История одной коллекции: айсберги и морские просторы Игоря Рубана

«Афиша МС» продолжает знакомить читателей с коллекцией музея изобразительных искусств Нижнего Тагила в рамках проекта, посвящённого его 75-летнему юбилею. В первом выпуске «Истории одной коллекции» мы рассказали о том, как реставратор музея спасала пострадавший в пожаре портрет Евдокии Анненковой. Сегодня расскажем о работе музейщиков с коллекцией известного московского художника Игоря Рубана, которую ещё не видел тагильский зритель.

В прошлом году Нижнетагильский музей изобразительных искусств получил в дар около тысячи произведений известного советского художника, путешественника и журналиста Игоря Рубана. Щедрый подарок тагильчанам сделал сын и наследник художника Георгий Игоревич Рубан.

«С сыном художника мы знакомы давно, в 2006 году он передал в наш музей несколько работ отца. В 2009 году мы получили первое место фестиваля “Интермузей” за проект “Все мы эпохи”, в котором рассказывалось о незаслуженно забытых и неоценённых художниках. В их числе был Игорь Рубан. Затем вышла наша статья о Рубане в журнале Третьяковской галереи “Русское искусство”. И Георгий Игоревич сказал, что тагильский музей работает лучше других музеев с наследием его отца. А это наследие колоссально: художник ездил в два десятка экспедиций и никогда не выпускал кисть из рук. Сегодня коллекция Рубана одна из самых больших коллекций одного художника в нашем музее», рассказала «Афише МС» директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств Марина Агеева.

Игорь Рубан — ученик знаменитого художника, искусствоведа и реставратора Игоря Грабаря. В историю искусства Рубан вошёл как певец природы Крайнего Севера и Антарктиды, в которую влюбился во время своих многочисленных экспедиций. У Рубана была многодетная семья, которая жила достаточно бедно, поэтому живописец зарабатывал журналистикой, был членом Союза журналистов СССР.

Весомую часть «тагильской» коллекции Рубана составляет так называемая морская серия — более 300 этюдов из экспедиций, в том числе в Антарктиду в 1956–1957 годах. Также в переданной в музей коллекции есть студенческие работы Рубана, графические листы, папка рисунков на картоне.

«Около 1000 этюдов Игорь Рубан написал за время экспедиции в Антарктиду. Фотография тогда считалась дурным тоном, поэтому писал Рубан очень много, хотя и выполнял на корабле другую работу наравне с командой. Он работал в шторм, в холод на специально отведённом месте на палубе. Наверное, если выстроить этюды в линию, получится проследить весь маршрут экспедиции. Море было его стихией. Всё это живые, натурные зарисовки, художник показывал правду суровых условий, в которых оказался: во время экспедиции люди гибли, проваливались машины под лёд», говорит Ольга Семёновых, художник-реставратор масляной живописи.

Вместе с произведениями отца Георгий Рубан передал в тагильский музей холсты, краски, клей, с которыми работал художник. Это стало большой помощью для реставраторов, которые во время работы столкнулись с массой сюрпризов. Оказалось, что непростые условия, в которых Рубан писал большую часть картин, повлияли на сохранность полотен. Художник часто использовал подручные средства: вместо холста — грубую мешковину, вместо подрамника — неровные рейки, сколоченные из старого забора. Но несовершенство материала автор обыгрывал художественными приёмами, говорят реставраторы музея.

«Работать в экспедиции приходилось быстро, поэтому он не очень смотрел за качеством натяжки холста. Краски на морозе размешать невозможно, поэтому Рубан разводил их авиационным керосином. Изображения были сильно повреждены, были очень грязные, с разрывами. Ещё мы обнаружили, что для того, чтобы сэкономить место и не везти лишний подрамник, он на один подрамник натягивал несколько чистых холстов. Есть и двухсторонние работы художник писал на обороте для экономии места. Вообще это своеобразный подвиг художника в походных условиях, на холоде создавать такие натурные зарисовки», считает заведующая реставрационным отделом музея искусств Антонина Наседкина.

Реставраторам предстоит выполнить ещё много непростой работы, поэтому тагильчане увидят  произведения московского художника Рубана только в следующем году. А перед этим часть отреставрированных работ выставят в Музее мирового океана в Калининграде, который давно мечтал показать просторы северных морей Игоря Рубана.

Текст: Екатерина Баранова

Фото: Екатерина Баранова, официальный сайт Нижнетагильского музея изобразительных искусств