Государственная помощь в России не доходит до адресата

Государственная помощь в России не доходит до адресата

19% бедных людей в стране не получают социальную поддержку. При этом 87% из тех, кто пользуется всевозможными льготами и пособиями, в них не нуждаются. К такому выводу пришли аналитики Всемирного банка и Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ. С аналитической запиской «Эффективная социальная поддержка населения. Версия 3.0: адресность, нуждаемость, универсальность» ознакомились «Известия».

На социальное обеспечение населения государство тратит 3% ВВП, а дефицит доходов у всех малоимущих страны составляет около 1% ВВП. Следовательно, если хотя бы 29% расходов на социалку попадали по адресу, то проблема бедности в России была бы решена, считают аналитики.

По данным исследования, большая часть мер поддержки идёт на поощрение граждан, имеющих особые заслуги перед государством (139 мер), на обеспечение привлекательности гражданской службы или службы в условиях повышенного риска (117 мер). Наиболее многочисленные категории граждан, получающих социальную помощь,  это ветераны труда и сельские специалисты. По мнению экспертов, это не самые незащищённые категории граждан.

«Есть такая категория получателей социальной помощи, как ветераны труда,  объяснила “Известиям” Елена Авраамова, доктор экономических наук, профессор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.  При нашем рынке труда, где работа меняется очень часто, награда за постоянство на работе не имеет никакого смысла. Из социологических исследований известно, что часть ветеранов просто не пользуется этими льготами».

По данным аналитиков, государственными социальными программами (не считая пенсий) охвачен 71% населения. При этом из общего числа малоимущих 19% вообще не получают социальную поддержку. Эти цифры были рассчитаны по данным выборочного наблюдения доходов населения Федеральной службы государственной статистики (ВНДН) и Росстата.

«Видимо, это те граждане, которые по разным причинам не способны коммуницировать с органами социальной защиты,  предполагает Елена Авраамова.  Ведь чтобы назначили помощь, нужно за ней обратиться. Если обращений нет, органы соцзащиты не будут сами инициировать общение с гражданами».

По словам эксперта, в России нет таких структур, которые отслеживали бы положение потенциально уязвимых категорий граждан и рассказывали им о возможных источниках социальной помощи. Авторы исследования пришли к выводу, что адресные пособия (самая действенная помощь бедным, назначаемая с учётом уровня доходов), среди которых ежемесячное пособие на ребёнка, субсидия на оплату жилья, пособия в трудной жизненной ситуации, доходят только до 41% нуждающихся.

Авторы исследования считают, что даже в условиях экономического спада существуют действенные «методы лечения» системы социальной поддержки населения.

«Если взглянуть на картину в целом, то ясно, что денег на адресные меры просто не остаётся  львиная доля средств уходит на меры поддержки льготных категорий, которые установлены федеральным законодательством. Регионы могут лишь повысить “таргетированность” адресных выплат, но проблемы бедности это не решит»,  говорится в аналитической записке.

Для решения проблемы авторы исследования предлагают усовершенствовать методику оценки реального положения бедных граждан, а также консолидировать и упростить систему поддержки, которая сейчас очень громоздка, что делает её плохо управляемой. Комплекс мер, назначаемых разными ведомствами, специалисты предлагают заменить универсальным пособием, которое объединит в себе выплаты на детей, субсидии на жильё и коммунальные услуги, пособие по безработице и другие меры социальной поддержки.

Аналитическая записка «Эффективная социальная поддержка населения. Версия 3.0: адресность, нуждаемость, универсальность» является промежуточным итогом глобального исследования, отмечает издание.

Агентство новостей «Между строк»