КультОбзор № 2 «МелаДзен»

Вопреки библейскому завету не сотворить себе кумира, 18 июня в арт-пространстве «Яйцо» состоялось открытие диковинной выставки «МелаДзен», целиком посвящённой творчеству заслуженного артиста Российской Федерации Валерия Меладзе. 
Будучи участником перформанс-труппы «Звучащее тело», я помню, как родилась эта идея. На репетициях мы часто включали песни Меладзе, и Лена Ионова, наша идейная вдохновительница, как-то пошутила, что неплохо было бы сделать выставку работ, прямо или косвенно касающихся Меладзе. В итоге из простой игры слов родилась эта экзотическая выставка. Но такое «шуточное» происхождение никак не умаляет её ценность. Ещё Хлебников писал, какую свободу от данного мира даёт опечатка. Этот полукаламбур-полуоговорка и содержит в себе идею об освобождении через простое, нашедшее своё воплощение в перформансе Евгения Сташкова «Три Мела Цзы». 
...Под дрожащий свет и диссонирующую шумовую музыку угловато двигаются два человека по залу. На сцене в окружении зеркал сидит ещё один, явно обеспокоенный чем-то. Происходящее похоже на какую-то хорошо срежиссированную то ли церемонию, то ли ритуал, смысл которого нам (пока) не понять. Два человека из зала зажигают свечи и делают из сидящего живые весы, поместив на его плечи опору. Человек обретает гармонию и спокойствие от суеты жизни. Заиграла тихая, неторопливая мелодия. «Как ты красива сегодня», – поёт Меладзе. И двое мужчин закружились в неуклюжем, но искреннем медленном танце. А потом «сущности» сняли свои три маски, оказавшиеся тремя ипостасями Меладзе, и взорвались в энергичной и иступлённой пляске под «Сахара не надо». 
Мы, зрители, восхищённо созерцали, как в такой доведённой до абсурда динамичной медитации эти люди нашли освобождение, перестав быть собой (а может, наоборот, наконец-то став кем-то настоящим). 
Потом зажёгся свет, и мы смогли рассмотреть все работы. Работы получились очень разными: это и графика, и живопись, и арт-объекты, и фотографии, и коллажи. В одних сразу же угадываются образы, навеянные творчеством Меладзе, над другими нужно хорошенько подумать. Под каждой работой был помещён лист, на котором была написана «притча» – отрывки из интервью Меладзе, которого величают ни больше, ни меньше, а самим Буддой. 
В глаза сразу же бросается алтарь, сооружённый Дарьей Цветковой, с подношениями в виде таблеток, конфет и окурков. Даша признаётся на своей странице «ВКонтакте», что всегда любила Меладзе и «половина лабсоба» [«Лаборатории событий»] видела, как она рыдала под эту песню [«Вопреки»]. 
А поэтесса и перформер Алина Фрозен угощала всех гостей настоящим чаем Пуэр, попутно посвящая в тайны искусства чайной церемонии и Востока в целом. 
Неизвестно, знает ли сам Валерий Шотаевич о том, что стал главным экспонатом выставки, объектом тиражирования, подобно Мэрилин Монро для Энди Уорхола. Но в любом случае ни у организаторов, ни у участников не было цели оскорбить или высмеять поп-культуру, а даже наоборот – превратить массовое в элитарное. Авторы задумались, возможно ли обрести через незатейливые и повседневные вещи какое-то внутреннее успокоение и умиротворение. В общем, нам был показан достаточно ловкий трюк, как талантливые руки могут что угодно превратить в искусство, заключив это в рамку. А наша задача – выиграть ментальный поединок с этим непростым культурным ребусом, но цена выигрыша в дуэли с искусством поистине велика.

АфишаНТ. Культурный агент Александр Субботин

Фото: Дарья Гимранова