«Побойтесь Бога, даже КПСС себе такого не позволяла». Главный свердловский эсер Александр Бурков – о задаче победить партию власти, «сложноватом» Тагиле и сговоре с Куйвашевым

В понедельник, 14 марта, депутат Госдумы Александр Бурков официально открыл в Нижнем Тагиле Центр защиты прав граждан «Справедливой России». Популярного политика называют «проходным» кандидатом в состав парламента нового созыва, а конкуренции с ним боятся даже известные единороссы. Бурков до сих пор держит паузу и не объявляет, по какому свердловскому округу планирует переизбираться, чем заметно нервирует коллег из других партий. Одним из вариантов для выдвижения политик называл Нижнетагильский округ, который сам считает «сложноватым». О задачах эсеров, авторитете Носова, отношениях с Куйвашевым, заслугах Караваева и необходимости использовать Муриновича – в интервью Александра Буркова агентству новостей «Между строк».

- Александр Леонидович, вы уже определились, по какому округу пойдёте на выборы в Госдуму?

- Ещё нет, потому что у нас приниматься все решения будут на уровне Москвы. Сначала будут местные отделения предлагать, кого куда, потом уже региональные.

- А вам лично на какой территории было бы удобнее работать?

- Мне любой округ удобен, это вся моя родная и любимая область. Я избирался в последнее время со всего округа Свердловского, хотя первое время – по Серовскому району, дважды в Законодательное собрание избирался по северу и по своему родному городу Кушве. Это был 98-й округ. Тогда победил Павел Федулёв. Позже его отправили в тюрьму (за убийства и рейдерские захваты – прим. ред.).

- На выборах в этом году вам придётся соперничать с сильными конкурентами в лице новых левых партий вроде «Партии пенсионеров». Каковы ваши шансы сохранить кресло в Госдуме?

- Мы уже имеем опыт побед. В своё время мы победили в Екатеринбурге, набрали больше, чем «Единая Россия». Проблема заключается лишь в том, как противостоять административному ресурсу при выборе одномандатников. К сожалению, партия власти в этом случае всегда применяет разные методы. Когда я шёл в 2013 году в мэры Екатеринбурга, у меня в списке кандидатов было три Бурковых, два Александра Леонидовича. Один от «Справедливой России», а другой от ООО «Справедливое ЖКХ». То есть был товарищ водителем, и за неделю до выборов он стал директором этой организации.

- Вы не раз заявляли о том, что партия власти фальсифицировала выборы.

- Да, следственный комитет подтвердил факт превышения избирательных бюллетеней от общего количества избирателей. Очень много нарушений было выявлено, но дело дальше не пошло. Видимо, власти это не было нужно.               

- Какая задача для партии стоит на этих выборах?

- Победить «Единую Россию», желательно на выборах и в Государственную Думу, и в Законодательное собрание. Сегодня мы не можем поменять ни избранных мэров, ни губернаторов назначенных, но мы можем влиять на их решения через Законодательное собрание в качестве контрольного органа, органа, который формирует бюджет и утверждает его.

- Какую партию считаете наиболее опасным конкурентом на выборах 2016 года?

- Только «Единая Россия», других нет. У народа она воспринимается как партия дела, которая реально делает что-то. Только мы всё время забываем, что делает она это за счёт бюджетных средств. Помню, в Екатеринбурге объявили – «Единая Россия» построила станцию метро. Побойтесь Бога, даже КПСС себе такого не позволяла. Они, что, на свои партийные взносы построили, сами? Кроме того, они обязаны были это сделать, так как у власти. А они нам это преподнесли как великое благо.

- Ранее в качестве основы для агитации вы использовали такую беспроигрышную тему, как ЖКХ. На каких темах в ходе предвыборной кампании в этом году партия будет акцентировать внимание?

- Дело не в темах. Для нас они не меняются в зависимости от времени – в период выборов или после. Мы занимаемся темой «Справедливое ЖКХ» с 2010 года по Свердловской области. С 2014 года начали открываться центры защиты прав граждан. Мы ежедневно пытаемся оказывать реальную помощь гражданину, не важно, с каким вопросом.

- Сегодня вы открыли в Нижнем Тагиле Центр защиты прав граждан. Он начал принимать горожан с 1 марта. С какими проблемами к вам обращаются тагильчане?

- Сферы самые разные – здравоохранение, образование, ЖКХ, трудовые споры. Собственники жилья в Тагиле жалуются на то, что управляющие компании (УК) кладут деньги за сдачу аренды общедомовых площадей под размещение рекламных щитов себе в карман. Есть также проблемы с межеванием территории. Когда отмежевано только на бумаге, а по факту никто не даёт землёй пользоваться. Есть и такое, что УК начисляет за отопление по утверждённому муниципалитетом нормативу, а расплачивается с ресурсниками по общедомовому прибору учёта, разницу кладёт себе в карман.  Для таких ситуаций у нас есть пошаговые инструкции в центрах, что и как нужно делать. Например, помогаем готовить исковые заявления.

- Получается, что вы заранее темы отрабатываете, к выборам народ готовите?

- Мы не заранее их отрабатываем. Мы помогаем людям. Мы с детьми войны работаем, например, помогаем найти места захоронения их родителей, тех, кто пропал без вести, был в плену. И я уже сегодня вижу слёзы у стариков, когда они узнают о своих родителях, получают документы об их наградах.

- Но вы же планируете какой-то электорат привлечь при помощи открытия центров защиты прав граждан в регионах?

- Тут мы не электорат получаем, а гору проблем. Люди же, как правило, приходят в центр оппозиционной партии, после того как прошли все круги ада – губернатора, мэра, «Единую Россию», Медведева. Тут мы учим людей защищать свои права и объединяем их, а они уже потом сами свои проблемы могут решать.

- Расскажите, как вообще идёт подготовка партии к выборам? Уже готовы списки кандидатов? Кто по Нижнетагильскому округу пойдёт?

- Сегодня списки по Тагилу ещё утверждаются. У нас есть действующая фракция – Мартюшёв, Муринович. Это, на мой взгляд, достаточно сильные депутаты, хотя разноплановые совершенно. Каждый специалист в своей сфере, кто-то в области телевидения.

- Это Муринович. Можете ему характеристику дать как кандидату в Заксобрание?

- Это профессиональный телевизионщик, человек, который, я надеюсь, видит проблемы через призму объектива. С журналистами общается, за Тагил переживает. Он ставит проблемные вопросы на думе и решает их. Здесь, я считаю, Муриновича надо использовать для выдвижения в Законодательное собрание Свердловской области.

- Это будет непросто.

- Здесь вообще в Тагиле будет сложновато, у вас сильный мэр, который представляет «Единую Россию». Он вошёл в Высший совет «ЕР», кандидат номер один на губернаторский пост, получается, от партии власти. И здесь, конечно, сложно. Никто страх перед партией власти не отменял. У простых граждан, у бизнесменов это всё есть.

- В Заксобрании сейчас сильный пул – Погудин, Рощупкин и Кушнарёв. Как быть с ними?

- Конечно, и Рощупкин, и Кушнарёв – это люди, которые, во-первых, по статусу очень сильные, за ними стоят десятитысячные трудовые коллективы. Да, не просто, но будем искать возможности, пути выхода.

- Прокуратура Свердловской области ранее обвинила Александра Караваева в срыве программы капремонтов. Почему вы в ходе одной из последних пресс-конференций возложили ответственность за произошедшее на российского премьера Дмитрия Медведева и федеральное правительство?

- «Единая Россия» продавила закон по капремонтам в Государственной Думе. Ни одна оппозиционная партия его не поддержала. Система капремонтов сегодня неэффективна и несправедлива. Это финансовая пирамида, авантюра российского масштаба, она сравнима только с чубайсовской приватизацией. Сегодня десятки миллиардов денег, которые собираются с народа, отправляются в общий котёл, а потом ими на своё усмотрение распоряжаются чиновники или другие люди. Да, Караваев был руководителем Фонда капремонта. Он изнутри как раз и показал всю несправедливость и неэффективность этого закона. Вы посмотрите, практически половина директоров фонда сегодня уволилась по собственному желанию, понимая, что эта программа нерабочая.

- Теперь Караваев планирует избираться в Заксобрание. Каковы его шансы?

- Шансы есть прямые, как и у любого человека, если он хочет дальше делать свою работу хорошо. Да, его сегодня министерство обвиняет в том, что он не освоил 4 миллиарда рублей. А я считаю, что он поступил честно. Ему предлагали ремонтировать сгоревшие дома, где собственников даже нет.

- Год назад из партии ушла Оксана Дмитриева. Свой уход она объяснила тем, что партия, как оппозиционная, уже не имеет былой силы. Ушли также Грачёв, Андрей Крутов, Наталья Петухова, Дмитрий Ушаков. Как сильно это ударило по партии?

- Оксана Дмитриева была сильным и эффективным депутатом, у неё колоссальный опыт политической борьбы. Но, к сожалению, то, что было допущено на перевыборах в региональное отделение в Санкт-Петербурге, идёт вразрез с нашей позицией и её ранними заявлениями. Произошла фальсификация, и ряд действующих депутатов не был допущен. За это она была исключена из партии, отстранена от руководства региональным отделением. Но я понимаю, что она сильный политик и сегодня может составить нам конкуренцию в какой-либо партии.

- А какие у вас отношения сейчас с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым? СМИ часто обвиняют вас с ним в политическом сговоре друг с другом.

- А у нас Тунгусов воюет с губернатором? Это два разных центра?

- По сообщениям разных СМИ – да.

- Да. Так вот почитайте некоторые СМИ годичной давности – там я был человеком Тунгусова. Поэтому я уже к этому привык, что меня приписывают то к одному, то к другому. И когда начинаются выборы, почему-то все бьют только Буркова и «Справедливую Россию». Я помню, в 2013 году на зданиях висели большие плакаты с чёрным пиаром против Буркова. Если бы у меня были хорошие отношения с губернатором, наверное, не было такого чёрного пиара в отношении меня. Но это есть. И, наверное, не сидел бы мой старший брат. Перед выборами мэра мне говорили не ходить в мэры, а то будет плохо. А он отсидел в СИЗО три года, потом дело тянулось ещё.

- А вы могли бы заключить временный союз с администрацией области или города для достижения каких-то политических целей?

- Нет, потому что это идёт вразрез с нашей программой и позицией. Наша задача – взять власть, а не лечь под неё, как это делают партии-однодневки.

- А ваша позиция как оппозиционера, она вообще какая?

- Моя позиция простая. Меня часто обвиняют в том, что мы раскачиваем лодку, страна в опасности. Да, сегодня внешний враг силён, мы видим санкции, информационную войну. Но мы считаем и говорим всегда, что страна рухнет, если она не будет справедливой. Россия тогда перестанет быть единой.

Беседовала: Евгения Музяева