Мёртвый «соболь». Как родился и умер единственный профессиональный баскетбольный клуб Нижнего Тагила

В январе 2016 года нижнетагильский клуб «Старый соболь» был снят с чемпионата России по баскетболу. Причина: неуплата взносов за участие. Из-за финансовых проблем «Соболь» все 23 года своего существования находился на грани исчезновения. Было время, когда клуб играл в Суперлиге, но настал день, когда его скудного бюджета не хватило даже на выступление в Третьем дивизионе. «Старый соболь» умер. Историю баскетбольной команды Нижнего Тагила от начала и до конца агентству новостей «Между строк» рассказал создатель и директор клуба Сергей Ежов.

По примеру NBA

У «Уралвагонзавода» есть хоккейный клуб «Спутник», у НТМК – волейбольная «Уралочка». Они относятся к предприятиям и не принадлежат Нижнему Тагилу. Мне хотелось создать клуб, который станет именно что частью города. Я баскетболом занимаюсь с самого детства: играл раньше, теперь тренирую. Идея профессиональной баскетбольной команды в Нижнем Тагиле зрела давно. Надо было создать уникальный узнаваемый брэнд, который бы тесно переплетался с историей города. Отсюда появилось название. «Старый соболь» - клеймо, придуманное династией Демидовых. Писались гимны клуба. Жёлто-зелёные цвета формы символизировали экологическую ситуацию в Нижнем Тагиле. Слоганы придумывали с привязкой к городу: «Победим железом», «Традиция поколений». Пиар-акции делали по примеру ведущей баскетбольной лиги мира – NBA. Увидели, что там фанатам шарфики с цветами клуба продают, – начали делать такие же шарфики. Увидели, что там группы поддержки в перерыве танцуют, – собрали свою группу поддержки. Увидели, что там концерты перед игрой проводят, – делали то же самое. Мы хотели создать клуб, который прославит родной город.

От Диденко до Носова, от мечты до провала

В апреле 1993 года я пошёл к тогдашнему мэру Николаю Диденко с предложением о создании клуба. Мы к тому времени с командой «Политехник» играли во Второй лиге. Оказалось, что как раз тогда действовала программа финансовой поддержки развития спорта, и нам выделили скромную сумму, сейчас даже не вспомню - 5 или 50 тысяч рублей. Но мэр издал постановление о создании МУП «Старый Соболь». Много позже нам выделили зал во Дворце молодёжи. К тому времени мы создали стабильную систему подбора состава из воспитанников местных детско-юношеских спортивных школ. Команда должна была стать возможностью для тагильских ребят проявить себя на спортивной арене и прославить родной город. Я понимал, насколько это важно. Рос без отца, жил на Вагонке, из друзей детства подавляющее большинство либо умерло из-за пагубных привычек, либо оказалось в тюрьме. Баскетбол помог мне избежать такой участи, стал для меня лифтом в жизни. Потому так хотелось развивать этот вид спорта в Тагиле.

Когда город возглавила Валентина Исаева, она поначалу никак не участвовала в жизни «Соболя». Может быть, она думала, что мы проект Диденко, и присматривалась к нам, а может быть, чисто по-женски просто не интересовалась баскетболом. Условия финансирования при этом особо не изменились. «Соболь» к политике не имеет никакого отношения, мы в этих играх не участвуем. Потом мэром стал Сергей Носов. Мы организовывали турниры по стритболу. Чем хорош баскетбол – минимум затрат, по сравнению с тем же хоккеем или футболом. Но в целом приход Носова на финансирование «Соболя» существенно не повлиял.

За всю историю наш бюджет на сезон составлял в лучшем случае 10 миллионов рублей. Администрация в среднем выделяла 6 миллионов, когда больше, когда меньше, и 3-4 миллиона рублей, иногда 5 выделяло областное правительство. Это не идёт ни в какое сравнение с топ-клубами. Между прочим за «топы» играют совершенно «левые» люди: приехали, деньги получили, уехали. А за нас играли свои, родные, ребята, роднее не будет. Но даже в нашем самом лучшем сезоне – восьмое место в Суперлиге – бюджет нашего клуба был самым низким. С одной стороны, это нас закаляло и не противоречило изначальной философии. Мы никогда не покупали игроков. Если и привлекали кого-то со стороны, то только свободных агентов. Обычно это были люди, на которых все уже махнули рукой, а мы им предлагали низкооплачиваемый контракт, но и вместе с тем возможность игровой практики. Часто так бывало, что этих, сначала никому ненужных, легионеров потом забирали уже у нас в клубы рангом выше. Но если мы и получали какие-то суммы от этих сделок, то небольшие. А основной состав формировался по большей части из собственных воспитанников. Те из них, кто показывал класс, опять же уходили в клубы получше. Мы никого насильно не держали. Понимали, что ребята заслужили возможность получать зарплату больше, чем те 20 тысяч рублей, которые им предлагали у нас. Да, мы были донорами, но и в таких условиях основная концепция клуба сохранялась – уход игроков из команды открывал возможности для других воспитанников наших ДЮСШ. Но на большие победы рассчитывать не приходилось.

Почему не получилось

Мы не смогли выйти на самоокупаемость. На это и рассчитывать всерьёз не стоило. В России вообще нет ни одного прибыльного профессионального спортивного клуба: ни в баскетболе, ни в футболе. Всё это игрушки для богатых компаний. Клубу не на чем отработать вложенные в него деньги. На билетах на свои матчи «Соболь» максимум тысяч пять-десять рублей зарабатывал даже при полных трибунах. Шарфы и прочая атрибутика тоже большим спросом не пользовались. Мы всеми силами пытались привлечь массовый интерес болельщиков – в том числе и телетрансляциями игр, но не удалось. Большой спонсорской поддержки от УВЗ и ЕВРАЗ привлечь не удалось. Финансирование из бюджета города и области постепенно уменьшалось. Когда на последнем заседании в администрации нам сообщили о сумме на год в полтора миллиона рублей, сразу стало понятно, что придётся сниматься с чемпионата. А мы ведь уже договорились о том, что начнём проводить матчи в ФОК «Президентский». Каждый сезон мы были на грани, уже даже привыкли к этому, и не верится, что теперь «Соболю» пришёл конец.

«Разве Нижний Тагил не заслужил этого?!»

Все игроки уже разъехались по новым клубам, которые продолжают участие в чемпионате. От клуба осталась ДЮСШ – занятия продолжаются, закрытие «Соболя» на это не повлияло и не повлияет. Важно, что за нами остался и зал: юношеские чемпионаты России проводятся у нас, и воспитанники тагильской ДЮСШ могут в них участвовать без дополнительных затрат на выезды. Может, кто-то из них когда-то достигнет уровня мастерства для попадания в профессиональный клуб – но уже Екатеринбурга или других городов. Конечно, мне обидно, что хорошая идея закончилась именно так. Что-то подобное я чувствовал, когда «Соболь» принимал «Динамо». Мы одержали победу, но динамовцы всё равно уезжали в сопровождении армии фанатов – вот такой любимый клуб есть у Москвы, и он не один. Разве Нижний Тагил не заслужил этого?

Беседовал Антон Селиверстов

Агентство новостей «Между строк»