танцевальный» Достоевский на сцене Молодёжного театра

Автор: Оксана Исупова

Спектакль «Белые ночи» по повести Ф.М. Достоевского пополнил репертуар Нижнетагильского Молодежного театра. Премьера состоялась 15 марта и произвела фурор. Такого интересного взгляда на классику мы еще не видели. Петербург, Белая ночь, и фантазии героя оживают на сцене…
Режиссёр Анфиса Иванова заканчивает Санкт-Петербургскую Государственную Академию Театрального Искусства (мастерская Анатолия Праудина), спектакль «Белые ночи» - это ее дипломная работа, за которую девушке предстоит получить оценку лишь в мае.Ну, а пока, находясь в ожидании, Анфиса поделилась с агентство новостей «Между строк» своими эмоциями.

- Анфиса, а как вы, вообще, попали в Нижний Тагил? Чем был обусловлен выбор именно Молодежного театра?
На самом деле, это не я выбрала Молодежный театр, это он выбрал меня. Я всего лишь составила резюме и разослала по разным театрам, кстати, также поступили еще пять моих однокурсников. А уже здесь в Тагиле художественный руководитель, рассмотрев, резюме пригласил меня работать.
- Материал, с которым вы работали, довольно сложен. Почему Достоевский, почему «Белые ночи»? 
Мне было очень интересно поставить такую сложную и совсем нетеатральную вещь. Можно сказать, я об этом мечтала. Года два вынашивала идею. Достоевский – фантаст, а я это очень люблю. Повесть «Белые ночи» мне очень близка. В чем-то я сама похожу на главного героя. Мне хотелось раскрыть внутренний мир Мечтателя, его радости, трагедии… Два месяца ушло, на то, чтобы поставить «Белые ночи». А до этого целый месяц я думала о работе дома.
- Актеры на сцене много танцуют. Танец завораживает, раскрывает внутренний мир героев, обрисовывает город. Идея сделать постановку танцевальной пришла сразу?
Да, я с перовой минуты увидела танец. Поняла, что без него просто никак. Он действительно раскрывает образы героев. Да и актеры были этому только рады.
- Кстати, об актерах, как складывались отношения с труппой, во время работы над спектаклем, не возникло ли каких-либо сложностей?
Все актеры – замечательные ребята. Хотят работать, а это главное. Ну, а самая большая трудность – это «услышать» Достоевского. Его атмосфера очень влияет на весь творческий коллектив, но когда понимаешь мир автора, то становится легче.
- Уход от традиционной подачи материала, новый язык, понятен не всем. Знаю, что многие не разделяют ваших взглядов, говоря, что «классика должна оставаться классикой». Кому-то Мечтатель показался сумасшедшим и неправдоподобным.
Ну, я не знаю, что считают другие. Наверное, они бы сделали по-другому. Я вижу Достоевского и его героев именно так. Ничего не могу с этим поделать. Современный зритель устал от театральных штампов. Мне кажется, поэтому, классические постановки, сегодня практически не смотрят. А вот, если появятся новые формы и новые взгляды на классику, то театр, будет процветать.
- Образы Петербурга, такого по-достоевски, демонического и прекрасного одновременно, и образ «Белой ночи» заслуживают отдельного внимания. Они подчеркивают одиночество героя. Как вы работали над созданием этих «абстрактных» персонажей?
Вы правы – одиночество, придуманный мир. Они – его фантазии. А может, герой умеет видеть, то, что другим не дано?! Мы с первой репетиции сговорились с актерами, что из герои должны быть не бытовыми, но, в то же время и конкретными.
- Анфиса, а для кого в первую очередь спектакль?
- Для зрителя, который не любит театральных штампов. Очень хочется, чтобы зритель хотел думать вместе с нами!
- А как в целом впечатление от работы? Всем довольны?
Это моя первая самостоятельная работа. Первым ее этапом я довольна. Но над спектаклем, конечно, еще надо работать. В общем-то, я сейчас говорю не только о «Белых ночах». Премьера – это только начало. Далее всегда есть над чем поработать.
- Вы обозначили постановку как «спектакль праздник с щемящей нотой», поясните пожалуйста такой ход?
Это означает, что все происходящее праздник, но не только… Как и в жизни, тут есть грусть. Мне кажется, такой подход очень близок к Достоевскому. Такая своеобразная, светлая грусть… Все герои добрые, но печальные…