Репортаж из здания, куда пускают лишь несколько раз в году (ФОТО)

Нижние провиантские склады напротив большого здания краеведческого музея часто притягивают местных фотографов. Сделать памятный снимок возле маленького серого домика с колоннами в последнее время стало модным трендом среди молодоженов, а вот попасть внутрь довольно проблематично. Фондохранилище, расположенное в этом помещение, чаще всего закрыто для общего доступа. Но нашему корреспонденту все-таки удалось там побывать.
- У нас есть определенная инструкция, согласно которой, мы не должны пускать сюда посетителей, – рассказывает Ольга Бастрикова, научный сотрудник отдела фондов музея заповедника. - Если, придя в тот же музей ИЗО, достаточно всего лишь купить билет, то у нас все совсем иначе. Попасть внутрь нижних провиантских складов можно лишь по предварительным заявкам и только при коллективном посещении.
Но бывают и исключения. В этом году  фондохранилище распахивало свои двери трижды: в Ночь музеев, в День города, и вчера, в День знаний. Все желающие имели возможность полюбоваться внутренним убранством небольшого здания. А посмотреть там действительно есть на что.
Выставка «Керамика сквозь века», созданная два года назад, специально к Международному дню музеев, является главным украшением провиантских складов. 

      

Как рассказала Елена Косырева, автор экспозиции, выставка была построена на предметах из собрания собственных фондов.
- Нам кажется, что история жизни людей на среднем Урале очень хорошо прослеживается через историю отношения к керамике.  Поразительно, как из глины – продукта распада горных пород, можно сделать такие замечательные вещи. Пластичные свойства материала были замечены еще 10 тысяч лет назад. На нашей выставке представлены первые керамические работы того периода.
Помимо этого стеклянные витрины содержат экземпляры западноевропейского фарфора 18 века, ранние вазы-полоскательницы того времени, действительно, поражают своей изящностью и грациозностью.

     

Несмотря на модные тенденции Запада, российский фарфор также пользовался бешенной популярностью в разное время.
- В середине 19 века Россией овладела фарфоровая лихорадка. Наш фарфор ценился своей молочно-белой глиной, тогда как китайский всегда имел желтоватый оттенок, а западноевропейский – голубой, - делится Ольга Бастрикова. - У нас представлен российский фарфор различных эпох, от императорского до советского.
Прогуливаясь среди витрин, можно наблюдать, как менялась роспись и формы с годами: на смену изысканным цветам, пришел серп и молот. Вообще, раньше  ни одна семья не обходилась без приличного чайного или кофейного сервиза. Фарфоровые кувшины, петушки и прочие изделия украшали серванты, стенки и полочки наших бабушек и дедушек.
- Очень многие посетители, рассматривая экспонаты, восклицают: «Ой, у моей бабушке был точно такой же петух»! Люди, как правило, приходят в восторг, – смеется Ольга Бастрикова.
Однако не одной керамикой богато фондохранилище. Здесь скоплено немало занятных работ от картин до предметов интерьера. Некоторые из них уже выставлялись в музеях Нижнего Тагила, а какие-то ждут своего часа.

   

- Главным нашим сокровищем является знаменитая тагильская Андромаха. Надгробный памятник, изготовленный Еленой Демидовой для своего покойного супруга Павла Демидова. Памятник долгое время стоял в усыпальнице Демидовых на Вые, позже был перенесен в центр клумбы завода им. Куйбышева, затем, во время съемок фильма «Приваловские миллионы», «перекочевал» в центр фонтана у демидовской поликлиники и уже потом попал к нам. Несколько раз на прекрасную Андромаху посягали злоумышленники, пытаясь отрезать ей голову, и, очевидно, продать. Благо, сейчас скульптура находится в фондах музея. Это, действительно, бесценная вещь, – рассказывает Ольга Бастрикова, бережно глядя фигуру по голове. 

Перед выходом из здания, пришлось оставить свои данные и прописать цель и длительность пребывания в специальной книге. 
- А что вы хотите, у нас все серьезно, - поясняют сотрудники.

Историческая справка: Нижние провиантские склады – одно из старинных каменных зданий Нижнего Тагила, построенное еще в 18 веке. Изначально оно было предназначено для хранения провизии, поскольку часть зарплаты демидовские рабочие получали продуктами. В 70-годы XX столетия здание было передано музею-заповеднику.