Как проиграть обезьяне и стать самым востребованным фотографом России. Егор Майер рассказал, почему плохие законы не заставят его уехать из Нижнего Тагила

Выпускник Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна Георгий Майер в свои 30 лет - один из самых востребованных международных фотографов России. Его фотоработы можно увидеть в центре Парижа на рекламных щитах, на персональных выставках в Европе, на обложках десятков романов известных зарубежных драматургов и музыкальных альбомов. Несколько дней назад на всероссийском конкурсе Best of Russia две его работы - «Надежда» и "Следуй за белым кроликом" - были признананы лучшими в номинации «Стиль». Победитель множества конкурсов, обладатель престижной международной фотопремии International Photography Awards СНГ – 2015, пропадающий на коммерческих съёмках в Индии, Греции и Франции, и не думает о том, чтобы навсегда покинуть Россию. Что держит его на уральской земле, над чем сейчас работает модный фотограф, о завистниках и «обнажёнке» Георгий Майер рассказал журналисту АН «Между строк».

Жена, муза, компаньон. О Надежде

Мы с Надеждой познакомились в колледже, там и сложился наш профессиональный и творческий дуэт. Сначала занимались дизайном, но по мере этой работы деятельность сместилась в область фотографии. С самого начала над всеми проектами работаем вместе. При этом обязанности каждый раз могут делиться по-разному. Во всех работах чаще всего именно она занимается макияжем моделей, подготовкой костюмов. Надежда и сама может быть моделью, как было в случае с работой на Best of Russia, а может быть фотографом. Но, когда выставляешь работы на конкурс, удобнее указывать одно имя, поэтому сразу условились, что заявлять будем автора первоначальной идеи. С Надеждой у нас несколько разные подходы. У меня прагматичный взгляд на фотографию, мне важны строгие, чёткие линии, выверенные детали. Изначально я делаю эскиз, и конечный результат должен ему полностью соответствовать. Надя может снимок сделать даже спонтанно, поймать момент и сфотографировать, работы у неё получаются плавными, сосредоточены они на эмоции. Я бы назвал такой подход женским. В случае с фото «Надежда» идея была моя, и здесь я проработал всё детально, вплоть до кончиков пальцев.

 

 

«Я терпеть не могу, когда моделей называют голыми»

Даже сейчас в нескольких СМИ увидел статью о Best of Russia: «фотографии голых женщин», «голых моделей» и тому подобное. Мои преподаватели за такое били по губам. Не голые, а обнажённые! «Голые» - это неуважение. А между тем модель – это уважаемая профессия. Как и натурщицы в среде художников. В истории искусства были натурщицы настолько известные, которых художники мечтали привлечь к работе, боготворили их. Когда они умирали, их провожало всё сообщество художников. Поэтому скажу ещё раз: не голые – обнажённые. Что касается фото ню в целом, можно ведь и модель в одежде снять так, что это будет пошло и вульгарно. Не надо ставить «обнажёнку» на первый план – это лишь часть композиции, не главное. К примеру, могу привести свою серию Shadow, где мы использовали игру света и тени. 

Элитные французские духи, итальянский автоконцерн и нобелевский лауреат. Модное фото для известных брендов

За время своей работы сотрудничал с известными западными компаниями - Adobe, Atlantic Records, Alfa Romeo, Lalique. Мои фотографии украшают обложки десятков романов известных зарубежных драматургов и писателей России. В их числе нобелевский лауреат в области литературы Марио Варгас Льоса, популярный французский писатель Бернар Вербер и другие.

 

На протяжении нескольких лет параллельно с портретной и арт-фотографией занимаюсь модной фотографией, благодаря чему работы регулярно публикуются в российских модных изданиях. С 2009 года активно сотрудничаю с модельными агентствами и стилистами международного уровня. Коммерческие съёмки проводились в Индии, Греции, Таиланде, Камбодже, Италии, Испании, Франции и многих других странах.

 

 Успех притягивает завистников

Ещё когда я только делал первые свои профессиональные шаги и не мог похвастаться огромным финансовым достатком, окружающие меня чуть ли не мажором считали. Поскольку часть заказов на свои работы я получаю из-за рубежа и плату за них получаю в иностранной валюте, то сложившуюся ситуацию с курсом рубля можно было бы назвать выгодной для меня. Я стараюсь избегать финансовых вопросов, потому что опыт научил меня, что к любому успеху прилагается куча завистников. Сейчас у фотографа в России совсем не много способов заработать на жизнь, особенно если он хочет профессионально развиваться. С журнальными фото у нас всё обстоит очень и очень плохо. Достаточно сравнить аналоги издания в российской и иностранной версии – это небо и земля.  Коллекционеров, готовых отдать за художественное фото достойные деньги, практически нет.

 

К проблемам фотографов стоит отнести и бреши в законодательстве страны. Я часто вижу, что кто-то использует мои работы в своих целях без разрешения. Раньше я очень остро на это реагировал – сейчас понимаю, что не стоит тратить времени. В этом плане идеальным миром можно было бы назвать США. Там пользователи, даже если контент в интернете, не станут рисковать и попросят у автора разрешение на использование, договорятся об условиях оплаты, потому что боятся нарушить закон, а закон там очень строг. У нас на борьбу за право автора можно убить месяцы и не добиться ровным счётом ничего. Как ни странно, самым прибыльным для фотографа сейчас оказывается проведение мастер-классов. Когда-то фотографы трепетно оберегали секреты своих навыков, теперь готовы раскрыть их любому желающему за деньги. Это хорошо, потому что подтягивает уровень фотографов. Но бывает, что едва научившиеся азам начинают учить других, и это, пожалуй, плохо. Так или иначе, это создаёт общество фотографов, круг по интересам, где люди могут развиваться творчески.

 

 Зона комфорта

Я постоянно нахожусь в рабочем процессе. Если я не снимаю, значит готовлю оборудование для съёмок. Если не занят подготовкой, значит прорабатываю концепцию. В Нижнем Тагиле мы арендуем студию, наверное, самую большую в городе – около 150 квадратных метров. Это даёт нам полный контроль над ходом съёмки. Свет, декорации – всё делается так, как мы захотим и как нужно для дела. Для нас это важно, потому что опять же всё должно соответствовать первоначальному эскизу, в натурных съёмках этого добиться чрезвычайно сложно, поэтому приходится всё создавать самому. Но я обожаю работу в студии. Здесь я чувствую себя как рыба в воде, днями напролёт могу пропадать. Это моя зона комфорта. Мне приходится заставлять себя выходить из студии, но это необходимо, это полезно.

 

 Я люблю бывать в галереях. Это совсем не то же самое, что смотреть фотографии в интернете. И в этом нет снобизма противников электронных книг в духе «настоящая бумага не сравнится с монитором». Просто в галерее все работы расставлены именно так, как художник хотел их показать. То же самое и в фотокнигах - порядок очень важен, это как сюжет истории, которую рассказывает автор. Пролистывая в интернете одну за другой фотографии, расставленные беспорядочно, ты не увидишь мысли.

 

 «Тех, кого мы сегодня называем классиками, в своё время тоже встречали неохотно»

Обыватели судят современных художников по выходкам Павленского, который себя на Красной площади прибил, или по Pussy Riot, которые в храме спели. Но это если и относится к искусству, то лишь часть неё: есть множество других работ и других художников. Чтобы критиковать современное искусство, в нём необходимо разбираться, иначе замысел художника просто пройдёт мимо вас, будет вам непонятен, и его работа, разумеется, не покажется вам интересной. С другой стороны, есть поборники классического искусства, которые для себя определили какие-то рамки, и выход за них автоматически делает тебя недостойным звания художника. Это не мешает к некоторым из таких критиков относиться с уважением, но в данном случае я с ними абсолютно не согласен. Надо понимать, что тех, кого мы сегодня называем классиками, в своё время тоже встречали неохотно. Допустим, некоторые из именитых в прошлом профессионалов, во всём абсолютно адекватные, критиковали фотографию, а к самим фотографам относились с презрением – дескать, они не могут быть настоящими художниками, потому что пользуются аппаратурой. Они считали фотографию временным явлением моды, но ошибались. Подобных примеров масса, и о них не стоит забывать, если вы собираетесь критиковать современников за попытку выйти за рамки привычного.

 

 Чем Россия хороша для фотографа

Чем хороша наша страна для фотографа - здесь просто непаханое поле. Столько материала, который миру просто неизвестен. В Европе или США фотографы уже, кажется, изучили всё, что только возможно. А здесь масса ещё нереализованных идей, простор для развития - именно поэтому мне нравится работать и жить в России. При этом представлять Нижний Тагил. Забавно видеть реакцию заказчиков, когда они узнают, что я из этого города. Не все знают, насколько сильна местная школа художников. Стать в один ряд с ними – большая честь для меня.

 

 О конкуренции и профессиональных секретах

Я убеждён, что в этом деле не может быть конкурентов. Я и мои коллеги работаем в разных областях, если же случается соперничать, то это лишь повод для самосовершенствования, для развития. Я никогда не скрываю секреты своей техники, готов рассказывать свободно и без утайки. Сейчас мы занимаемся проектом «Фотоагент» для подготовки фотографов, которым в случае переизбытка заказов могли бы переправить клиента. Также провожу лекции в художественных институтах. Единственное, что я не раскрываю, – это свои связи по поиску заказов. Эту информацию я отношу к коммерческой тайне.

 

 Эпоха потребления, или Как младенцы обрастают вещами. Новый проект Майера

До этого был проект «Дети сотрудников милиции», где мы снимали детей в форме их родителей.

Сейчас мы заняты серией снимков новорожденных детей, часть готовых работ уже отправлена в Лондон на конкурс. Фотографии будут сдвоенными: портрет и натюрморт. И сама концепция включает визуальное и смысловое содержание. На портрете изображён ребёнок – символ чистой идеальной красоты. В натюрморте будут те вещи, которые ребёнку уже успели купить родители, подарить родственники, – всё, что у него уже есть в материальном мире. Моя идея заключается в том, чтобы на примере детей продемонстрировать эпоху потребления, показать, как быстро люди обрастают вещами. Ведь действительно, некоторым героям этой серии только месяц исполнился, а у них уже столько всего накопилось, малыши чуть постарше успели вырасти из подарков, которые даже распаковать не успели: носочков, маечек. В том числе и по этой причине мы выбрали для серии именно новорождённых: снять все вещи хотя бы годовалого ребёнка кажется нереальным. Мы пригласили к участию своих знакомых, у которых ребёнку на момент съёмки было три месяца, и у него уже столько вещей! Для родителей участие в съёмках, полагаю, было большим опытом. Этот проект и мне многое открыл. Новая фоторабота показала мне, насколько сильно вещи отражают нашу эпоху - эпоху потребления. Я не осуждаю это явление, не критикую – отношусь к нему как к данности. Просто в наше время люди выражают свои чувства посредством материального. У нас своих детей пока нет, но планируем их появление.

 

 

Проиграть альфа-самцу стаи обезьян, но не отступить!

Когда просят показать свою самую лучшую работу, я теряюсь. Все то, что было в прошлом, уже не отражает моего нынешнего опыта и навыков. Я стараюсь работать так, чтобы каждая моя следующая работа была лучше предыдущей. Но при этом с каждой из них у меня связаны важные воспоминания.

Однажды мы с Надеждой ездили в Таиланд на съёмки. Признаюсь сейчас, спустя годы, что они были незаконными по законам Таиланда, поэтому старались найти место в отдалении от людей. Подходящим местом стал остров - неподалёку от отеля была гора с нужным пейзажем.

 

Надежда уже подготовила костюм, сделала макияж, и мы со всем этим оборудованием поднялись на гору. Там выяснилось, что оборудование я не подготовил должным образом, и пришлось перенести съёмку на следующий день. Но и тогда нам не повезло. Наше место заняла стая обезьян. Довольно-таки агрессивных причём. Я взял палку и попытался прогнать их вожака – так я рассуждал: прогоню главного, уйдут остальные. Но не тут-то было. Пока я шёл на обезьяну, она пошла с оскалом на меня. В общем, испугать мне никого не удалось. Считайте, что битву с этим альфа-самцом я проиграл, и съёмку в очередной раз пришлось перенести. Снова с горы и на гору с кучей тяжеленной аппаратуры. Но всё-таки мы сделали то, что задумали. Это, наверное, самое важное – осуществлять свои идеи до конца и не отступать.

Агентство новостей «Между строк»

Беседовал Антон Селиверстов

Фото: личный архив Георгия Майера, соцсеть «ВКонтакте»