От эпохи повышенной турбулентности – к ведущей роли в мире. Главные тезисы доклада Медведева о социально-экономическом развитии России

От эпохи повышенной турбулентности – к ведущей роли в мире. Главные тезисы доклада Медведева о социально-экономическом развитии России

Премьер-министр России Дмитрий Медведев опубликовал доклад о социально-экономическом развитии страны. Он обозначил основные направления социально-экономического развития, подчеркнул, что Россия продолжит «продвигаться по пути внешнеэкономической открытости» и пообещал, что инфляция по итогам 2016 года не выйдет за пределы 6%. Ознакомиться с документом полностью можно в журнале «Вопросы экономики». АН «Между строк» отобрало наиболее важные тезисы премьерского доклада – о причинах кризиса и планах по выходу из него и о том, что значит «жить по средствам».

Во-первых, Дмитрий Медведев заявил, что российская экономика сейчас проходит период «глубокой трансформации» и в ближайшие годы эту систему страны ждёт коренное обновление. Нынешнюю экономическую нестабильность премьер связывает с политическими факторами, которые сейчас подменяют законы рыночной конкуренции. В этой связи выросла степень непредсказуемости мировых рынков. Сочетание внешних и внутренних проблем, отмечает премьер, погубило бы Россию в 1990-е годы, но «испытание кризисом» доказало способность сформировавшихся за последние 15 лет экономических, политических и социальных институтов к адекватной реакции. Однако к резкому падению цен на «основные экспортные товары», считает Дмитрий Медведев, не может приспособиться ни одна страна.

«Вот уже на протяжении ряда лет мы живем в условиях повышенной турбулентности, которая проявляется во всех сферах социально-экономической жизни – в динамике производства и внешней торговли, уровне благосостояния и занятости, на финансовых и валютных рынках, – пишет Медведев. – Сформировался глобальный финансовый рынок, способный почти мгновенно перемещать по миру огромные суммы денег. Но не сформировалась адекватная ему система глобального регулирования… Рынки всё больше подчиняются политическим законам в ущерб законам экономики… Разного рода санкции – лишь наиболее наглядное проявление этого тренда. Да и колебания цены на нефть в немалой мере оказываются результатом политических договорённостей, а не только соотношения спроса и предложения… В 2015 году нефть подешевела вдвое практически за полгода, что беспрецедентно в современной экономической истории… К такому резкому, стремительному снижению стоимости основных экспортных товаров не может быстро приспособиться ни одна страна – и для нашей экономики это был сильный шок».

«Катастрофического сценария» (неуправляемый бюджетный кризис, срыв в инфляционную спираль и длительное падение рубля, продолжительный и глубокий спад производства, скачок безработицы) удалось избежать, заявляет Дмитрий Медведев. По его словам, причиной этого стало игнорирование «популистских» решений, наподобие фиксации валютного курса, увеличения бюджетных расходов и введения госрегулирования цен. Таким образом удалось сохранить фундамент для обеспечения макроэкономической стабильности.

Но главный фактор низких темпов развития российской экономики, признаёт премьер-министр, – её структурные проблемы.

«Вместо реализации внешне популярных, но безответственных предложений мы занялись систематической работой по противодействию шокам и одновременно формированию условий для глубокого обновления экономической системы, – говорит премьер. – Результаты оказались лучше большинства прогнозов. И это вовсе не потому, что внешний фон стал мягче. Напротив, и международная ситуация усложнилась, и цены на нефть упали существенно ниже прогнозов. Мы выстояли потому, что удалось сформировать действенную систему антикризисных мер, позволившую не допустить неконтролируемого развития ситуации… Несмотря на колебания валютного курса и в отличие от всех предыдущих кризисов, на этот раз не произошло ни бегства вкладчиков из банков, ни конвертации средств в иностранную валюту… Банковская система проходит через трудный путь очищения, закрытия неэффективных банков. Но, несмотря на закрытие большого числа банков, Россия не столкнулась с банковской паникой».

В дальнейшем, сообщает Дмитрий Медведев, правительство продолжит политику по оптимизации бюджета, определяя баланс между необходимостью эффективных трат и созданием стимулов для возобновления роста. Это премьер называет «жить по средствам». Также страна будет продвигаться по пути внешнеэкономической открытости, несмотря на «сложности геополитического характера». Но импортозамещение не просто лозунг дня, уверен Медведев, а часть долгосрочной стратегии и стержень структурной политики на предстоящий период.

Кроме того, резкое падение цен на нефть и газ привело к изменению структуры бюджета, считает премьер: доля в этом секторе теперь составляет 60%, а это «совсем другая экономическая модель, которая демонстрирует, что она может быть стабильной без рентных сверхдоходов». И это, подчёркивает премьер-министр, главный урок кризиса. Россия значительно сократила отток капитала, и реальный сектор экономики, отмечает премьер, тоже смог устоять. При том «не столько благодаря "терапии" бюджетного правила, сколько из-за "хирургического отсечения" рентных доходов».

«Результатом стал рост конкурентоспособности и соответственно производства в ряде отраслей. В их числе металлургия, нефтедобыча, химическая промышленность, отрасли, производящие продукцию массового спроса (пищевые продукты, одежда и обувь), сельское хозяйство, отдельные подотрасли машиностроительного комплекса и фармацевтика… В кризисных условиях многие российские компании сумели снизить свои издержки. Вместе с эффектом девальвации это привело к повышению эффективности отдельных предприятий и отраслей. Российские металлургические компании сегодня одни из лучших в мире по показателям себестоимости».

В своём докладе Дмитрий Медведев отмечает необходимые характеристики экономического роста для выхода из сложившейся ситуации: устойчивость при сопровождении структурной, технологической и социальной модернизации. Кроме того, темп роста в среднесрочной перспективе должен ориентироваться на среднемировой. При этом недопустимы популизм и жёсткость советской модели.

«В самый сложный период 2014-2015 годов мы не давали пустых обещаний и не совершали опасных действий, – заявляет премьер-министр. – Мы не будем идти по пути включения “печатного станка” и разбалансировки экономики – мер, за катастрофические последствия которых всегда расплачиваются люди. Неприемлемы и предложения ввести в текущих условиях очень жёсткое регулирование экономики, вернуться к образцам советского планирования. Не стоит забывать, что именно жёсткость советской модели привела к её краху в условиях современного общества… Простые решения очень сложны для исправления ситуации в будущем, когда “ошибки простоты” станут очевидны. Все эти предложения удобны для агитации, однако к реальной работе, к реальному улучшению социальной и экономической ситуации отношения не имеют».

Однако антикризисные меры правительства неспособны пока компенсировать падения благосостояния россиян, признаёт Медведев. А это, по его словам, главная задача, наряду с экономическим ростом, обязательным условием их выполнения является политическая стабильность.

«Снизились реальные располагаемые доходы, сократилась реальная зарплата. Особенно пострадали бедные слои, понёс серьёзные потери средний класс. Можно, конечно, говорить об объективных трудностях. Однако это не означает, что органы власти не должны искать и внедрять механизмы, помогающие и в условиях кризиса поддерживать благосостояние людей, – пишет Дмитрий Медведев. – Экономический рост создаёт основу для роста благосостояния, а благосостояние служит источником спроса, без чего невозможен экономический рост. И обязательным, ключевым условием выполнения этой задачи является сохранение политической стабильности в стране. У нас только что прошли выборы. И очень важно, чтобы новая Государственная дума обеспечивала законодательную платформу для ответа на экономические вызовы, которые стоят перед страной».

Среди приоритетов экономической политики премьер-министр видит стимулирование предпринимательства. Главные направления здесь – обеспечение полноценной свободы ведения бизнеса, минимизация рисков и угроз, а также упорядочивание контрольно-надзорной деятельности, защита частной собственности и развитие конкуренции. При этом важное внимание уделяется рейтингу инвестиционной привлекательности регионов, ведь именно здесь «закладываются основы доверия между властью и бизнесом».

«Прежде всего, необходимо переломить негативные ожидания бизнеса… Всем людям надо дать возможность свободно работать, и они заработают – и для себя, и для всей страны… Предприниматели должны быть уверены, что завтра к ним никто не придёт и не отберёт их бизнес, не заведёт необоснованно уголовное дело. И даже если преступление совершено, наказание за него должно быть не только неизбежным, но и адекватным тяжести поступка, а не инструментом вымогательства и нечестной конкуренции… Надо бороться с административным монополизмом и монополизмом крупных корпораций, а не с теми небольшими фирмами, которые благодаря своей эффективности способны занять доминирующие позиции на локальном рынке».

Помимо прочего, задача правительства заключается в социальном развитии, отмечает премьер-министр. По его словам, в условиях демографического роста и повышения продолжительности жизни предстоит обеспечить энергичной поддержкой семьи с детьми и разработать комплексную программу помощи пожилым людям по сохранению активного образа жизни.

«По мере восстановления экономического роста возможности трудоустройства будут расширяться. Однако это не повод для успокоительных выводов, если мы говорим о новом качестве роста. Перед нами стоит задача по созданию миллионов высокопроизводительных рабочих мест. Её решение неизбежно предполагает массовую модернизацию производства, закрытие, временную остановку или реконструкцию старых предприятий, а с этим всегда связаны сокращения занятых, или их переобучение, или смена места работы. Поэтому повысятся требования к рынку труда. Да, по демографическим причинам на этот рынок теперь выходит меньше новых работников, что может облегчить проблемы с занятостью, возникающие при модернизации экономики. Однако для реальной жизни это слишком простое уравнение. Далеко не всегда будут совпадать искомые профессии, специальности и регионы».

В связи с этим Дмитрий Медведев предлагает сосредоточиться на структурных проблемах образования. По его мнению, сейчас важно обеспечить доступность качественного школьного образования, где «закладываются интеллектуальные и технологические успехи страны», и профессионального с возможностью переобучения на протяжении всей карьеры.

«В предстоящие годы Россия будет сталкиваться с конкуренцией и соперничеством между странами за рынки, инвестиции и человеческий капитал, продолжающимися торговыми и финансовыми запретами, неустойчивостью стоимости товаров ее традиционного экспорта. Бессмысленно ждать возвращения благоприятной сырьевой конъюнктуры. Такая стратегия обрекала бы нашу страну на отставание, понижение уровня жизни… Сложность задач, которые необходимо решить, масштаб вызовов, на которые нужно ответить, особенно в условиях ограниченных ресурсов, требуют от правительства очень точных действий. У нас нет возможности экспериментировать или просто ошибиться… Все принимаемые решения должны быть максимально эффективными. Только в этом случае мы сможем в обозримом будущем увидеть не просто контуры новой структуры экономики, а вполне ощутимые результаты. Результаты, которые прежде всего почувствуют люди. Результаты, которые дадут возможность России играть одну из ведущих ролей в мировой экономике», – заключил премьер-министр.

В докладе Дмитрий Медведев использовал исследования экономистов Томаса Пиккети, Барри Эйхенгрина, Кармен Рейнхарт и Кеннета Рогоффа, а также на материалы журналов Economist и Financial Times.

Агентство новостей «Между строк»